Хорошая песня душу окрыляет
Зоя ЛАВРОВА
Народная песня помогла сохранить посёлок Смоленский Мошковского района.
Маленький посёлок зовут просто Смоленкой. Раньше здесь было сельхозпредприятие, сейчас от животноводческой фермы не осталось почти ничего. Но работают школа, большой детсад, где открывают четвёртую группу (дети рождаются!), фельдшерско-акушерский пункт и Дом культуры — типовое, скромное двухэтажное здание, укрывшееся в пожелтевших деревьях. Смоленка красива — холмы, луга, лес, речка, наверное, поэтому народ держится за неё, хотя работает в основном в Новосибирске.
«У меня просто душа кровью обливалась, когда я думала, что и наш Дом культуры растащат по кирпичику, — вспоминает его директор Инна Киселёва трудные 90-е годы, когда её коллектив месяцами сидел без зарплаты. — У меня была возможность уехать, звали на работу, но не могла бросить родные места. Здесь живут мама, сестра. В Доме культуры всё сделано моим мужем. Вы шли через фойе — оно обшито Виталием. Заходили на крыльцо — вся плиточка выложена его руками. Мой муж — водитель, простой рабочий. Сам не поёт, но мой первый помощник. В ДК работает художественным руководителем моя сестра Алла Добренькая — она соответствует этой фамилии. Алла закончила Кемеровский институт культуры, а я — Барнаульский, после Новосибирского культпросветучилища».
Инна Степановна говорит, как поёт. У неё красивый звучный голос, а энергия так и брызжет, глаза блестят, как будто только начала работать. Между тем минуло уже 30 лет, как она пришла сюда 20-летней девушкой. Сразу создала «базовый коллектив», ансамбль народной песни «Сибирский узор», известный сегодня в области и за её пределами, гастролирующий по городам и сёлам. В ансамбле — 10 человек, все женщины, в том числе и руководитель ансамбля Киселёва, выступают солистами. Коллектив носит звание народного и намеревается защитить звание заслуженного — это российские «знаки отличия».
«Звание народного мы получили в 1995 году, — поясняет Инна Степановна. — Сделали достойную программу. А в 1998 году нам предложили, и мы защитили на звание образцового детский ансамбль “Родничок”, он репетировал песни в этой же комнате».
Инна Степановна 19 лет руководит Домом культуры. Три зимы: 1995, 1996 и 1997 годов — он не отапливался, вода перемерзала, а они сюда ходили, танцевали и пели, несмотря ни на что. Сегодня у директора ДК есть кабинет на втором этаже. Она его отдала для занятий эстрадному молодёжному коллективу (здание большое, но помещений мало), а сама по-прежнему «живёт» в этой памятной комнате на первом этаже, где собирается «Сибирский узор». Она сравнивает свой Дом культуры с тем, что разрушен в другом пригородном селе. По «возрасту» он даже моложе смоленского, сейчас там добиваются, чтобы новый построить. «А у нас, к счастью, остались люди, которые не дали погаснуть здесь жизни. И если бы мы наш ДК сдали, я бы себе этого не простила. Под лежачий камень вода не течёт: если хочешь — найдёшь меценатов, а они у нас в разные годы всегда появлялись».
В тяжёлое время они жили на деньги, полученные от дискотек, помогали землякам проводить свадьбы. Киселёва до сих пор вспоминает ситец, которым её одарила в 90-е годы директор Новосибирского дома народного творчества Людмила Алексеевна Жиганова. Где она достала эти ситцевые рулоны, для Инны Степановны так и осталось загадкой. Но из него сшили костюмы многим артистам, в том числе и солистам «Сибирского узора». А сегодня у них шесть комплектов костюмов, и седьмой комплект шьют, потому что «Сибирский узор» заработал губернаторскую премию имени братьев Заволокиных. В этом году её впервые вручали четырём коллективам, в числе которых оказались и смоленские певуньи. Недавно белорусы подарили им свои расшитые национальные костюмы и пригласили на гастроли в Минск. Поэтому сейчас разучивают песни на белорусском языке, чтобы выступить в гостях достойно.
«Сейчас стало так хорошо, что я уже думаю, как бы это не спугнуть, — шутит Инна Степановна. — Пошла программа по развитию культуры Новосибирской области». Конечно, капремонта своего ДК они ещё ждут, но деньги на творческую деятельность получают. Директор ДК приводит пример с баяном. Первый баян они купили давно, с помощью депутата областного Совета Юрия Рыбакова. Киселёва была очень благодарна ему за понимание, но само-то мечтала о хорошем концертном баяне. Она не уставала говорить об этом, где только можно, и её даже прозвали «женщиной с баяном». Но не зря старалась. В этом году министерство культуры области выделило Смоленке 400 тыс. руб. на концертный баян от тульских мастеров — скоро его получат. А это значит, что на 14-м году работы сбудется мечта об этом баяне и у баяниста Виталия Анатольевича Кашкарова. «Такой инструмент — по его музыкальным способностям и исполнительскому уровню, — рада директор ДК. — Мы вчера выступали в посёлке Верх-Балта нашего района. Люди от песен “Сибирского узора” плакали и за руки нас держали, мне даже иногда неудобно от такого приёма. Они думают, что то, чем нас “кормят” по телевизору — это уже всё, конец света, ничего другого нет. А когда слышат наши народные, сибирские, хорошие авторские песни, понимают, что не всё в жизни потеряно». Виталия Кашкарова Инна Степановна сама выбрала в Новосибирском музыкальном училище среди наиболее сильных выпускников. Он из Киргизии, не стал поступать в консерваторию, а поехал в Смоленку, где ему дали квартиру, правда, тоже сначала неотапливаемую. «Мы поставили его сразу на два коллектива: один уже был народным, а второй должен был защититься на образцовый. Понимаете? У него проснулся профессиональный зуд, — объясняет Инна Степановна. — Кстати, из четырёх лучших выпускников его группы Виталий один работает в культуре. Не ошиблась я в нём! Женился на нашей смоленской девчонке, у них двое детей».
Трудно поверить, что в небольшой Смоленке — 13 творческих коллективов! Для детского образцового певческого коллектива Инна Степановна сама готовит детей с четырёх лет, ей «нужна постановка голоса». Начавший петь мальчиком Валерий Шипицын стал «любимым эстрадным певцом всего Мошковского района», у него красивый баритон. Для эстрадников куплена хорошая аппаратура. Инна Степановна приглашает меня посмотреть, как танцует старшая группа девочек, они собираются здесь после школы. А потом придут малыши — «те вообще не считаны». В ДК — два балетмейстера, потому что хореографический коллектив тоже образцовый, и это звание обеспечивает им две ставки преподавателей. Молодёжь учат танцевать супруги Ирина Анатольевна и Александр Викторович Буравковы, ездят в Смоленку из Новосибирска. Юные артисты детского театра «Праздник», которым руководит Алла Степановна Добренькая, привезли недавно диплом международного конкурса чтецов. У театрального объединения уже столько наград, что, по мнению директора ДК, «скоро ему наверняка предложат защитить звание образцового».
Инну Киселёву в шутку называют поющим тренером. Она 30 лет поёт в «Сибирском узоре», рядом с ней выступают уже её ученицы. Когда я спрашиваю, зачем ей заботы с гастролями, тем более поют они бесплатно, Инна Степановна отвечает: «Коллектив должен выступать, иначе — застой. Нельзя вариться в собственном соку». Поэтому едут в деревни по разбитой дороге — только бы транспорт прислали. Нынче по просьбе министерства культуры отработали 30 концертов в одной программе с «Чалдонами»: ездили по области на Поезде памяти. Они представляют регион на многих конкурсах, фестивалях и праздниках, которые организует минкульт. «Нам не верят, что в маленьком посёлке находятся люди, умеющие петь профессионально», — говорит Инна Степановна и с любовью описывает своих солисток. Женя Печенцева — фельдшер на «скорой помощи», на нынешний Праздник льна в Маслянино они её забрали прямо после ночной смены, после 11 вызовов к больным! Галина Николаева — кадровик, даже отпуск без содержания брала, когда они ездили с Поездом памяти. Есть в ансамбле педагог, парикмахер. «Для нас народная песня — не просто увлечение, мы её фанаты, — с чувством восклицает Инна Степановна. — Когда мы затягиваем “Ничто в полюшке не колышется”, зал замирает. Хорошая песня душу окрыляет. Мне бабушка рассказывала про войну: наработаешься в поле, едешь домой, поёшь — и усталость уходит».
Инна Степановна напевает сильным густым голосом: «Солнце нызенько, вечер блызенько, спешу до тэбэ, моё сердэнько…». «Я ведь чистокровная хохлушка, предки из переселенцев, — объясняет она свою привязанность к мелодичной украинской песне. — Моя мама была солисткой Сибирского хора у Левашова, выступала под девичьей фамилией Гетто, много гастролировала. У неё была запевочка известная: “Это сделано в Сибири, это сделано у нас”. И ещё: “Ваталинка, куда ходишь, Ваталинка вечерком…”. Помните? Вы думаете, откуда в нас песня? Сестра Алла хорошо поёт, бабушка пела. Как говорится, от осинки не родится апельсинка».
Дети смоленских артистов выросли в Доме культуры. Сын Инны Степановны Алексей работает в Болотном, а в Смоленке играет на балалайке. Дочь Нина, как и брат, тоже инженер, но возглавляет на предприятии команду КВН. Одна дочь баяниста Валерия Кашкарова уже поёт в детском ансамбле Дома культуры и сюда же придёт младшая.
Они начинают строить в Смоленке свой Клубный переулок (так решили назвать). Землю под дома получили баянист, методист, худрук. «Теперь уж точно клубные работники отсюда не уедут, — убеждена Инна Степановна. — Мы, знаете, уходим в отпуск и скучаем по клубной жизни. На площади встречаемся — прямо ноги несут в Дом культуры…» n