20.04.12

В спорах рождается… мир

Владимир МАКЕЕНКО

 

«Медиация — современный инструмент досудебного разрешения споров». Такова тема прошедшей в Новосибирске Всероссийской научно-практической конференции.

Главным гостем и участником конференции была Цисана Шамликашвили, президент Научно-методического центра медиации и права (Москва), исполнительный директор объединения Службы медиации при российском Союзе промышленников и предпринимателей. «Почему медиация сегодня вдруг стала столь актуальной и злободневной? — начала своё выступление Цисана Автандиловна. — Дело в том, что современное право стремится уже не столько к правоприменению, сколько к использованию права. В этом случае акцент смещается на сотрудничество сторон, а не на состязание, как это обычно происходит в судебном процессе. Идёт не доказывание права каждого, а отстаивание их интересов на основе этого сотрудничества. И медиация является как раз тем инструментом, с помощью которого можно добиться такого результата».

Судя по всему, само развитие цивилизации вызвало к жизни такую форму примирения, как медиация. Взаимное переплетение экономик, культур, миграционные процессы неизбежно привели к тому, что стало необходимым находить возможность согласовать порой кажущиеся несогласуемые интересы. Это отметила и Цисана Шамликашвили: «Действительно, сегодня очень важны такие способы урегулирования конфликтов, когда конфликт не просто прекращается, а исчерпывается, что создаёт условия для долгосрочного и устойчивого мира».

Известно, что медиацию относят к системе альтернативного разрешения споров. Но в тех странах, где она давно востребована, теперь идёт полемика о том, что медиация уже не является альтернативой. Она настолько широко применяется, что альтернативой могут считаться какие-то другие способы разрешения споров. Хотя, на взгляд, Цисаны Автандиловны, в современном мире уместнее говорить об адекватных способах разрешения споров. В таком случае можно на практике представить весь спектр существующих способов разрешения споров. И суд — в том числе, потому что есть случаи, когда только суд является оптимальным выходом из ситуации. С другой стороны, ни один из альтернативных способов разрешения споров, тем более такой, как институт медиации, не может существовать, успешно и эффективно развиваться в обществе, где нет устойчивой судебной системы. Таким образом, сегодня следует иметь в виду именно полный спектр адекватных способов разрешения конфликтов.

До сих пор нередко ещё задают вопросы: в каких спорах медиация применяется и применима? Практика показывает, что это, конечно, споры между хозяйствующими субъектами, внутрикорпоративные споры, а также в банковской и страховой деятельности, это трудовые, семейные конфликты, особенно в трансграничных браках, споры, связанные с интеллектуальным правом, воспитательно-образовательной системы и все межкультурные, межконфессиональные, межэтнические конфликты. Ну, и конечно, без медиации не обойтись во всех профессиях, где существует необходимость межчеловеческого общения, а особенно она нужна для управленческих кадров, менеджеров, которые находятся в ситуации конфликта постоянно.

Кроме того, медиация является ещё и очень большим подспорьем как социальный инструмент. Например, Научно-методический центр медиации и права разработал метод «школьная медиация». Он позволяет не только разрешать конфликты, но и предупреждать их, а также даёт большой эффект в коррекционной работе с трудными подростками, с несовершеннолетними правонарушителями.

Об альтернативном урегулировании конфликтных ситуаций, которые возникают в процессе практической деятельности медучреждений, рассказала заведующая кафедрой права Новосибирского государственного медицинского университета, Заслуженный врач РФ Людмила Канунникова. Анализ обращений граждан в областное министерство здравоохранения и в управление здравоохранения мэрии показывает, что их число год от года возрастает. В основном они касаются нарушений норм профессиональной этики врача, некачественной медицинской помощи, невыполнения обязательств по условиям договора возмездного оказания медицинских услуг. При этом процентов 60 подобных обращений можно регулировать путём применения процедуры медиации.

По мнению судьи Новосибирского областного суда Натальи Папушиной, функции медиатора до настоящего времени выполняли судьи первой инстанции. Они выполняли категорическую установку для судов принимать активное участие в примирении сторон по мелким спорам. Вместе с тем Наталья Юрьевна заявила, что введение института медиации можно только поддержать. Исходя из своей многолетней практики, она считает, что медиативные процедуры должны применяться, в первую очередь, при разрешении споров о наследстве. Сейчас они рассматриваются в судах общей юрисдикции, а ведь, как правило, сторонами этих споров являются ближайшие родственники. Причём основа этих конфликтов зачастую не желание обладать каким-то имуществом, а детские обиды на то, что родители больше своей любви уделяли одному из братьев или сестёр. В таких делах нужен не арбитр, а помощник, которым является медиатор. Тем более что суд — это точка в отношениях, а медиация — точка в споре, но в отношениях — многоточие.

 

Спрос на медиаторов в руках бизнеса?

Марат АВДЫЕВ, директор НП «Сибирский центр конфликтологии» (Новосибирск):

— По замыслу организаторов конференции, к участию в ней не предполагался допуск профессионального сообщества медиаторов. Не случайно в пленарной части конференции среди докладчиков не было ни одного практикующего медиатора, за исключением уважаемой гостьи из Москвы.

Более содержательным стал круглый стол, где было больше дискуссий и обсуждений важных проблем становления медиации в России. Начать с того, что в Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства содержатся такие виды деятельности, как услуги народных целителей и экстрасенсов, но профессиональных медиаторов и конфликтологов там до сих пор почему-то нет.

Очень бурную дискуссию вызвала проблема взаимодействия судейского корпуса с медиаторами. К сожалению, пока суды ошибочно воспринимают медиатора как «конкурента» судейского сообщества. Отсюда часто возникает вопрос: станет ли суд утверждать медиативное соглашение, вышедшее за пределы заявленных в суде предмета и оснований иска? Приятно было слышать от заместителя председателя Арбитражного суда НСО Елены Петровны Козловой однозначную готовность утвердить любое медиативное соглашение, которое заключат стороны. Однако даже в том же суде далеко не все судьи обладают такой позицией в отношении медиации.

В дискуссии отмечалась также актуальность разъяснения права сторон урегулировать спор путём обращения к медиатору на профессиональной основе. В связи с этим есть необходимость размещения базы данных профессионально подготовленных посредников на сайтах судов с контактными реквизитами медиаторов, их краткой биографией и данными документа об образовании, почасовых и иных ставок, фото или краткого видео, а также специализации, региона работы и саморегулируемой организации, в которой может состоять данный специалист.

Впрочем, корень всех проблем возможно в том, что сегодня отсутствует государственная политика в сфере медиации. Не случайно, по оценкам председателя Сибирского Третейского суда Михаила Эдуардовича Морозова, доля гражданских споров, разрешаемых альтернативными методами с использованием третейского разбирательства, медиации и примирительных процедур, составляет приблизительно один процент от общего их числа. Для справки: по итогам 2010 года судами было рассмотрено порядка 14 миллионов дел в рамках гражданского судопроизводства.

Снять остроту проблемы, на наш взгляд, помогут разгрузка судебной системы, общественный контроль и развитие внесудебных способов урегулирования конфликтов с помощью медиативных процедур. По нашему мнению, таким драйвером может выступить бизнес-сообщество. Именно оно, преследуя собственную выгоду и устав от судебной волокиты и неопределённости, может обеспечить спрос на сообщество медиаторов.

Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:

— Медиация призвана разгрузить суды, создавать условия, чтобы сами участники конфликта нашли взаимовыгодное решение. У нас сегодня более 150 тысяч субъектов хозяйственного права, и надо, чтобы такая форма разрешения споров приобрела масштабный объём.

Любовь БУРДА, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе, председатель НРО ООО «Ассоциация юристов России»:

— Россия доказала свою способность быть частью глобального мира, в котором важно уметь находить баланс интересов, разрешать возникающие вопросы вне серьёзного конфликта. Использование примирительных процедур — одна из задач модернизации нашей страны.

Александр ТИТКОВ, заместитель мэра Новосибирска:

— Мы обязаны эффективнее использовать самый мощный, невосполнимый ресурс — время. Хозяйствующие субъекты Новосибирска не могут его терять на выяснение отношений в судах. Институт медиации как раз и призван сэкономить время и обеспечить устойчивое, динамичное развитие города.

back
up