27.05.11

Нас никто не остановит

Зоя ЛАВРОВА
Фото Виталия МИХАЙЛОВА

 

25 мая исполнилось 39 лет, как депутат заксобрания Юрий Бугаков руководит одним из лучших хозяйств России — племзаводом «Ирмень».

 

На землях,  где разбили Кучума

20 мая, когда на ирменских полях заканчивали сев пшеницы, министр сельского хозяйства области Георгий Иващенко привёз к Герою Социалистического Труда Юрию Бугакову многочисленную группу журналистов. Для молодых и редко бывающих в селе представителей СМИ увиденное и услышанное стало просто открытием.

В 73 года опытнейший Бугаков, у которого очень сильная команда специалистов, а первым замом работает сын Олег, мог бы и не мотаться по полям. А он с утра в старенькой, сильной вылинявшей и, видимо, любимой штормовке объехал бригады и предстал перед нами довольный: всё нормально на севе! «В 1969 году мы получили 9,8 центнера зерна с гектара и в ладоши хлопали, — вспоминал Юрий Фёдорович. — Потом я мечтал о стабильных 20 центнерах, казалось, больше ничего не надо для счастья. А сегодня нам и 30 центнеров мало, чтобы продавать зерно и обеспечивать кормами немалое животноводство». В 2009 году в «Ирмени» собрали 47 центнеров зерна с гектара, в 2010-м — 35. На отдельных полях намолачивают 50 и 70. Здесь сохранена вся система орошения кормового поля, и хозяйство ежегодно имеет запас кормов на полтора-два года. Рассказывая о родной земле, Бугаков не забыл о её богатой истории. Село Верх-Ирмень основали в 1755 году беглые пугачёвцы: на берегу таёжной реки Ирмень (слово означает траву, пригодную для коней) построили заимку Борцов и Пургин, появились две семьи… В устье Ирмени, впадающей в Обь, стоит памятник: здесь был разбит хан Кучум. На землях, где гулял хан, были Ирменский район и 12 колхозов, которые и составили нынешнее мощное сельхозпредприятие, ведущее свою историю с 1958 года. В «Ирмени» сегодня 23 тысячи гектаров сельхозугодий, 18 тысяч — пашни, 10 тысяч — зерновых. В прошлом году построили ещё четыре новых зерносклада, чтобы хранить урожай и продавать только по достойной цене. Сейчас 12 тысяч тонн отборной пшеницы всё ещё ждут покупателя…

На будущем пшеничном поле, снимая на фото- и телекамеры посевной комплекс с мощным трактором «Джон-Дир», журналисты всё пытали Юрия Фёдоровича о секретах кубанских урожаев (слова, не раз сказанные министром). А Бугаков скупо, но с гордостью пояснял: пять импортных посевных комплексов сеют круглые сутки. За один проход агрегата выполняются сразу пять операций, потом засеянное поле прикатывается катком. «Мы ищем и ищем сорта, нынче только пшеницы шесть сортов сеем. И вообще у нас главный агроном молодой, вуз с отличием окончил». Поворачиваюсь к 29-летнему Максиму Альберту: не подавляет вас Бугаков? «Нет, — отрицает главный агроном. — С образованным руководителем хорошо работать. Если мои предложения достойные, Юрий Фёдорович всегда поддержит». В «Ирмени» никаких проблем с кадрами, сейчас принимают только детей акционеров, со стороны людей уже не берут. А вот трактористу «Джон-Дира» Владимиру Юракову повезло: он приехал сюда из Баганского района 14 лет назад. «Не жалею, — говорит он. — Интересная работа, достойная зарплата, получил  квартиру в благоустроенном агрогородке». — «Что для вас весна?» — «Надо так поработать, чтобы всходы глаз радовали».

На кукурузном поле Юрий Бугаков указывает ещё один секрет: «Два ряда кукурузы сеем и два — кормовых бобов. Белок в силосе будет, а значит, и надои молока». В «Ирмени» вывозят на поля всю органику, но Бугаков собирается чистить и фермы других хозяйств! Поражаюсь, узнав, что он забрал в аренду поля двух хозяйств района и часть земельных паёв населения. Мало своей земли?! «Нам всего мало, может, по всей области буду землю подбирать». Мои коллеги пытают Бугакова о кредитах и инвесторах. Кредиты он не берёт, сам получает с банка проценты, держа «хорошую сумму на депозите». «Инвесторы нам не нужны, это очень опасное дело, зачем рисковать? — не скрывает опытный руководитель. — Но имеем серьёзные компенсации из бюджета за новую технику — по закону о господдержке сельхозпроизводства. На кормовом поле, например, три немецких “Ягуара” уже работают, ещё один будем брать».

Мега-фермы —  это безумие!

С 2004 года «Ирмень» держит первое место в России по производству молока. Ещё в 2006-м здесь получали 7500 литров от коровы, а в 2010 году перешагнули рубеж в 10 тысяч — такого в стране при дойном стаде в 2450 коров ещё никто не добивался. Сегодня в среднем ирменская бурёнка (а здесь за 20 лет выведена своя, ирменская чёрно-пёстрая порода коров) даёт 29—30 литров молока в день. Поездив по заграницам, Бугаков убедился, что надо переводить стадо на беспривязное содержание, от чего у нас в своё время отказались, и не пасти коров. За несколько лет была проведена реконструкция старых коровников и внедрена современная технология. Каждая корова носит сегодня на шее чип со всей информацией о себе. Специалисты сели за компьютеры. В трёх доильных залах с электронной «начинкой» работают люди с высшим и средним образованием. «Недавно у меня была делегация из Тюменской области: там строят комплекс на 1200 коров, половина из них поставлена, а вложено около двух миллиардов рублей. У нас же в одном дворе 160 коров. Случись ЧП, я их безболезненно увезу на мясокомбинат. А тысячу голов? Мега-ферма — это безумие! К тому же вся реконструкция с благоустройством и цветами нам обошлась в 168 миллионов рублей». Юрий Фёдорович всегда умел считать деньги. И как бы ни иронизировали некоторые журналисты по поводу цветов, саженцев деревьев и деревянной сказочной избушки с «колодцем» на территории комплекса, Бугаков реализовал мечту: когда-то здесь была обычная для ферм грязь, а сейчас женщины ходят на работу в туфлях. Правда, многие животноводы подъезжают к воротам комплекса на машинах, в том числе иномарках.

Стоя перед телекамерами на фоне справных, уплетающих корма спокойных и чистых бурёнок (при беспривязном содержании корова ложится только в сухое стойло), Юрий Фёдорович рассказывал, зачем затеял строительство ещё одного коровника. Чтобы увеличить поголовье коров до 2610 голов. Ежедневно Новосибирск «съедает» молока и «кисломолочки» 250 тонн. «Ирмень» поставляет в город 70 тонн молочной продукции 18 наименований. Но спрос не удовлетворяется: таково качество продукции. «Я говорю акционерам: останавливаться нельзя, мы должны постоянно двигаться вперёд, и нас никто не остановит», — убеждён не знающий покоя Бугаков. За 39 лет его работы хозяйство ни разу не снизило производство. Каждое утро в город отправляют 12 машин с хлебобулочной, молочной и мясной продукцией (последней выпускают 35 наименований). Здесь и от овец и свиней не отказались.

Юрий Фёдорович не мог не завести нас в молочный цех, предварительно нарядив в белые халаты, колпаки и бахилы. И не зря. Плитку на полу и стенах моют в цехе несколько раз в день. 18 лет назад в «Ирмени» первыми стали разливать молоко в тетрапаки. Приспособили старое здание, а потом построили новый завод. Жаль, не было технолога Виктории Кононовой, но с ролью экскурсовода отлично справился и начальник цеха, инженер Владимир Анохин: «Экономим на тетрапаках, покупаем их на Украине, а туда их привозят из Бельгии. Кроме американской и шведской машин есть и отечественные, хорошо себя зарекомендовавшие. Приобретаем в Питере автомат для фасовки творога в мешочки по 500 граммов, пока девочки Наташа и Женя фасуют вручную». Девочки останутся обслуживать автомат по очереди. А вообще высвобождающихся людей в хозяйстве не бросают, находят другую работу.

Юрий Фёдорович приглашает продегустировать продукцию и сам с удовольствием съедает новый фруктовый йогурт. Его выпускают с натуральными наполнителями: черникой и персиком. Бугаков рекламирует и другую новинку: топлёное молоко. «Рекомендую бифидокефир, — предлагает он. — Я с него день начинаю, водитель привозит свежий». Интересно, что в молцех пробовали закупать молоко со стороны, но отказались: качество сырья не то.

Все дивиденды — родному хозяйству

В 2010 году «Ирмень» реализовала продукции на 850 миллионов рублей. Прибыль составила 180 миллионов. Средняя зарплата — 23 тысячи, механизаторы получают 40—50, операторы доильных залов — 35—40. Зарплата «начальников» привязана к зарплате рабочих: главный специалист имеет 60—70 тысяч. Здесь никому ничего не передали: Дворец культуры, спорткомплекс, санаторий на берегу Обского моря, детсад с бассейном — «всё наше». «Весь бюджет муниципального образования — около 9 миллионов рублей, а мы в прошлом году потратили на соцсферу и лечение наших людей 118 миллионов», — объясняет Юрий Фёдорович. Он рад, что в семьях ирменцев родились за год 36 детей (из жизни ушли 15 земляков). Здесь своя стройорганизация, возводящая, в том числе, благоустроенный агрогородок. Свой кирзавод и 13 магазинов. Акционерам исправно платят дивиденды, и всё время повышают их. Пайщик имеет за земельную долю 12 тысяч рублей в год.

Меня давно интересовало: как Бугаков провёл приватизацию и устоял перед желающими скупить такое хозяйство? И вот, по-моему, впервые Юрий Федорович публично рассказал о «приватизации по-ирменски». «Мы раньше были колхозом, а в колхозе велась идеальная трудовая книжка: сколько дней человек отработал и что заработал. Мы выбрали зарплату всех, в том числе пенсионеров, и поделили на неё основные фонды. На рубль зарплаты получилось 68 копеек. И зарплату человека умножили на 68: вот твоя доля в хозяйстве и акции. Для тех, кто работал до 1972 года, когда зарплата была низкой, ввели коэффициент 2. Никаких нареканий не последовало! Так же поступили с жильём. Стоимость всего жилья поделили на зарплату с коэффициентом и выдали талон на приватизацию. Кто мало отработал, доплачивал за жильё, но с рассрочкой. Кто жил в старом доме, мог построить новый, отремонтировать имеющийся дом или просто взять деньги. Люди были довольны».

«Как вы застраховали себя от скупки акций?» — спрашиваю Юрия Фёдоровича. «Контрольный пакет акций у меня. Но некоторые называют меня ненормальным, — усмехается опытный руководитель. — За 39 лет на меня не написали ни одной кляузы, все проблемы людей решаем на месте. Я владею пакетом акций 12 лет. Каждый год на них начисляется дивидендов 5—5,5 миллиона рублей. И я ни разу не получил из них ни рубля. На очередном собрании акционеров снова написал заявление: прошу направить мои дивиденды на развитие соцсферы хозяйства». Георгий Иващенко добавил: народ встретил это аплодисментами.             n

back
up