КПД от ДНД
Евгения АНЦУПОВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА
В том, что добровольные народные дружины принесут нашему обществу пользу, сомневаться не приходится. А вот каков будет КПД от закона про ДНД, проект которого разработали депутаты Законодательного Собрания? Поразмышлять на эту тему было предложено участникам круглого стола, который организовала комиссия по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции.
Пока молчат федералы
Тон дискуссии задал председатель комиссии Александр Илющенко. Отметив важность участия граждан в охране общественного порядка и необходимость его законодательного регулирования — как на федеральном, так и на региональном уровне, депутат рассказал, что сегодня эти вопросы регламентированы рядом не связанных друг с другом законов. В первую очередь Федеральным законом «О полиции», а также Законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и других. Однако специальный Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», который установил бы единые «правила игры» для всех общественных организаций и объединений, работающих в этом направлении, и в первую очередь добровольных дружин, до сих пор не принят.
В Госдуме разговоры о необходимости появления такого документа ходят давно. В 2008 году проект ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» был внесён в нижнюю палату парламента. По плану работы Госдумы, депутаты намерены рассмотреть его в первом чтении уже совсем скоро, в июне этого года.
Конституция РФ вопросы обеспечения правопорядка и общественной безопасности относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Поэтому, не дожидаясь федерального закона, многие регионы разработали свои. Соответствующие тематике законы и иные нормативные правовые акты приняты сегодня в 62 субъектах РФ. В Новосибирской области разработка такого законопроекта началась в 2006 году. В областной Совет он был внесён губернатором, и депутаты даже приняли его в первом чтении. Однако в дальнейшем документ получил отрицательное заключение прокуратуры Новосибирской области, Главного управления Минюста РФ по НСО и управления по правовым и экономическим вопросам облсовета, и закон отправился «на полку».
Александр Илющенко сделал особый акцент на том, что полномочия субъекта РФ в вопросах регулирования участия граждан в охране общественного порядка ограничены действующим законодательством. Компетенция органов местного самоуправления в этом вопросе намного шире, поскольку в соответствии с Конституцией они самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка. В частности, к вопросам местного значения именно городских округов и поселений отнесено создание условий для деятельности добровольных формирований по охране общественного порядка.
В марте этого года, напомнил депутат, комиссия по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции приняла решение о создании рабочей группы по разработке областного закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», в которую, кроме депутатов заксобрания, вошли представители комитета по делам молодёжи мэрии Новосибирска, прокуратуры, Главного управления Минюста по НСО, депутаты Совета депутатов Новосибирска.
«Хочу подчеркнуть, что сегодня мы как законодатели субъекта Федерации находимся в тех условиях, что полномочий у нас до принятия федерального закона практически нет. А те меры, которые мы можем отразить, уже отражены — в частности, в областной целевой программе о профилактике правонарушений в Новосибирской области, принятой региональным правительством. Там заложены деньги на поощрение людей, задействованных, в том числе, в добровольных народных дружинах: 250 человек по четыре тысячи рублей на год. То есть на 2011, 2012, 2013 годы предусмотрено по миллиону рублей ежегодно. Всё остальное — попадает под федеральное регулирование. Поэтому сегодня хотелось бы понять: будем ли мы принимать свой “рамочный”, неполный закон, чтобы не противоречить федеральному законодательству, и направлять свои поправки в проект федерального закона, если его примут в первом чтении в июне, либо продолжать работу над региональным законом уже после принятия федерального?» — так обрисовал Александр Илющенко сложившуюся ситуацию и попросил участников круглого стола сделать выбор в пользу одного из возможных вариантов развития событий.
Принять нельзя ждать
С любопытной истории начала своё выступление председатель комитета по делам молодёжи мэрии Новосибирска Яна Малашенко. Первая добровольная народная дружина появилась в нашем городе в 1947 году — тогда как соответствующий закон был принят только в 1959-м. К этому времени в новосибирских ДНД на общественных началах трудились более 17 тысяч человек. Причём делали это весьма успешно: например, с их помощью по горячим следам нашли грабителей, которые на улице Серебренниковской сняли мундир с медалями с трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.
Именно с уличной преступностью — разбоями и грабежами — эффективнее всего могут помогать бороться полицейским и современные народные дружинники. С 2004 года в Новосибирской области при учебных заведениях Новосибирска начали формироваться студенческие отряды по охране общественного порядка. Сегодня они созданы в 11 вузах и семи ссузах. ДНД работают и при 11 новосибирских ТОСах. Самый многочисленный — 12 человек — создан в ТОС «Вертковский». Действуют в нашем городе и ДМД — добровольные молодёжные дружины.
Однако повсеместному возрождению ДНД сегодня, убеждена Яна Малашенко, серьёзно мешает отсутствие федерального и регионального — хотя бы «рамочного» — законов. Согласен с ней и Александр Бондаренко, начальник управления службы участковых уполномоченных ГУВД по Новосибирской области. Нет законодательной базы — нет и единого подхода к созданию и работе общественных объединений по охране общественного порядка, нигде не прописаны социальные и правовые гарантии народных дружинников. Между тем сегодня, когда идёт процесс сокращения кадров в системе МВД, именно они могли бы стать незаменимыми помощниками представителям правоохранительных органов.
Впрочем, не все из участников круглого стола были безоговорочно «за» поспешное принятие регионального закона о ДНД. Так, Ирина Морозова, исполнительный директор общественной организации «Форпост», высказала настороженность по поводу того, насколько успешно работают народные дружины — даже в тех регионах, где приняты соответствующие законы. Например, представители ГУВД Кемеровской области, с которыми общалась Ирина Морозова, считают, что принятый в регионе закон неэффективен. Акцент, считает она, надо делать, прежде всего, на профилактику — ДТП и уличных преступлений, больше работать с участковыми. «Если мы говорим о криминале, то вряд ли кто-то из членов народной дружины может активно проявить себя без помощи сотрудников правоохранительных органов. Это нереально, и последствия этого непредсказуемы», — уверена Ирина Морозова.
Координатор новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов в свою очередь поделился опытом работы в добровольной дружине при НГУ в 1991—1996 годах: «Два раза за эти пять лет на меня заводили уголовные дела!». По сути, говорит он, сегодня охраной общественного порядка могут заниматься только полицейские. Если же принимать закон о ДНД, то в нём должны быть чётко прописаны не только материальное поощрение, но и социальные и правовые гарантии для дружинников. Работа народных дружинников не менее «опасна и трудна», чем работа полицейских. Однако последние — в отличие от первых — могут реально противостоять преступнику, поскольку, во-первых, действуют в правовом поле, а во-вторых, вооружены.
Закон и пустота
Можем ли мы прописать социальные гарантии народных дружинников в региональном законе, или это — компетенция федеральных законодателей? Этот вопрос Александр Илющенко адресовал представителям управления по правовым и экономическим вопросам заксобрания. По словам юристов, законодательством субъектов РФ могут быть установлены определённые меры социальной защиты. К примеру, в одном из субъектов РФ принят закон, согласно которому органы местного самоуправления наделены полномочиями по страхованию народных дружинников.
Своё мнение по поводу разработанного законопроекта «Об участии граждан в охране общественного порядка» высказала и Елена Зерняева, старший помощник прокурора области по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами Новосибирской области, органами местного самоуправления. В принципе не возражая против создания ДНД, представители прокуратуры обращают внимание на ряд спорных моментов. Например, можно ли прописывать в региональном законе полномочия народных дружинников? Да, но при этом важно, чтобы их полномочия не пересеклись с полномочиями сотрудников правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, уже прописанных в Законе «О полиции». Или — гарантии социальной защищённости народных дружинников. Пока нет ответа на вопрос: кто будет отвечать и возмещать ущерб, если дружиннику во время исполнения обязанностей будет нанесён вред? Елена Зерняева считает, что областной закон о ДНД может быть принят только в том случае, если его содержание будет тщательно «отшлифовано». В нынешней редакции принимать этот документ нельзя.
«Юристы уже дали понять, что нам, прежде всего, нужен федеральный закон об участии граждан в охране общественного порядка», — высказал своё мнение депутат Сергей Канунников. Тем не менее сидеть «в ожидании чуда» нельзя, убеждён он. Необходимо подготовить обращение в Госдуму, чтобы ускорить принятие этого документа. Склонен считать, что в данном случае не надо бежать «впереди паровоза» и Александр Илющенко: тот проект регионального закона, который существует сегодня, слишком «рамочный». «Можно сегодня принять закон — пустой. Можно доложить нашим жителям, что мы его приняли. Но это ничего не изменит. Этот закон на территории Новосибирской области не даст никаких полномочий — пока не принят закон федеральный», — сказал председатель комиссии. А вот его зам Владимир Захаров уверен, что надо действовать одновременно в двух направлениях: готовить обращения в Госдуму по поводу федерального закона и параллельно принимать свой закон — хотя бы в таком виде.
В результате участники круглого стола смогли поставить лишь многоточие в этом вопросе. Рабочая группа по разработке областного закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» продолжает приём законодательных инициатив, которые могли бы нужный, но формальный проект превратить в работающий и полезный для людей закон.
КСТАТИ
6 мая 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О добровольной пожарной охране». Согласно документу, добровольная пожарная охрана — это социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических и юридических лиц для участия в профилактике и тушении пожаров, а также в проведении аварийно-спасательных работ. По закону, добровольцы освобождаются от основной работы на время участия в тушении пожара, а компенсация за это время выплачивается за счёт объединения добровольной пожарной охраны. Добровольными пожарными могут стать граждане, достигшие 18 лет.