17.01.14

Школьный дресс-код

 

В конце 2013 года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части установления требований к одежде учащихся общеобразовательных организаций). По мнению его разработчиков, одежда для посещения уроков должна быть современной, стильной, деловой и при этом устранять признаки имущественного неравенства, а также религиозного различия. Словом, являть собой светский дресс-код.

Взяв за основу рекомендации, разработанные Министерством образования и науки РФ, более трети российских школ уже ввели у себя школьную форму. Но это преимущественно статусные учреждения — лицеи и гимназии, школы, показывающие наиболее высокие результаты при оценке качества образования и уровня подготовки выпускников. Есть такие примеры и в Новосибирской области. Однако массовое внедрение школьной формы в нашем регионе, как и во всей стране, остаётся на повестке дня. Активная подготовка к переодеванию учащихся сейчас ведётся повсеместно, включая властные структуры, учебные учреждения, текстильную, лёгкую промышленность и торговлю, тем более что, по данным специалистов, цикл изготовления формы от производства тканей до её пошива занимает около 12 месяцев.

 

В нашей области 5 июля 2013 года принят закон № 361, в котором установление требований к одежде учащихся на территории региона отнесено к полномочиям правительства РФ. На базе этого закона издано постановление правительства НСО о принципах требований к одежде и о компетенции в этом вопросе школ и органов общественного управления. В августе прошлого года в рамках работы XIII съезда работников образования Новосибирской области региональные минобрнауки и минпромторг провели выставку и показ коллекций школьной одежды предприятий лёгкой промышленности. Осенью того же года в «Новосибирск-Экспоцентре» был организован круглый стол «Школьная одежда».

Одна из участников этих мероприятий — исполнительный директор Национального союза производителей школьной одежды Александра Алдушина — сообщила о грандиозности задачи: необходимо одеть в школьную форму 13 миллионов детей 47 тысяч школ РФ. Не случайно в некоторых образовательных учреждениях возникла практика поэтапного перевода детей на школьную форму. Реализация масштабного социального проекта на первых порах привела на местах к нехватке школьной формы нужных размеров и фасонов, к спорам о вкусах, засилью в торговле некачественной одежды. Лишь 18 процентов отобранной для анализа школьной формы по стране соответствует техническому регламенту, для остальной одежды характерны пониженная гигроскопичность и воздухопроницаемость, высокий индекс токсичности, особенно подкладочных тканей. Эксперт также обратила внимание на неконтролируемое ценообразование на одежду учеников. В разных регионах цена варьируется от 1 до 25 тысяч рублей.

— О каком сглаживании социального неравенства учащихся тут можно говорить! — воскликнула Алдушина. — Качественная форма, произведённая в России из материалов, безопасных для здоровья детей, может стоить у производителя от 2,5 до 3 тысяч рублей. Но для сохранения такой цены нужно наладить массовый выпуск тканей, гарантировать заказы предприятиям, организовать прямые поставки одежды в школы и ограничить торговые наценки.

По данным замминистра минпромторга НСО, начальника управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Ларисы Ярковой, на территории области в настоящее время производством школьной одежды занято 10 предприятий, ещё четыре планируют это делать в ближайшем будущем. Сложившийся в последние годы объём выпуска формы (443,7 тысячи единиц) предприятия имеют возможность увеличить в два раза. Рынок школьной одежды (повседневной, парадной и спортивной) достаточно велик, оценить его можно, исходя из того, что, по информации замминистра минобрнауки НСО Дмитрия Метёлкина, в общеобразовательных учреждениях области насчитывается 260 тысяч учащихся.

— Наше предприятие уже давно выпускает школьную одежду для мальчиков и девочек. Могу сказать, что по трудозатратам пошив детской одежды не отличается от взрослой, и формирование цены — главная проблема для нас, производителей, — отметил генеральный директор ОАО «Бердчанка» Владимир Степанов. — Дело в том, что когда-то ученическая форма была обязательным атрибутом в школах, и её выпуск дотировало государство. Сегодня этого нет, и производители не делят одежду на взрослую и детскую. Так что добротную одежду делать дешёвой пока не получается.

В резолюции круглого стола, принятой в конце минувшего года, минпромторгу и мин­обрнауки НСО рекомендовано организовать взаимодействие предприятий лёгкой промышленности с общеобразовательными организациями для формирования фирменного стиля в одежде обучающихся и обеспечения предприятий целевыми заказами. Поддержана научно-исследовательская работа Новосибирского колледжа лёгкой промышленности и сервиса по созданию коллекций школьной одежды. Не забыт и внешний вид педагогов: Новосибирскому технологическому институту поручено разработать рекомендации по формированию «дресс-кода современного учителя».

В Госдуме тем временем началась доработка законопроекта о школьной форме. Принять его во втором чтении планируется в феврале 2014 года.

Владимир МАКЕЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

 

 

 

 

Ирина МАНУЙЛОВА, депутат Государственной думы РФ от Новосибирской области, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию:

— Формирование культуры в одежде — необходимый атрибут образовательного процесса в общеобразовательных организациях. Он поможет решать возрастные и психологические проблемы обучающихся, укреплять общий имидж общеобразовательной организации. Установление требований к одежде обучающихся является важным фактором их воспитания, формирования у них чувства принадлежности к своей школе, повышения психологического настроя на активное освоение образовательной программы. Единый подход к одежде устранит также возможные проявления социального и имущественного различия между учениками, а значит, укрепит их сплочённость и дисциплину.

По мнению нашего комитета, было бы правильным установление субъектами Российской Федерации только типовых требований, представляющих собой не определённый образец школьной формы, а некую модель, состав которой предполагает различные варианты комплектации (например, рубашка, брюки, пиджак или жилет, пуловер для мальчика, блузка, водолазка, юбка, брюки, пиджак, жилет или пуловер для девочки). Форма должна отвечать понятию «деловая одежда», что изначально отвергает атрибуты какой-либо религиозной принадлежности.

Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, должно быть предоставлено право устанавливать конкретные требования к одежде обучающихся, включая требования к её общему виду, цвету, фасону, видам формы одежды, знакам отличия и правилам её ношения. Соответствующий локальный нормативный акт образовательной организации должен приниматься с учётом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников и обучающихся. Кроме того, на уровне субъектов Российской Федерации должны быть определены меры социальной поддержки обучающихся из малообеспеченных семей, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

 

 

 


В НСО производством школьной одежды занято 10 предприятий. Наиболее крупные из них: ОАО «Синар», ОАО «Бердчанка», ООО «Шанс», ООО «Ротонда». Ещё четыре предприятия готовы выпускать её при наличии рынка сбыта и гарантированных объёмов заказа.


 

 

 

 

back
up