16.08.13

В обнимку со временем

 Сегодня отмечает свой шестидесятый день рождения директор Новосибирского театра «Красный факел» Александр КУЛЯБИН. В юбилейном интервью «Ведомостям» Александр Прокопьевич признался своей труппе в любви, рассказал о том, как уживается высокое искусство с искусством продаж, и пообещал, что зрители скоро увидят в спектаклях театра новых приглашённых столичных звёзд.

— Александр Прокопьевич, юбилей традиционно считается временем для подведения каких-то промежуточных итогов. Если вас попросить это сделать, что бы вы отметили как главное?

— Главное — всё-таки семья. У меня трое прекрасных сыновей, каждый из которых уже нашёл свое место в жизни. Старшему, Максиму, скоро исполнится 40 лет, я в 20 лет его «родил», Артём ненамного младше, ему 37, младшему, Тимофею, 29. Три сына — это, наверное, самое главное, это основа основ, то, ради чего стоит жить, а всё остальное уже прикладывается.

А вообще подводить итоги мне бы не хотелось, сейчас ещё стадия «и так далее», et cetera. Всё меняется, жизнь идёт. Нужно любить её, что я и делаю. Мне нравится то, чем я занимаюсь, я люблю свою профессию, люблю своих детей. Ключевое слово во всём — любовь.

— По первой профессии вы актёр, по второй — продюсер, причём стали им, как гласит театральная молва, едва ли не первым в стране. Но какое амплуа вам всё-таки ближе, не скучаете ли по актёрству?

— Сейчас я об этом уже совсем перестал думать. Совершенно не жалею, что поменял свою профессию. Хотя «один из первых продюсеров в России» — слишком громко сказано, в столицах их и до меня хватало. Что касается периферии, провинции — да, тут есть доля правды, не так много здесь было людей, которые занимались подобной деятельностью. Мне кажется, что я нашёл себя именно во второй профессии.

— Театр традиционно воспринимается как возвышенное искусство, маркетинг же — как не самое почитаемое у эстетов умение продавать. Как эти направления сегодня сочетаются в театральной жизни?

— Жизнь не стоит на месте, и нам нужно двигаться и идти в ногу со временем — это однозначно. На сегодняшний день не обойтись уже только одной хорошей режиссурой или только хорошими артистами. Нужно продвижение товара. Мы условно называем «товаром» спектакли, от чего «старики» наши хватаются за голову и кричат: «Какой ужас! Спектакль назвать товаром?!» Но тем не менее, если мы продаём билеты на спектакли, нужно уметь это делать.

— Под вашим руководством в театре стало происходить немало интересных, даже, пожалуй, знаковых событий. Одно из них, которое у всех на слуху, — фестиваль «Сибирский транзит», позже трансформировавшийся в «Ново-Сибирский транзит». Расскажите, зачем он создавался.

— В эпоху кризиса первое, что сделали театры, — прекратили гастрольную деятельность, поскольку это слишком дорого, а оплачивать перелёты и гостиницы государство перестало. Но если актёры не выезжают за пределы своей области, идёт постепенная, так сказать, «растренировка». Творческим работникам нельзя не знать свою страну, свою географию. Слово «транзит» означает «переезды», и идея фестиваля заключалась в том, чтобы мы ездили друг к другу, узнавали свой регион. С 2001 года «Сибирский транзит» проехал почти по всем крупным городам Сибири. Позже нам пришлось изменить формат фестиваля, с 2010 года он стал стационарным, закрепился в Новосибирске и стал называться «Ново-Сибирский транзит». Зато теперь он захватывает, помимо Сибири, Урал и Дальний Восток, и мы можем знакомиться с театрами этих регионов.

— Сам «Красный факел» тоже активно гастролирует. Какие отношения складываются с публикой в других регионах?

 

— Да, такова наша политика: гастрольная деятельность должна быть всегда. Так было, есть и будет, пока я здесь нахожусь. Хотя это дело неприбыльное, суматошное, но мы получаем колоссальный творческий заряд. Я знаю, что наступит тот день, когда все театры возобновят свою гастрольную деятельность, но мы-то к этому уже привыкли, мы профессионалы по гастролям, у нас всё проработано. За последние годы, сколько бы мы ни выезжали, у нас везде полные залы. А стало быть, «Красный факел» знают в России. Это очень важно. Из Барнаула, Санкт-Петербурга, других городов, где мы были, всё время идут письма с вопросом: когда вы ещё к нам приедете?

— Как вы «купили» избалованную петербургскую публику?

— Мы живой театр, вот и всё. Мы стараемся идти в ногу со временем, в обнимку с ним, я бы сказал, и, самое главное, у нас шикарная труппа, гениальные артисты. Вот этим и покупаем всех.

— Как вы смотрите на то, что ваши артисты «гуляют налево»?

— Абсолютно спокойно. Нельзя крутиться только в одной своей вотчине. Мир намного шире. Бывает, так сложился театральный сезон, что тебя не заняли в каких-то спектаклях. И чего сидеть-то в это время? Надо работать! Актёр должен всё время работать! Никаких табу, никаких запретов, лишь бы это не мешало общему делу.

— Правда, что вы не хотите ехать на гастроли в Москву, чтобы не переманили актёров?

— А это уже другая история. Конечно, в наш век информации актёров не удержишь за семью печатями. Но, тем не менее, привезти товар показать, а потом остаться вообще ни с чем — так не хочется.

— Вы следите за тем, как складывается творческая судьба ваших бывших «воспитанников», работающих ныне в столицах?

— По мере возможности. У каждого складывается своя судьба — у кого-то лучше, у кого-то хуже. В этот рынок и попасть сложно, и ещё сложнее в нём удержаться. За тех, кому это удалось, я очень рад. За Виталия Коваленко, который сегодня не просто ведущий актёр Александринского театра — его знает и любит весь Санкт-Петербург, мне это безумно приятно. За Лиду Байрашевскую, работающую в Москве. Дай Бог успеха им и всем остальным.

— Уникальное явление для Новосибирска — приглашение в спектакли на постоянной основе артистов, известных во всероссийском масштабе. Будет ли продолжена эта практика?

— Будет продолжена. Мы будем это делать, хотя, может быть, не так часто. Сейчас у нас играют Семён Фурман в «Поминальной молитве» и Александр Балуев в «Маскараде». Думаю, что в скором будущем появятся и другие.

— Артисты легко на это пошли?

— Не сразу. Неизвестный театр всё-таки. Дальше мне будет проще, потому что уже есть прецедент. Приближение шло довольно долго, но оно состоялось, и сейчас эта схема работает вполне успешно.

В оперных театрах подобная технология давно отработана, но у нас артисты играют не один спектакль, а работают на постоянной основе. Семён Фурман вообще весь репетиционный процесс прошёл. Александр Балуев внедрился, когда «Маскарад» уже шёл, а Фурман присутствовал при рождении спектакля, был соучастником этого. Что дальше будет — посмотрим.

— Можно ли ждать «звёзд» уже в этом сезоне?

— Как пойдёт. Есть задумки, но пока не будет известно совершенно точно, пока не ударим по рукам, я не могу об этом говорить. Это может быть в любом спектакле.

— Довольно распространено мнение, что театральный коллектив — это пауки в банке, люди, которые ради получения хорошей роли готовы идти по трупам коллег…

— К нашему коллективу это не применимо по одной простой причине: вы сейчас рассказываете о плохом театре.

Конкуренция у нас в театре есть — творческая, нормальная, здоровая; она должна присутствовать. Но интриги совсем не приняты. Замес ещё, наверное, Веры Павловны Редлих (народная артистка РСФСР, возглавляла «Красный факел» в 50-е годы XX века. — Ред.) — здесь есть настоящее братство, содружество, есть уважение к каждому, вне зависимости от возраста и ранга, прекрасные отношения между поколениями. Я горжусь своим коллективом. У нас нормальная, хорошая, здоровая семья.

— Вы расстаётесь с Александром Зыковым в качестве главного режиссёра и начинаете поиск кандидатур на эту вакансию…

— Продолжаем. Он уже идёт. Решение будет принято взвешенное, вдумчивое, кто это будет, сейчас сказать не могу. Кроме того, что это будет хороший, талантливый режиссёр.

— Планируется ли привлечение иностранных режиссёров, как это было со спектаклем «Ричард III»?

— В ближайшем будущем — нет. Мы не можем себе позволить суперпопулярных режиссёров типа Кристиана Люпа или Ромео Кастеллуччи, у них заоблачные гонорары, и всё время расписано. А всё остальное — я вам скажу, что российская школа режиссуры очень высока, зачастую гораздо выше, чем зарубежная. Надо было с несколькими режиссёрами поставить спектакли, чтобы понять это. Это не значит, что мы полностью отказываемся от иностранной режиссуры, но не будем этим увлекаться. У нас ребята подкованней и круче.

— Несколько лет назад завершилась масштабная реконструкция театра. Что она дала и как пережили её актёры?

— Изменения довольно существенны. Мы оставили стилистику, архитектуру театра, его композицию неизменными. Но само здание изменилось. Центральный вход перенесли в ротонду, в фасадную часть, сделали ступени. Появилось много новшеств, связанных с технической начинкой. Малый зал оформили, сейчас он вмещает до 100—120 человек.

Актёры пережили все трудности реконструкции мужественно и с пониманием, хотя испытывали колоссальные неудобства. У нас на время работ была продумана политика: мы два года «гастролировали» по Новосибирску, играли на сценах нескольких ДК, чаще выезжали на гастроли в другие города.

— Чего ждать зрителям от нового сезона?

— Уже в сентябре состоится премьера спектакля «KILL» по пьесе Шиллера «Коварство и любовь», его ставит Тимофей Кулябин. На малой сцене — премьера «Всё о женщинах…» в постановке Константина Колесника. До Нового года выпустим комедию «Укрощение строптивой» Шекспира с «золотомасочником» Владимиром Золотарём. После Нового года московский режиссёр Екатерина Гранитова приедет ставить малоизвестную пьесу Островского «Невольницы», и в конце сезона Дмитрий Егоров выпустит инсценировку по прозе Сергея Довлатова.

— Что бы вы сами себе пожелали на юбилей?

— Здоровья — слава Богу, оно есть, хотелось бы, чтобы было всегда. Чтобы поменьше меня разочаровывали и больше радовали мои окружающие, близкие и любимые люди. У меня есть две семьи — малая и большая. И к той, и к другой я отношусь с любовью, очень хочу и дальше ими гордиться.

Справка

Александр Кулябин родился 16 августа 1953 года в Ижевске. Окончил училище искусств в Тюмени. Работал актёром в театрах Барнаула, Павлодара и Ижевска. В 1993 году создал собственное театральное агентство «Капик». В 1994 году окончил Высшую школу деятелей сценического искусства при РАТИ (курс Г. Г. Дадамяна), стажировался в США и Германии, имеет диплом антикризисного управляющего. С 1999 года возглавляет Новосибирский драматический театр «Красный факел».

back
up