Ребёнок любой ценой
Евгения АНЦУПОВА
С 1 января этого года в России вступил в силу Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который легализовал суррогатное материнство.

Категорически против ЭКО и, тем более, суррогатного материнства выступает церковь, считая его противоестественным и аморальным. И, как правило, верующим бездетным парам приходится либо смириться с мыслью, что они никогда не будут иметь своего ребёнка, либо прибегнуть к усыновлению. Кроме того, противники суррогатного материнства считают немыслимым, что ребёнка — пусть и до боли желанного — можно купить за деньги. А как может женщина, девять месяцев носившая под грудью малыша (пусть и не своего — генетически), расстаться с ним сразу после рождения? Многие считают такой шаг кощунством.
Впрочем, можем ли мы осуждать семьи, которые не могут стать действительно счастливыми из-за того, что у них нет детей? Способны ли понять всю глубину трагедии бездетных пар те, кто то и дело прибегает к процедуре искусственного прерывания очередной — нежеланной — беременности? Знают ли те, кто каждый день слышат смех своих рождённых традиционным путём детей, как это мучительно больно: смириться с мыслью, что ты никогда не увидишь, как улыбается твой малыш?
Первый суррогатный ребёнок появился на свет в Великобритании в 1989 году. С 1995 года программу по суррогатному материнству начали использовать в странах СНГ. Первый ребёнок, родившийся по этой программе на постсоветском пространстве, был выношен в Харькове. Рекордсменкой среди суррогатных мам считается англичанка Кэрол Хорлок, которая успешно выносила и родила 12 малышей для бездетных пар — восемь девочек и четырёх мальчиков, включая двойню и тройню. Причём делала она это абсолютно безвозмездно, объясняя своё желание быть сурмамой тем, что ей просто «нравится быть беременной». Но это, разумеется, исключительный случай.
По словам Нелли Агамян, бесплатно соглашаются на вынашивание не своего ребёнка, в основном, только близкие родственники. Как правило, суррогатными матерями становятся всё же те, кто хочет таким образом решить свои финансовые, жилищные проблемы. В законе не оговаривается сумма, которую сурмама может получить за эту услугу от биологических родителей. Денежное вознаграждение прописывается в договоре. Как показывает практика, за процедуру суррогатного материнства биологические родители платят от 600 тысяч до 1,5 миллиона рублей в качестве гонорара для суррогатной мамы (плюс расходы, связанные с программой ЭКО, — примерно от 55 тысяч рублей).
В Новосибирске только одна клиника работает по программе суррогатного материнства. По словам заведующей отделением ЭКО Алёны Беловой, за девять лет действия программы в нашем городе родилось около ста малышей. Эффективность по ней такая же, как в среднем по процедуре ЭКО в этой клинике, — около 45 процентов (кстати, такой показатель — один из лучших в мире), и даже выше. Возможно, потому, говорит Алёна Белова, что суррогатные мамы здоровы — в отличие от проблемных «экошниц».
Только по официальным данным, учитывающим семьи, состоящие на учёте по бесплодию, в Новосибирске более трёх тысяч бездетных пар. Но если программа ЭКО может решить проблему многих из них, суррогатное материнство никогда не будет массовым. В первую очередь, из-за дороговизны этой процедуры.
Вступивший в силу с нового года закон впервые прописал нормы, регулирующие процедуру суррогатного материнства. Как гласит статья 55, суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребёнка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребёнка невозможно по медицинским показаниям». Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребёнка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством РФ, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий. Имеет на это право и одинокая женщина.
Впрочем, как говорят специалисты, в законе по-прежнему осталось немало пробелов. Например, даже заключённый договор не может обязать суррогатную маму дать согласие на запись биологических родителей в качестве родителей выношенного ею ребёнка. То есть она на законных основаниях может оставить ребёнка себе. И такие прецеденты были и в мировой, и в российской практике (в Новосибирске подобной негативной практики нет). По словам юриста Юнны Зверевой, эту проблему можно было снять, прописав в законе обязательность генетической экспертизы рождённого суррогатной мамой ребёнка. Кроме того, новый закон не решает проблем одиноких мужчин, которые хотят родить ребёнка с помощью суррогатных матерей (именно так недавно стал отцом, обратившись в США к услугам суррогатной мамы, певец Филипп Киркоров). Впрочем, как говорит Алёна Белова, за всё время работы соответствующей программы в новосибирской клинике было всего два обращения от одиноких мужчин, однако ни тот, ни другой до вступления в программу так и не дошёл — вероятно, по личным причинам. n
- Показаниями к суррогатному материнству являются: отсутствие матки (врождённое или приобретённое), деформация полости или шейки матки при врождённых пороках развития или вследствие заболеваний, синехии полости матки, не поддающиеся терапии; соматические заболевания, при которых вынашивание беременности противопоказано; неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.
- Суррогатное материнство запрещено законом в Германии, Франции, Норвегии, Щвеции.
- Использование суррогатного материнства разрешено только на некоммерческой основе в Австралии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Канаде.
- Суррогатное материнство полностью разрешено в большинстве штатов США. Использование суррогатных мам в программах лечения бесплодия, в том числе на коммерческой основе, разрешено в ЮАР, Грузии, Украине.