Космические уроки
Максим СИДОРЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА
В День российской науки Новосибирский планетарий отметил свой первый день рождения. И главными гостями на этом празднике стали школьники города и области.
До начала праздничных мероприятий просторный холл планетария наполнился многочисленными гостями: представителями учёной общественности, работниками образования, региональными и городскими чиновниками, но главное — детьми. Ведь именно их горящие, любознательные взгляды — главная награда для сотрудников планетария. Им всё интересно, они хотят узнать как можно больше и как можно скорее! Кто-то из маленьких посетителей, впервые попав сюда, сразу бежит к «модели» чёрной дыры, кто-то — посмотреть на луноход, словно страж стоящий у входа в планетарий...
— Я не исключаю, что лет через десять—пятнадцать увижу кого-нибудь из этих ребят в космической отрасли, — сказал гость праздника космонавт-испытатель РФ Антон Шкаплеров. — Ведь у них уже сегодня есть такая замечательная возможность — прикоснуться к звёздам, стать ближе к ним хоть на один шаг. Даже в чём-то завидую этим мальчишкам и девчонкам. За свою жизнь уже успел побывать в разных планетариях. И поверьте, мне есть с чем сравнить. Новосибирский планетарий сегодня — самый большой и современный. Когда мы говорим о технологиях XXI века, то теперь я знаю, что это не фантастика. Вот они, перед нами. У меня была возможность обойти весь планетарий: мне показали не только его внешнюю сторону, но и «начинку». Не стану скрывать, что поражён его размерами и тем, что он может дать подрастающему поколению.
Ровно год назад Антон Шкаплеров, являясь членом 30-й экспедиции Международной космической станции, командиром космического корабля «Союз ТМА-22», прямо из космоса послал привет участникам церемонии открытия Новосибирского планетария. Спустя год он уже сам приехал к нам, чтобы вручить планетарию и его воспитанникам подарки. Но перед тем, как войти в зал, где уже собирались участники и гости праздника, космонавт дал самую настоящую пресс-конференцию юным новосибирцам. Вопросов было множество: «Видели ли вы из космоса Луну? Отличается ли это от того, как мы видим её с Земли? Понравилось ли вам в космосе? Летали ли вы на Марс или на другую планету?..» Покоритель Вселенной стойко выдержал этот экзамен, ответив всем.
— Год назад был открыт Новосибирский детско-юношеский центр «Планетарий». Я не случайно сказала полное название этого уникального учреждения, ведь есть разные планетарии с различными формами работы: некоторые из них создаются автономно, некоторые — на базе институтов, — рассказала начальник Главного управления образования мэрии Новосибирска Наталья Копаева. — Наш планетарий — это, прежде всего, учреждение дополнительного образования для детей, он и создавался, в первую очередь, для того, чтобы расширить возможности образовательных учреждений города. Планетарий с таким уклоном позволяет создать новые условия и совершенно иную образовательную среду для более глубокого научного познания мира. Сегодня мы много говорим о возрождении естественно-математического образования, об этом, в частности, сказал и президент России в своём обращении к Федеральному собранию.
Новосибирск и раньше являлся признанным во всём мире научным центром, уделяющим этому направлению в образовании большое внимание. Задолго до того, как рождалась президентская инициатива «Наша новая школа», до того, как стали делать такой акцент на федеральном уровне, в нашем городе уже были созданы образовательные учреждения подобной направленности и специфики. Прежде всего, это физматшкола при НГУ, отметившая свой полувековой юбилей. В Новосибирске есть и аэрокосмический лицей, который уже разменял третий десяток, лицеи при НГТУ и СГГА. Четыре года назад в городе стали открываться губернаторские классы, специализирующиеся на естественно-научном направлении. Все эти учреждения и проекты сегодня работают. И это, я уверена, совершенно оправданно, поскольку для современных высокотехнологичных отраслей требуются эксклюзивные специалисты, подготовка которых должна начинаться задолго до того, как они придут в вузы, ещё со школьной скамьи.
В частности, идея расширения возможностей образования детей и молодёжи нашла своё воплощение в создании планетария — центра, который предоставляет подрастающему поколению уникальные возможности для научных наблюдений.
Это не просто база для расширения научной деятельности детей и молодёжи, но и возможность создавать сообщества заинтересованных людей, любителей астрономии и проводников идей просвещения, познания мира. Не секрет, что Вселенная до конца ещё не познана, и хочется надеяться, что каждый из ребят, занимающихся на базе Новосибирского планетария, откроет свою новую звёздочку.
Наталья Николаевна обратила внимание на то, что планетарий, каким мы его знаем сегодня, — это лишь первая очередь его развития, как образовательного и просветительского проекта. Ещё, например, не воплощена в жизнь задумка по созданию на его базе политехнического музея с выставочными залами. Также здесь хотят открыть мастерские для занятий техническим творчеством — конструированием, авиамоделированием.
— Всего, что мы задумали, пока ещё нет, но верю, что, развивая территорию Ключ-Камышенского плато, руководителями города и области будет принято решение о строительстве следующей очереди планетария, где смогут разместиться необходимые для его работы и дальнейшего развития помещения — залы и лаборатории, — сказала она.
Директор Новосибирского планетария Сергей Масликов подтвердил, что учреждению на самом деле катастрофически не хватает площадей для реализации всех проектов и задумок. Он верит в то, что в скором времени эта проблема будет решена, поскольку разговоры о продолжении строительства уже ведутся.
Также Наталья Копаева рассказала о скорой реализации ещё одной востребованной в Новосибирске идеи — строительстве инновационной школы, которая впитала бы в себя лучшие практики по обучению детей со всего мира. По её словам, это должна быть совершенно иная информационно-образовательная среда, отличающаяся от привычной схемы организации образовательного процесса. И если все эти планы будут воплощены в жизнь, то вместе с планетарием это позволит создать в нашем городе новый образовательный комплекс, не похожий на всё, что было ранее.
— Чуть более года назад федеральным министерством образования вместе с Фондом Сколково был объявлен конкурс на разработку концепции школ Сколково. Новосибирское сообщество авторов во главе с городской общественной организацией «Умка» написали такую концепцию и представили её на конкурс. Среди 222 проектов наш проект вошёл в число лучших двенадцати и занял третье место, он стал лауреатом. Соответственно, Новосибирск входит в сообщество школ Сколково, что и позволит нам в ближайшем будущем реализовать проект строительства новой уникальной школы, которая станет образовательным пространством для жителей города, — рассказала она. n
- Сегодня в Новосибирском планетарии 13 детских объединений по образовательным программам: «Авиамоделирование», «История астрономии и освоения космоса», «Экология земли и космоса», «Занимательное естествознание», «ОЛИМП», тренинг решения задач по физике», «Космическая биология» и другие, в которых занимаются более 400 школьников города.
- Учебные аудитории оснащены телескопами, астрономическими приборами, современным оборудованием. Для ребят доступна библиотека центра, в которой имеются редкие издания книг по астрономии, астрофизике и естественным наукам.
- Работа объединений научно-технической направленности осуществляется в тесном сотрудничестве с Сибирским институтом авиации им. Чаплыгина, что способствует профессиональному самоопределению школьников.