03.06.11

«Универсал»: традиции и новации

Максим СИДОРЕНКО
Фото Валерия ПАНОВА

 

Сегодня завод керамических изделий «Универсал», расположенный в посёлке Дорогино Черепановского района Новосибирской области, является одним из ведущих поставщиков санитарно-технической продукции на российском рынке. Столь серьёзных результатов предприятие добилось менее чем за десять лет своего существования, однако останавливаться на этом коллектив завода не намерен. Как раз сейчас там проходит техническое переоснащение производства.

 

О секретах успеха и перспективах компании корреспонденту «Ведомостей» рассказал директор ООО «Универсал-Новосибирск» Ни­колай ТОПИЛЬСКИЙ.

— Сейчас наш завод переживает интересный момент: он находится в стадии технического перевооружения, что позволит расширить производственные возможности предприятия и даст новые рабочие места.

— Николай Александрович, расскажите, пожалуйста, как вообще удалось создать столь мощное и в каком-то смысле уникальное предприятие здесь, в Новосибирской области? Ведь не секрет, что потребитель, как правило, обращает внимание либо на то, что произведено за границей, либо на товары из европейской части России.

— Прежде всего, уместно сказать, что «Универсал» — это группа компаний с давней историей и традициями, которая имеет достаточно развёрнутую филиальную сеть. Наша головная организация — акционерное общество «Завод Универсал» — располагается в Новокузнецке. Оно было основано ещё при советской власти, в 1961 году, и на сегодняшний день является одним из крупнейших предприятий, специализирующихся на выпуске санитарно-технического ассортимента в России. Сегодня оно выпускает чугунные ванны, чугунную канализацию, конвекторы отопления… — практически весь спектр изделий. Если посмотреть на то, как работают наши конкуренты, то их производство, как правило, сосредоточено на отдельных направлениях: кто-то специализируется на конвекторах, кто-то — на чугунных ваннах. Так что с полной уверенностью могу сказать, что «Универсал» — уникальное предприятие на территории России, одно из ведущих поставщиков товаров данной категории как в нашей стране, так и в ближнем зарубежье. До недавнего времени в Хабаровске был ещё один крупный завод столь широкого профиля, но в годы перестройки он разорился и прекратил существование. Однако это не значит, что у нас нет трудностей, даже если учесть то, что большая часть наших конкурентов, спектр предлагаемой продукции которых значительно скромнее, располагается в Подмосковье, а это, как вы уже правильно заметили, совершенно другие возможности. Но «Завод Универсал» не стоит на месте, мы всегда находимся в поиске, обновляем производство, ищем новые возможности. Так, например, в 2005 году на новокузнецком заводе прошла модернизация, благодаря которой была внедрена принципиально новая технология литья чугунных ванн по японской технологии.

— Вы говорили, что у компании «Универсал» большая филиальная сеть…

— Да, представительства торгового дома располагаются практически во всех крупных городах страны — от Курска и Краснодара и до Хабаровска. У «Универсала» есть свои отделения на Урале и в средней полосе России. Примерно десять лет назад у компании «Универсал» была задумка открыть филиалы во всех городах-миллионниках России, и надо сказать, что она уже практически реализована.

— А когда филиал «Универсала» открылся в Новосибирске? И почему именно в нашем регионе?

— В Новосибирске представительство компании появилось не так давно, в 2004 году. И его особенностью, конечно же, стало наличие собственной производственной базы. Ещё в 2002 году компания «Универсал» начала проводить реконструкцию старого завода, специализировавшегося на выпуске фаянса, в посёлке Дорогино. К тому времени он был полностью заброшен. И вот уже в следующем 2003 году с конвейера сошла первая партия. Конечно, качество этой продукции оставляло желать лучшего, но ведь это было начало. Можно сказать, пробная партия. А с 2008 года, когда мы набили руку, начали постепенно проводить техническое перевооружение. Сначала приобрели две чешские машины литья под средним давлением для производства бачков. Сегодня на заводе работают три такие машины и производят более тысячи бачков в месяц. С установкой этого оборудования производительность труда на предприятии выросла в три-четыре раза, а технологические потери сократились вдвое. К тому же изменился и внешний вид производимой продукции, наши изделия стали более современными, приближенными к европейским стандартам. А в прошлом году в эксплуатацию была введена итальянская тоннельная печь для обжига изделий. Мощность печи 800 тысяч изделий в год с возможностью увеличения до одного миллиона. Такая печь позволила сократить расход газа в процессе производства на 50 процентов, да и технологические потери сократились на треть.

Как раз сейчас в одном из цехов предприятия чешские специалисты монтируют машину для литья умывальников и пьедесталов под высоким давлением. В месяц она производит от восьми до десяти тысяч изделий. С декабря, после запуска этой линии, объёмы производства умывальников на нашем заводе увеличатся в два раза, и это при том, что технологические потери будут снижены на четверть. Но и на этом преобразования на нашем предприятии не заканчиваются: в целом в результате технологического перевооружения завода производственные мощности будут доведены до уровня 65—70 тысяч изделий ежемесячно. Это в два раза больше того объёма, который выпускается сегодня. Важно и то, что наш завод дал посёлку Дорогино 360 рабочих мест, а ведь это десять процентов от всего населения.

Есть ещё один интересный момент. В четвёртом квартале этого года завод получит по контракту с нашими итальянскими партнёрами машину по получению полуфабрикатов унитазов под высоким давлением. Ежемесячно она будет выпускать около десяти тысяч изделий, что позволит нам увеличить производительность в этом направлении в три раза. Аналогичных машин в Европе не более десяти. Вообще технологическая база дорогинского завода сегодня может считаться одной из самых передовых в стране. Большая часть оборудования, установленного там, имеет аналоги лишь на некоторых предприятиях Украины и в странах Западной Европы.

— Какова география поставок продукции дорогинского завода?

— Стоит признать, что достаточно обширная. Мы поставляем нашу продукцию во многие российские города, начиная от границ с Белоруссией и заканчивая Дальним Востоком. Кроме того, компания имеет экспортные контракты со странами ближнего зарубежья — с Казахстаном, Белоруссией и Монголией. У нас есть задумки сотрудничать и со странами Центральной Европы, однако пока это только планы, так как там рынок плотно заполнен. Мы специализируемся на оптовых поставках, но не пренебрегаем и работой с частными клиентами. В основном сотрудничаем с крупными оптовыми сантехническими компаниями, которые существуют на рынке уже давно и являются дилерами многих производителей, также — с крупными розничными сетями, торгующими строительными и отделочными товарами. Компания «Универсал» работает и с конечными потребителями. Например, с детскими садами: в ассортименте у нас есть детские унитазы «Малыш». Помимо этого мы плотно сотрудничаем с застройщиками. Правда, в последнее время комплектация строящихся объектов под ключ практически не производится.

— Конечно, это связано с финансово-экономическим кризисом последних лет, который серьёзно подкосил строительный рынок страны. Как ваша компания пережила эти нелёгкие годы?

— Сейчас уже можно говорить о том, что кризис нам, как это ни странно, даже помог, и в 2008—2010 годах компания сработала хорошо. Но, как я уже заметил, что касается предприятий строительной отрасли, сотрудничество с которыми — одно из главных направлений в нашей работе, здесь мы понесли заметные потери. Альтернативное направление нашлось достаточно скоро: сегодня «Универсал» старается расширять сотрудничество с розничными сетями и больше работать с конечным потребителем. И если раньше лидирующую позицию в обороте нашего предприятия занимали застройщики, то сегодня на их место встал розничный потребитель.

— В самом начале нашего разговора я говорил о том, что многие покупатели обращают внимание на европейскую сантехнику, считая её наиболее качественной и надёжной. Но, послушав вас, у меня создалось впечатление, что вы развенчали этот миф.

— На данном этапе компания «Универсал» занимает несколько иной сегмент на рынке: мы скорее ориентируемся на выпуск бюджетной продукции. Но в последние годы большое внимание уделяется и вопросу улучшения качества производимой продукции. Если взять наш завод в Новокузнецке, то в последние годы там выпускают ванну чугунную, которая может соперничать по дизайну и качеству с европейскими аналогами. А ещё один аргумент в пользу нашей продукции — цена, которая значительно ниже, чем на иностранную.*        n

 ЦИТАТА

Николай ТОПИЛЬСКИЙ:

  • «Технологическая база завода санитарно-технических изделий в посёлке Дорогино сегодня может считаться одной из самых передовых в России. Большая часть оборудования, установленного там, имеет аналоги лишь на некоторых предприятиях Украины и в странах Западной Европы».
back

Новости  [Архив новостей]

up