20.05.11

«Распилили» деревню на части…

Зоя ЛАВРОВА

 

Диву даёшься, как порой приватизировали сельхозпредприятия в погоне за желанным «эффективным собственником». В селе Ермаки Кочковского района земли небольшого обанкротившегося хозяйства «разобрали» два крупных инвестора и фермеры. А предприниматель из города купил ферму. И если на пастбища ему ещё можно скот выгнать, то заготавливать корма негде… Благо, один из управленцев землёй оказался крестьянским сыном.

 

Москва за спиной не стояла

Сорокалетний глава ООО «Кулунда» Андрей Маковецкий — нанятый директор. Инвестор — «Агросоюз». Но как говорит начальник Кочковского райсельхозуправления Николай Фисун, «мы этого инвестора видим раз в год, все вопросы в хозяйстве решает Маковецкий». Андрей — сын известного в районе Валерия Маковецкого, руководившего крупным Решетовским хозяйством. Как и отец, сын стал инженером-механиком, только закончил не агроуниверситет, а НГТУ. «Как правило, сыновья руководителей в городе», — говорю Маковецкому-младшему. «Это не по мне, — усмехается он. — В городе я оставался, работал в милиции, потом был руководителем хозяйства в Куйбышевском районе, но вернулся сюда». Девять лет назад его “Кулунда” начиналась на приграничных брошенных алтайских землях. Сначала — всего на тысяче гектаров. Инвестор выкупил первые в области немецкие зерноуборочные комбайны “Доминатор”, появившиеся на полях при активном участии областной власти. Потом докупал уже новые комбайны, тоже немецкие, и они оказывали кочковским хозяйствам услуги на уборке. Сегодня в «Кулунде» — 10 тысяч гектаров сельхозугодий, из них семь — на Алтае, и только три — в НСО, часть бывшего ермаковского хозяйства.

«Почему всё хозяйство не выкупили? И ферму вместе с землёй?» — не понимаю хозяев «Кулунды». «Денежек не хватило, — сожалеет Андрей Маковецкий. — Московской поддержки у нас не было. Если бы кризисный 2009 год прожили, как во сне, то и животноводство бы выкупили». Андрей создавал предприятие в необычных условиях. Кадры набирал со всего района! Сегодня сам живёт в Кочках, здесь его дом, семья, рабочий кабинет и юридический адрес хозяйства. На работу в Ермаки и небольшой посёлок Николаевский (один сельсовет) ездит за 40 километров сам, и каждое утро сюда свозят его работников два «уазика» из восьми сёл! В «Кулунде» постоянно работает 60 человек. За каждым механизатором закреплено несколько единиц техники (хорошей, кстати, сеют, современными посевными комплексами). Механизаторы — «многостаночники»: после сева переходят на обработку паров, потом — сенокос, уборка, вспашка зяби. Восемь тысяч гектаров пашни обрабатываются пятью «Кировцами»: очень большая нагрузка! Поэтому после полевых работ люди у Маковецкого уходят в отпуск и отгулы до Нового года, а потом ремонтируют технику — и новая страда в поле.

«Отец вас обходил по урожайности?» — уверена я. «Нет, — возражает сын. — Мы всегда получали хоть на центнер, но больше, чем в Решётах. Намолачивали 35 центнеров зерна с гектара и выше. Только в 2010-м из-за засухи вышло 15». — «С отцом советовались?» — «Конечно, он меня учил всему», — благодарен Андрей. Николай Фисун подает мне справку по хозяйствам района. В 2009 году в «Кулунде» средняя зарплата была выше всех — более 13 тысяч рублей, «из-за сумасшедшей урожайности». В 2010-м — вторая по району, около 12 тысяч. «Вот поэтому и остаются люди в Ермаках», — подытоживает Николай Николаевич. С удивлением узнаю: с первого же года работы Маковецкий-младший ввёл бесплатное трёхразовое горячее питание людей в посевную и уборку! Сначала для этого приспособили вагончик, а три года назад построили столовую, где сегодня три повара. «Я знаю, что ваш отец, да и другие руководители кормили народ за символическую цену, но бесплатно?!» — «Это только в “Кулунде”, — посмеивается Андрей Валерьевич. — Человек нормально питается — меньше бо­леет и лучше работает».

Естественно, что этот руководитель не мог бросить оставшееся без кормов животноводство, владельцем которого является сейчас ООО «Ермаковское». Андрей Маковецкий оказывает соседу услуги — сеет кормовые культуры и продаёт корма. «Выгода в чём? — объясняет он. — На ферме работает 32 человека, и всё это жители Ермаков. Сильно много было безработных, а сейчас вся деревня в принципе занята». Хотя ему проще, как и другим владельцам земли, выращивать только хлеб на продажу. Тем более что всё зерно «Кулунды» «до грамма уходит на первый мелькомбинат в Новосибирске, потому что клейковина высокая». «Сколько у вас владельцы фермы берут кормов?» — интересуюсь я. «Сколько заказывают, столько и берут, — поясняет Маковецкий. — В прошлом году просчитались, заявили только 70 процентов необходимого объёма. Нынче мы кормоединицы вместе считаем, я планирую посевы трав и зерна на корма». Директор ООО «Ерма­ковское» Дмитрий Смирнов, тоже, кстати, нанятый, в ведении которого 486 голов КРС, в том числе 240 коров, и Маковецкий почти ежедневно созваниваются.

Ласковый телёнок

Вместе с Андреем Маковецким Николай Фисун специально позвал на встречу с журналистом и главу муниципального образования Ермаковского сельсовета Сергея Белоуса. Вот, мол, кто не дал развалиться двум деревням после банкротства сельхозпредприятия. 46-летний Сергей Григорьевич в роли главы полтора года. Как и Маковецкий, тоже живёт в Кочках и ездит на работу в Ермаки. «И как управляется на расстоянии?» — подкалываю я. «Главное, чтобы люди работали и были обеспечены зарплатой. Если у них возникают проблемы — помогаем», — не теряется Белоус. Напоминаю ему о ласковом телёнке, который сосёт двух маток. Ермаковскому главе повезло: может «доить» крупных и мелких сельхозпроизводителей? Сергей Григорьевич разочаровывает: один инвестор только арендует у них землю, а базируется в другом селе, привлекая на работу «часть ермаковских мужиков». «Андрею Валерьевичу спасибо, — называет главного помощника Белоус. — Когда разваливалось старое хозяйство, он вовремя туда пришёл, и многих, оставшихся без работы, подтянул себе. Земли пайщиков взял в аренду, и люди за счёт арендной платы держат подсобное хозяйство, имеют хороший доход. Так село и живёт».

Долгое время расчистка дорог от снега в Ермаках и Николаевском лежала на «Кулунде». В сентябре прошлого года сельсовет приобрёл свой трактор, и в прошедшую зиму за дорогами уже следила сельская власть. «Сельсовет с вами рассчитывался за помощь?» — смотрю на Маковецкого. «Конечно, — отвечает Андрей Валерьевич. — У нас везде денежные отношения. Мы же очень приличные налоги платим в бюджет. Я исправно рассчитываюсь — спокойней спать». А если у бабушки протекает крыша? Если жителям надо пахать огород? Оказывается, и с этим проблем никаких. На худые крыши пожилым людям сельсовет покупает и бесплатно выдаёт шифер — ремонт проводят родственники или нанятые люди. Огороды своим рабочим и земельным пайщикам пашет Маковецкий. Да и у сельсовета теперь свой трактор есть. Недавно посёлку Николаевский реально угрожал пожар: горели стерня и околки. «Время было позднее, но мы с заместителем Андрея Валерьевича подняли людей, — вспоминает глава сельсовета. — Если бы было нужно, они и техникой помогли бы, но своими силами управились. Это, к сожалению, не первый пожар. Сенокосы население старается выжечь, чтобы новую траву легче косить. Не усмотришь…» — «Если бы производство рухнуло, то и деревни бы ваши рухнули, так?» — предполагаю я. «Да, деревни поехали бы», — не сомневается Белоус.

Народ не видит перспективу?

Лишь часть казахских семей уехала из Ермаков в Казахстан, когда стало банкротиться старое сельхозпредприятие. Больше отъездов не было. Вообще Ермаки — не стареющая деревня, здесь из 460 жителей только 60 пенсионеров, остаётся молодёжь, в том числе парни 20—25 лет. «Если работа есть, то нет смысла уезжать, — считает Андрей Маковецкий. — Эти же деньги, что и в городе, можно заработать дома, с учётом доходов от личного подворья, и не надо за съёмное жильё платить». Сергей Белоус с удовольствием добавляет, что в Ермаках «есть в принципе всё»: школа-девятилетка, клуб, детсад, почта, не один магазин, фельдшерско-акушерский пункт. В Кочковском районе «отвратительная вода», но по инициативе Белоуса в Ермаках осенью прошлого года установили на водозаборной скважине фильтр для очистки воды. На это из сельского бюджета потратили 600 тысяч рублей. Удивляюсь, как глава «пробил» такую сумму. «А мы никого не спрашивали, — спокойно поясняет Сергей Григорьевич. — Это наши деньги и полномочия. Не так, я думаю, дорого заплатили. Вода стала нормальной, хоть и не идеальной, конечно».

Рассуждая о социальном самочувствии Ермаков, Маковецкий и Белоус удивляются, почему жители не рвутся довести до ума недостроенные дома или отремонтировать пустующие квартиры… Тем более что сельхозпредприятие, как раньше, жильё не строит. «Наверное, сказывается нехватка денег», — предполагает глава сельсовета. «Хотя автомашины себе все купили, и есть дворы, где не одна машина», — возражает директор «Кулунды». «Может, не видят перспективы?», — размышляет Сергей Белоус. Эту перспективу я усматриваю в развитии животноводства и получаю неожиданную поддержку начальника райсельхозуправления. «Вас устраивает, что у вас зерна много, и вы там как помещик?» — спрашиваю Андрея Маковецкого. «Не совсем устраивает, — отвечает он, — но другого выбора нет». Хотя все понимают: хорошо бы и в «Кулунде» иметь своё животноводство, тем более что правительство области начало стимулировать производство молока и мяса говядины более высокими компенсациями из бюджета. Конечно, построить ферму гораздо сложнее, чем распахать брошенные земли, но не получается у тех, кто ничего не делает. Напоминаю Маковецкому и Белоусу: не знаю в области примера, чтобы молоко производили целиком на покупных кормах! Скорее всего, хозяин ООО «Ермаковское» вынужден будет отказаться от фермы… «У вас там животные не перемрут?» — «Пока нет, — смеётся Белоус. — Год прожили, сейчас выгнали на пастбища, летом они точно не умрут». «А корма на зиму у нас в план включены, и с руководителем фермы нам делить нечего», — заверяет Маковецкий. Ему можно верить: Андрей Валерьевич — из созидателей. back
up