Макаревичу некогда тратить жизнь на глупости
Фото Валерия ПАНОВА

— Андрей Вадимович, почему из всех вечных тем выбрали именно любовь?
— Потому что любовь и есть самая вечная тема в искусстве. Мы выбрали песни о любви, не зависимо от того, мои они или не мои, наши или заграничные. Сделать что-то вместе с музыкантами A`cappella ExpreSSS я мечтал давно, потому что они потрясающие мастера своего дела. Я ими восхищаюсь.
— Вы активно сотрудничаете с зоозащитными организациями, даёте благотворительные концерты в помощь бездомным животным. В Москве проблема бездомных собак и кошек как-то начала решаться?
— Мы с Леонидом Ярмольником приступаем к строительству питомника, на который деньги дадим сами. Несколько лет мы бились лбом об двери и стены чиновников ЖКХ, которые обязаны заниматься этой проблемой. Но, понаблюдав, как в какую-то таинственную воронку улетают деньги, на которые не то что собак, а города с людьми можно содержать, я понял: бодаться с ними бессмысленно, надо просто спокойно сделать своё дело и ни от кого не зависеть.
— Как бороться с хозяевами, выбрасывающими своих животных на улицу?
— Проект федерального закона о защите животных лежит в Думе, ждёт своего очередного чтения, но когда его назначат, никому не известно. Уже было почти назначено, но случились выборы. В Госдуме теперь новый состав, и я не знаю пока тех, кто теперь им будет заниматься.
— Как вы относитесь к современному кино? Тем более что ваш сын Иван — актёр, снимается в кино, из последних его работ — съёмка в боевике «Бригада-2».
— К хорошему кино отношусь хорошо, не важно, современное оно или старое. К сожалению, раньше хорошего кино было больше, не только у нас, а вообще в мире. Была такая эпоха. Сейчас, может быть, какой-то переходный период для кино. Что касается моего сына… Он окончил ГИТИС, занимается любимым делом, профессией, которую он выбрал сам, без моей помощи, и я за него очень рад.
— Проводите ли вы время в Интернете, читаете ли блоги, зарегистрированы ли в социальных сетях?
— «Ночами сидел в “Одноклассниках”…» Нет, никогда не понимал людей, которые тратят время на эту белиберду. Жизнь очень коротка, и чем дальше, тем очевиднее ты это понимаешь. Тратить её на глупости у меня нет желания.
— Одно из ваших увлечений — дайвинг. Куда хотите погружаться в ближайшее время?
— Я периодически выезжаю в места, которые мне симпатичны. Реже чем раньше, потому что раньше погружения были связаны со съёмками фильмов. Сейчас я их не снимаю, а просто нырять уже не так интересно, потому что почти всё я уже видел. В конце мая поеду на Кубу в очередной раз. Я там снял уже фильм, который на нашем телевидении показывали в час ночи.
— У вас остались какие-то нереализованные желания?
— Мне бы очень хотелось лучше играть на инструменте, потому что та музыка, которой я занимаюсь последние несколько лет — я имею в виду джаз, — по сравнению с рок-н-роллом гораздо более серьёзная, сложная и продвинутая. И я, конечно, поздновато за неё взялся. Этот недостаток искупается желанием, и я надеюсь, что всё-таки двигаюсь вперед.
— Насколько вы вовлечены в политику, для вас это действительно важно и интересно? Вы были официальным доверенным лицом кандидата в президенты РФ Михаила Прохорова, зачем?
— Я был бы счастлив жить в стране, где нет никакой необходимости быть вовлечённым в политику. Но я очень боюсь, что в такой стране мы будем жить нескоро, поэтому иногда приходится заниматься тем, что мне не очень близко, но я сознаю необходимость этого.
— Вы не боитесь этим заниматься?
— Страшно переходить улицу в неположенном месте — задавить могут. Меня, кстати, очень огорчили некоторые статьи в СМИ по поводу митингов оппозиции на Болотной площади и проспекте Сахарова: в них было много вранья и пропаганды.
— Какая песня о любви из тех, что вы поёте, больше всего нравится лично вам? Слова какой из них выражают ваше представление о том, что такое любовь?
— В программе LOVE нет ни одной песни, которая мне не нравится, ведь мы сами составляли программу, и было глупо брать в неё то, что противно. Что касается слов, то песня — это такая магическая вещь, которая является соединением музыки, ритма и слов. И очень часто бывает, что слова великой песни, будучи оторваны от мелодии, вдруг оказываются совсем не такими, какими они тебе казались вместе с музыкой. Из-за этой магии я и люблю делать песни.
— Расскажите про ваши выставки графики? Это ещё одно ваше увлечение?
— Во-первых, это моя профессия, по образованию я художник-график и архитектор, во-вторых, я это очень люблю — рисовать, а не выставляться, конечно. 14 мая в Москве открывается наша совместная выставка с моим другом замечательным художником Сашей Галицким. Мы с ним в четыре руки сделали серию работ, по-моему, очень смешных. Наши котаблосы — это изображения кошек и котов с подписями. Сейчас ещё готовится к выпуску книга стихов Михаила Генделева с моей графикой. Идея издать книгу моя. Михаил был моим близким другом, его уже с нами нет. Я считаю его великим поэтом уровня Иосифа Бродского, но, к сожалению, значительно менее реализованным. Он заслуживает того, чтобы его знало и любило гораздо большее количество читателей. Я посчитал, что если я дополню его стихи своей графикой, то это каких-то новых людей привлечёт к нему и они через меня узнают его стихи. Я долго бодался с издательством, потому что никому не интересно выпускать заведомо некоммерческую книгу, но мы договорились: тираж будет очень небольшой, но книга должна быть красивой. Делать графику к поэзии невероятно сложно, потому что самое глупое, что может быть, это её иллюстрировать. От этого я стремился уйти.
— Какой город вы считаете своим?
— Мой город, к сожалению, экс-мэр Лужков угробил перед тем, как лишиться своего места, потому что точечная застройка центра огромными сооружениями, которые никак не вписываются в привычный пейзаж Москвы, привела к тому, что картину сильно испортили и перенаселили центр. За рубежом существуют законы, которые регулируют эти вещи. Например, в Лондоне запрещена наружная реклама. Они прекрасно понимают, какие деньги теряют, но лицо города им дороже, там запрещено строительство выше определённой этажности. Вот так должно быть и в Питере, потому что это такой же памятник архитектуры. Но пока господствует психология «украсть и убежать», ничего хорошего нас не ждёт.
— График ваших выступлений не укладывается в голове. С проектом «Джазовые Трансформации» вы дали в апреле четыре концерта, столько же с «Песнями про Любовь», ещё три с Оркестром Креольского танго. Позавчера вы в Иркутске, вчера в Красноярске, сегодня в Новосибирске. Вам комфортно жить в таком ритме?
— Меня ведь никто не заставляет так жить. Я всё это придумываю себе сам. Это сейчас ещё «Машина времени» в отпуске, а с сентября и «Машина» добавится. Человек такая скотина, что ко всему привыкает. Если занимаешься любимым делом, то всё остальное на второй план уходит.
— Вы сами отвечаете на вопросы, которые приходят — и не только от поклонников — на ваш сайт makar.info? Зачем вам это надо?
— Да мне не сложно, сел раз в неделю и ответил. Вот вернусь в Москву, посмотрю, что там накопилось. На гастролях я от этого отдыхаю, не беру с собой средств связи. А зачем мне это надо — хороший вопрос. Мне казалось, это нормально. Там попадаются вопросы осмысленные и человеческие. Знаете, почему я это, наверное, делаю? Если бы мне было 15 лет, мне бы очень нравился какой-то музыкант и у меня был к нему вопрос и возможность его задать, я бы обязательно его задал. Другое дело, что тогда такой возможности не было.
— А если бы была, кому бы задали вопрос?
— Мне сейчас уже трудно вспомнить себя в том возрасте, а сейчас уже никому. Мне очень многое интересно, но я не вижу нужды задавать вопросы. А разговаривать лучше не в Сети, потому что это бормотание в тёмной комнате, а так как мы сейчас разговариваем.
— Как вы относитесь к феномену продвижения своих произведений, музыкальных и поэтических, через социальные сети?
— Если он поэт, то где он публикует свои произведения не важно. Пусть хоть на заборе пишет. А то, что музыка ушла в Сеть, — это прямой результат того, что пираты угробили аудиобизнес, просто угробили. Поэтому в Сети может появляться сколько угодно интересного, но уже не появится качественного с точки зрения записи, потому что это дорого, а деньги из этого бизнеса ушли совсем. Можно что-то сделать на коленке, это будет мило и изобретательно, но записать песню с оркестром уже невозможно. Спасибо товарищам пиратам! Музыканты, которые бесплатно выкладывают свои новые альбомы в Сеть, делают это только для того, чтобы их потом пригласили на концерт, где они смогут заработать. Это способ рекламирования себя. Что им ещё остаётся делать? Я этим способом не пользуюсь, потому привык представлять на суд слушателей качественно сделанный продукт. Чтобы это качественно сделать, это надо качественно записать. Чтобы записать, надо потратить хотя бы тысяч 30—40 долларов. А просто так вынуть из кармана эту сумму и подарить её человечеству я не готов.
— Новое общественное телевидение, которое сейчас создаётся, вас интересует? Если это будет что-то приличное, пойдёте туда с каким-нибудь проектом?
— Я пока не очень понимаю, что это будет. Если увижу, что я там востребован, то да, наверное, пойду, потому что я за 16 лет чему-то научился, и телекомпания наша продолжает существовать. Мы будем рады принести какую-то реальную пользу. Но я действительно пока не понимаю, что это будет. Если это будет телевидение, которое существует не на деньги, заработанные на рекламе, а на дотации, то у нас уже есть канал «Культура» — неплохой на фоне остальных каналов. Чем этот будет принципиально отличаться? И как общество будет им управлять, я не понимаю. n
L.O.V.E. — Песни про любовь
19 апреля в Новосибирске прошёл совместный концерт Андрея Макаревича, восхитительного вокального коллектива A`cappella ExpreSSS, замечательного трубача Константина Гевондяна и трио джазового пианиста Евгения Борца. Все песни в этом проекте, как следует из его названия, посвящены любви.
Новосибирцы, пришедшие на концерт в ДКЖ, услышали песни Бинга Кросби, Ната Кинга Коула, Beatles, Булата Окуджавы, естественно, самого Андрея Макаревича и даже «пионерскую блатную песню».
Возможно, самым преданным поклонникам Макаревича не хватило на сцене собственно Макаревича. Вряд ли даже половину того времени, что продолжался концерт, мэтр пел и играл на гитаре. Казалось, он отошёл на второй план, выпуская вперёд молодых гениальных музыкантов, и стал ещё одним — помимо темы любви — скрепляющим началом, сделавшим этот концерт не просто набором хороших песен, а единым целым — потрясающим музыкальным спектаклем.