07.03.13

Вы поедете на бал?

Максим СИДОРЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

Возможно, вы будете удивлены, но в наше время этот вопрос звучит также актуально и волнующе, как и пару веков назад. Ровно десять лет прошло с того момента, как в Новосибирске вновь начали проводиться балы.

Танцы по крупицам

 

В честь этой даты историко-культурный центр «Отражение», занимающийся организацией балов в нашем городе, дал юбилейный «Бал десятилетия».

— Название бала говорит само за себя: ровно столько лет в Новосибирске мы проводим балы, — говорит Анна Абрамова, руководитель ИКЦ «Отражение», преподаватель Sosieta Di Danza. — Безусловно, балы в нашем городе проводились и раньше, правда, совсем другие. Существовала традиция школьных и лицейских балов, но, как правило, это были закрытые мероприятия, на которых мало танцевали, больше создавали образ. Надевали костюмы, напоминающие придворные платья времён Пушкина и Лермонтова; там же что-то рассказывали о Царском Селе и императорском дворе, но при этом не было массовых танцев. Для нас же бал — это, прежде всего, танцевальный вечер. И в таком формате балы в Сибири появились лишь десять лет назад.

Это был нелёгкий и в то же время интересный путь поиска и открытия культуры бального танца. Десять лет назад мы сами не знали ровным счётом ничего — не было ни книг, ни учебников, даже Интернет тогда был не столь доступен, как сегодня. Материал по бальным танцам, который дают профессиональным хореографам в вузах и ссузах, не отвечал на все наши вопросы, поскольку его тоже было немного. Приходилось собирать танцы по крупицам, некоторые мы пытались восстанавливать сами всеми доступными средствами. Наши поиски увенчались успехом: со временем, собирая и восстанавливая танцы, пополняя свою коллекцию, нам удалось сделать балы более танцевальными, чем раньше. И сегодня ситуация кардинально иная: в городе проходит много статусных балов, свои балы проводит и достаточно большое количество организаций. Например, уже третий год проходит губернаторский бал — сейчас это не просто мероприятие, где отмечают лучших студентов, но и прекрасная возможность для этих студентов потанцевать, причём не современные танцы, а танцы ушедших эпох. Три года назад я готовила только по одной паре от вуза, в прошлом году танцевали уже все участники губернаторского бала. В городе также проходят Венские балы, балы работающей молодёжи, которые собирают по 600—800 человек. Балов с каждым годом становится всё больше. Кто-то приглашает нас, как организаторов, а кто-то организует бал сам.

— Анна, расскажите, с чего же всё начиналось: сколько было человек на первом занятии и что вы разучивали, раз информации о бальных танцах практически не было?

— На первом занятии нас было всего шесть человек, включая меня и преподавателя, а начинали мы с незнания ничего и с неумения ничего. Сегодня у нас есть программа и методология, мы член международной ассоциации социального танца XIX века. Сейчас нам легко развиваться, нас уже многие знают — как в стране, так и за рубежом. Ещё пять лет назад мы часто наталкивались на стереотип: бал — это хорошо, но это не для нас. Сегодня же этот стереотип в обществе уже не настолько силён. Например, мы организуем балы в Доме учёных СО РАН, и вы знаете, людей приходит очень много, все хотят танцевать, поэтому там практически невозможно ставить сложные танцы. Мы вынуждены разделять программу бала на два этажа: на первом идёт обучение простому танцу, на втором же — танцуются более сложные.

 

Вначале было любопытство

— Как вам удалось заинтересовать людей, сделать балы массовым явлением?

— Первое время работало «сарафанное» радио, в основном люди приходили ради подготовки к одному балу, им было просто любопытно. Те же, кто заинтересовывался, оставались в студии и занимались уже более серьёзно. Если тогда друзья приводили друзей, и нас было немного, то сегодня мы уже имеем свои студии в трёх районах города и в других городах Сибири. Весьма действенен формат бала как мастер-класса: в разных районах города мы проводим по три-четыре таких бала за месяц. Так и идёт распространение культуры бала. На подобные танцевальные вечера может прийти любой желающий, даже без костюма, хотя бы в том, что есть дома (вечернем, выпускном или свадебном платье). Обучаем людей самым простым бальным танцам и тут же даём возможность станцевать их с более опытными танцорами. Человек получает приблизительное представление о бале, те, кто заинтересовался, уже записываются на занятия, чтобы более серьёзно подготовиться к следующему балу. Радует, что само слово «бал» уже перестало быть диковинкой и новинкой, оно стало более доступным: появилось понимание того, что на бал можно прийти и потанцевать, что для этого не надо чего-то особенного.

— Что помимо танца в себя включает понятие «культура бала»?

— Бал — это не только танцы. С одной стороны, мы учимся танцевать; с другой, учимся себя вести. Первоначально нам приходилось навязывать участникам балов основы бального этикета и церемониала прошлого. Многим тяжело было подойти и пригласить незнакомую девушку, не знали даже, как это надо делать. Сегодня элементарные основы бального этикета уже понятны и привычны. Первоначально мы уговаривали ребят приглашать на танцы разных партнёрш, сегодня же это данность любого бала.

— Нужно ли для подготовки к балу почитать какую-нибудь литературу, чтобы, например, лучше понять особенности балов той или иной эпохи?

— Мы всегда рекомендуем и показываем, что можно посмотреть и почитать, но вместе с тем главное стараемся рассказывать сами, делаем заметки в наших интернет-ресурсах. Мы понимаем, что если человек идёт на один бал, то он вряд ли будет что-то читать и искать, поэтому стараемся дать максимум доступной информации. Проводим швейные клубы, на которых рассказываем, как сделать бальные костюмы. Мы не устраиваем сюжетных балов, не играем в прошлое, а создаем бал, который проходит сегодня, и в нём участвуют современные люди. Наша задача лишь в том, чтобы задать «силуэт» той или иной эпохи.

 

От десяти до семидесяти

— Кто сегодня принимает участие в балах: люди какого возраста и рода деятельности?

— Аудитория очень разная. С одной стороны, мы работаем со школами, где проводим детские балы; с другой — молодёжную аудиторию собирают губернаторский бал и балы работающей молодёжи. Традиционные балы в Центральном парке больше привлекают аудиторию постарше: там средний возраст участников 30—35 лет. Так что мы работаем с людьми самого разного возраста. Часто на подготовку к балам приходят семьи — родители приводят детей или наоборот. Самой старшей участнице нашего коллектива Антонине уже исполнилось семьдесят, недавно она ездила со мной в Италию и танцевала там на балу. Самой юной нашей воспитаннице около десяти.

— Знают ли о новосибирских балах в Москве, Санкт-Петербурге, Европе — там, где культура балов развита уже давно?

— Уже в течение нескольких лет и в России, и в Европе знают о том, что в Новосибирске проходят балы. Москва и Питер, безусловно, начали раньше нас. В силу их близости к Европе, они чаще приглашают педагогов, поэтому и мы стали ездить к ним на учёбу. Соответственно, все преподаватели, которые приезжали туда и встречались с нами, узнавали, что балы проходят и в Сибири. За прошедшие годы и наш город уже посетили преподаватели из Чехии, Великобритании, Италии и Египта. С 2008 года я сама являюсь преподавателем международной ассоциации социального танца XIX века, центр которой находится в Италии.

— Бал был гармоничным элементом придворной культуры XVI—XIX веков, а зачем он, по вашему мнению, современному человеку?

— Сегодня, в век интернет-технологий, многие люди потеряли навыки социализации и коммуникации, они даже не знают, как подойти и познакомиться. Зачастую коллеги, сидящие в соседних кабинетах, не обращают внимания друг на друга. На помощь им приходит бальный церемониал и атмосфера бала, где заговорить и познакомиться с незнакомым человеком — обычное явление. Многие и приходят на бал за настоящим общением, музыка, танец и веселье помогают побороть робость и нерешительность.

back
up