С лимитом или без
Елена КВАСНИКОВА
С 1 февраля в Новосибирской области меняется система льготного проезда в общественном транспорте. У льготников появится возможность самим выбирать более выгодную для себя систему поездок.
Новшество в том, что теперь у всех льготников будет два варианта на выбор: проезд по схеме 30 поездок за 150 рублей плюс 60 поездок за полцены с правом переноса поездок на следующие месяцы или безлимитный проезд с ежемесячным пополнением карты.
Раньше, напомним, действовало жёсткое и не зависящее от желания человека распределение: ты относишься к «лимитникам», ты — к «безлимитникам».
— Около 150—155 тысяч человек относятся к «лимитной категории» с правом накопления поездок, — объясняет министр. — Покупая карту на 30 поездок в месяц, человек мог фактически ездить 15, в этом случае 15 шли ему в накопление. Можно было накопить на месяц, на два, и соответственно не платить в эти месяцы по 150 рублей. Из этой категории, по данным на 27 декабря, лишь 13 процентов граждан превысили порог в 30 поездок в месяц. И эта цифра стабильна была всё второе полугодие. 87 процентов граждан сэкономили некоторое количество поездок. В общей сложности накопилось более 8 миллионов поездок. Все поездки — у кого-то десять, у кого-то сто — перешли людям на нынешний год.
Безлимитный проезд, напомнил министр, действует для 14 категорий населения. Желающих им воспользоваться оказалось 50—55 тысяч человек. Из них около 30—35 процентов тратят свыше 30 поездок в месяц, 65—70 процентов — меньше 30. В среднем по году у всех — 42 поездки в месяц.
— Люди из этой категории и некоторые общественные организации, — рассказывает Николай Симонов, — говорили, что они не тратят свои 30 поездок, а по 150 рублей каждый месяц должны платить, поскольку у «безлимитников» поездки не накапливаются. Им был бы выгоднее как раз лимитный накопительный проезд.
Обратиться с заявлением о выборе той или иной системы можно с 23 января. Для этого надо прийти в органы соцзащиты районов по месту жительства для внесения в реестр. Через пять дней можно уже пополнять и пользоваться новой системой. Однако не всем необходимо идти в соцзащиту. Рассмотрим варианты.
- ЕСЛИ вы ездите как «лимитник», тратите меньше 30 поездок, накапливаете их, и вас всё устраивает, то вам ничего предпринимать не надо.
- ЕСЛИ вы имеете безлимитный проезд, ездите больше 30 поездок в месяц и планируете ездить также активно и дальше, то вам тоже выгоднее ничего не менять.
- ЕСЛИ вы ездите по лимитной системе, но 30 поездок вам постоянно не хватает, вам выгоднее перейти в безлимитную систему. Орган соцзащиты внесёт вас в реестр, и через пять дней вы сможете пополнить карту на 150 рублей (можно и на больший период) и автоматически перейдёте в безлимитную систему. Если вы уже внесли деньги на свою лимитную карту на квартал или полгода, а сейчас решите перейти на безлимитную систему, то ваши деньги не пропадут: они будут работать уже в безлимитном режиме, но для активации вам надо внести 150 рублей ещё за один месяц.
- ЕСЛИ вы «безлимитник», но на деле ездите и собираетесь совершать менее 30 поездок в месяц, вам выгоднее перейти в лимитную систему, чтобы накапливать свои поездки и ездить потом какое-то время бесплатно.
Кроме того, не обязательно приходить в соцзащиту в ближайшее время тем «лимитникам», у кого на карте накоплены поездки. Министр предлагает сначала их истратить, а лишь затем писать заявление в соцзащите. Если вы с накопленными поездками придёте записываться в «безлимитники», то эти поездки просто сгорят.
Что будет с дисконтной картой, дающей сейчас возможность «лимитникам» совершать 60 поездок в месяц за полцены?
— Для тех, кто выберет лимитную систему с возможностью накопления, — объясняет министр, — карта «Дисконт» остаётся действительной. Для тех, кто выберет безлимитную систему, карта «Дисконт» будет работать до конца года, но уже без права пополнения. Допустим, там осталось 100—200 рублей, их можно в течение года доездить. Если человек через год решит вернуться в лимитную систему, то он опять сможет ею пользоваться.
Заявление о переходе из одной системы в другую на 2012 год можно подать в течение всего года (фактически до 1 декабря). Заявление о выборе системы (только если решите поменять) на 2013 год нужно будет подать до 1 декабря 2012 года. Лимитная или безлимитная система выбирается один раз на весь следующий календарный год.
— Мы надеемся, что новая система удовлетворит все категории льготников и снимет напряжение, существовавшее при жёстком закреплении жителей по категориям, — добавил министр.
На вопрос о том, потребуются ли дополнительные затраты из бюджета и в каком объёме, министр ответил, что, скорее всего, да. Но сколько именно, станет ясно после первого полугодия. Средства в бюджете области-2012 заложены в объёме 655 млн рублей, их хватит как минимум на 9 месяцев. Если понадобится, будем говорить об их увеличении.
Кстати, как чуть ранее пообещал губернатор Василий Юрченко, «в 2012 году сумма, которую вносят льготные категории жителей на свои карты, останется неизменной и не возрастёт». Это заявление особенно важно, поскольку, по информации Николая Симонова, с заявками на новые, более высокие тарифы на перевозку пассажиров в областной департамент по тарифам уже обратились Метрополитен, Горэлектротранспорт и два муниципальных транспортных предприятия Новосибирска.
Спрашивайте!
Консультацию по обслуживанию транспортных и социальных карт можно получить в:
— центре обслуживания пользователей МПК — МУП «Пассажиртрансснаб» (Красный проспект, 161, тел. 228-23-16, многоканальный тел. 240-90-58);
— офисах по обслуживанию пользователей МПК — МФЦ (Площадь Труда, 1) и ГУМ «Россия» (1-й этаж).
С вопросами организации льготного проезда обращайтесь в Минтранс Новосибирской области (тел. 231-16-28) и Управление пассажирских перевозок мэрии Новосибирска (тел. 227-46-99).