27.04.12

На крыльях песни

Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА

Мы разные, со своей «генной памятью» и откликом на традиционную культуру, тем и интересны друг другу. Новая рубрика «Ведомостей» посвящена национальному многообразию Новосибирской области. Мы открываем её рассказом о носителях русской традиции.

Свистопляска на Свистунью

Знакомиться с русской традиционной культурой мы отправились на ярмарку народных промыслов «Колывань мастеровая», которая проходила в минувшие выходные. Купеческая Колывань, по праву носящая звание «музея сибирской старины», формировалась из русских переселенцев, а начиналось всё с Чаусского острога, со времени основания которого на будущий год исполнится 300 лет. Посёлок, а некогда уездный город — столица Колыванского края, встречал нас прекрасной панорамой с возвышающимся над малоэтажными застройками бело-голубым храмом во имя святого Александра Невского.

Несмотря на пронизывающий ветер, на площади перед районным Домом культуры мастера-ремесленники установили палатки с произведениями деревянного зодчества и керамики, валяными и вязаными изделиями. Тут же шла бойкая торговля бубликами с лотка.

Особое место на ярмарке заняли свистульки. На Свистунью-Свистопляску, обещанную в программе фестиваля, их должно быть много. В этот русский народный праздник принято много свистеть и шуметь — так в старину отгоняли злых духов и ускоряли приход весны. Как ни старалась ребятня из новосибирского фольклорного ансамбля «КрАсота» шуметь, апрельский порывистый ветер уносил свист, извлекаемый из множества свистулек, куда-то вверх к низкому серому небу. Тогда, взявшись за руки, дети бежали хороводом, стараясь согреть себя и зрителей.

В это время на ступеньках ДК выступал коллектив Новосибирского колледжа культуры и искусств. Дефилировали в народной одежде, характерной для исторической Колывани и окрестных мест, педагоги и студенты Новосибирского государственного педагогического университета. «Люди приходили сюда, в Сибирь, и заимствовали у аборигенов какие-то элементы в одежде, традициях, шёл взаимообмен. Народ перенимал всё самое лучшее. Так появлялись новые костюмные комплексы. То, что мы показываем, — это дипломные работы студентов, выполненные под руководством преподавателей», — говорит Гульнара Сайфудинова, старший преподаватель кафедры народной художественной культуры факультета культуры и дополнительного образования НГПУ, сама участвовавшая в дефиле в костюме замужней дамы, или свахи.

Среди студентов педагогического университета знакомимся с гармонистом из села Петропавловка Краснозёрского района Константином Татьяниным. Студент-заочник НГПУ в своём районе личность известная — о нём в Краснозёрском ДК даже сняли фильм. Гармошку он освоил самостоятельно, учась в пятом классе, будучи уже взрослым человеком участвовал в Маланинском фестивале, собирающем гармонистов и баянистов со всей страны, сейчас работает в краеведческом музее Петропавловки. «Я на все сто ощущаю себя русским человеком, — говорит Константин Михайлович. — И считаю, что о русской культуре нужно говорить больше. Мы разучились петь свои народные песни. Предпочитаем включить караоке и даже на свадьбе не можем вспомнить хотя бы одну русскую песню или частушку».

В тетёру поиграем

«Тетёра шла, меховая шла. Шла по удалью, по за удалью. Сама прошла и детей провела. Самого лучшего оставила…» — это ребятишки из «КрАсоты» уже перебрались на второй этаж ДК и устроили весёлую игру с такими же разодетыми в русские рубахи и сарафаны детьми от шести лет и старше из коллектива «Росинки», приехавшего на праздник из села Вьюны.

— Мы с детьми много играем, ведь, по сути, игра для ребёнка — это способ познания мира. У нас есть интересная игра «Покойник», дети её очень любят, — рассказывает руководитель «Росинок» Татьяна Стадникова. — «Покойник» укладывается на лавку, вокруг него, взявшись за руки, водят хоровод со словами: «Умер покойник в среду, во вторник пошли хоронить, он руками шевелит». «Покойник» начинает руками шевелить. Потом ногами, глазами, головой, потом на лавке сидит, наконец «нас бежит ловить»… Для чего народу нужны были такие игры? Чтобы дети воспринимали смерть так же естественно, как рождение. Не надо бояться смерти — она лишь переходное состояние. Когда человек рождается, он плачет, когда умирает, — о нём плачут другие. При этом все понимают, что там ему будет лучше, там вечная жизнь…

Детский образцовый фольклорный коллектив «Росинки» у себя в селе Вьюны Колыванского района пользуется большой популярностью. Ещё бы! Ведь Татьяна Стадникова со своим коллективом не только обучают местных ребятишек народным танцам, бытовым обрядам, но и устраивают фольклорные праздники — колядуют на Рождество, на Красную горку яйца катают, на Троицу берёзам косы плетут: «Девки ходят вокруг берёзок хороводами, заплетают им ленты, загадывают желания и пускают по нашей речке Вьюнке венки: к какому берегу пристанет, там и жених живёт», — поясняет руководитель. После и свадьбы справляют. В репертуаре «Росинок» есть старинный свадебный обряд, записанный Татьяной Николаевной в 1996 году в селе Ташара Мошковского района. Может быть, потому что невеста «плачет» на такой свадьбе согласно обряду, так, как это повелось в старину, не торопятся «росинки» покидать малую родину, оставаясь в родном селе на постоянное жительство.

— Я росла в небольшом шахтёрском городке на Урале. Отец был гармонистом, и мне это передалось. У нас дома часто вся деревенская родня собиралась. Мне очень нравилось слушать, как они поют, усаживались, и, не зная голосов, распределялись: ты тонко поёшь, а ты толсто, а ты серёдку держи. И запевали на три голоса. Так я и выросла среди песен, — рассказывает Татьяна Стадникова. — А потом, когда мы перебрались сюда, в 1996 году, я узнала про Оксану Ильиничну Выхристюк и поехала к ней знакомиться и учиться.

«Дык приглядывались…»

У неё действительно есть чему поучиться. Заслуженный работник культуры, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, директор Русского дома народных традиций «КрАсота» при министерстве культуры Новосибирской области Оксана Выхристюк вырастила не одно поколение людей, влюблённых в русскую традиционную культуру. Выпускница новосибирской консерватории, она сначала основала академический хор в НГУ, которому в прошлом году исполнилось сорок лет, а тридцать лет назад на базе вокальной группы народной песни при хоре создала один из первых в России молодёжных любительских коллективов аутентичного фольклора — ансамбль «КрАсота».

— Много лет назад мы с вокальной группой хора НГУ приехали в Индию, и меня поразило, как там хранят древние народные традиции: играют на каких-то глиняных горшках, сохраняют архаичные танцы и напевы, буквально живут этим. Вернувшись в Новосибирск, я стала искать старинные русские песни, — рассказывает Оксана Ильинична. — И выяснилось, что песни, которые исполнялись на радио и телевидении, не являются собственно народными. В первый же год, в 1981-м, мы предприняли сразу две поездки — в село Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края и село Большой Куналей в Забайкалье, где встречались с коллективами старообрядцев, культуру которых можно назвать реликтовой. Вот это забайкальское село стало моим любимым местом, а руководителя местного хора Александра Ивановича Рыжакова я считаю своим учителем. Он показал мне, не говоря ни слова, как нужно любить народную песню, как понимать и беречь человека, который её исполняет.

С тех пор «КрАсота» объехала с этнографическими экспедициями больше двадцати сёл Новосибирской, Читинской и Кемеровской областей, Ставропольского и Алтайского края, республик Алтай и Бурятия. Наиболее полюбившиеся песни пополняют репертуар ансамбля, дискография которого сегодня уже включает десять дисков. Разучивая песни, «КрАсота» старается сохранить характерную для неё манеру исполнения, говор, ритмику.

— Это глубочайшая культура, которую мы успели записать, сохранить. Помню, как в очередной раз приехала в старообрядческое село Архангельское в Забайкалье. Говорю, буду сейчас вас фотографировать. И женщины, с которыми я общалась пятнадцать лет, нарядились так, что я их не узнала. Откуда, спрашиваю, такая красота, почему же раньше не показывали? А они мне: «Дык приглядывались…»

В «КрАсоте» не отбирают воспитанников, а принимают всех желающих, начиная заниматься с ними ещё с детсадовских и школьных ансамблей-спутников. Самые отчаянные «гудошники» со временем могут стать и запевалами, для этого их сначала просто просят слушать, усаживают с грамотными исполнителями, как обучали в старинных певческих коллективах. «Раньше ведь не разучивали партии, а перенимали их на слух. Почему наш народ был певческим? Потому что ребёнок ещё в утробе матери слышал её пение, и потом после рождения его постоянно сопровождали песни — колыбельные, праздничные, обрядовые. Дальше были распевки, частушки, игровые песни. Так ребёнку передавались родовые интонации, складывалась его картина мира».

Эмоциональный отклик из зала, который неизменно сопровождает выступление «КрАсоты», Оксана Выхристюк объясняет тем, что настоящая народная песня пробуждает «генную память», приводит в порядок мысли и чувства, а ещё даёт человеку нечто особо ценное — духовный стержень.

Ежегодно Русский дом народных традиций «КрАсота» даёт немало концертов, мастер-классов, проводит Сибирский фольклорный фестиваль, собирает детский фольклорный лагерь «Россия молодая». И этот год не исключение. В планах на лето — праздник на Троицу в Тогучине, на Ивана Купалу — в Колывани, фестиваль старообрядческой культуры «Белая гора» и вечер памяти бывшего директора РДНТ Александра Яковлевича Выхристюк в Белокурихе. Наконец, продолжение работы по созданию антологии фольклора Новосибирской области, в которую, по замыслу Оксаны Ильиничны, должны войти все самые заметные исполнители разных национальных культур, проживающие в нашей области.

back
up