29.04.11

Все финансы — на результат!

Зоя ЛАВРОВА

 

Бюджетный процесс в муниципальных образованиях. Как его наладить, чтобы не страдало финансирование территорий? Об этом шла речь в Искитиме на встрече областных специалистов с главами муниципалитетов и местными финансистами.

 

Эйфории не должно быть

Учёба муниципальных специалистов была организована по инициативе зампредседателя бюджетного комитета заксобрания Сергея Канунникова. В Искитим приехали заместитель министра финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко, начальник отдела межбюджетной политики министерства финансов Лидия Лузина, зампредседателя КСП области Денис Рягузов, а также группа специалистов аппарата заксобрания.

Глава Искитимского района Олег Лагода, открывая встречу, сказал: «Мы хотели бы обсудить нюансы межбюджетных отношений и проблемы жизнеобеспечения людей». Бюджет этого крупного пригородного района исполняется в 2011 году даже лучше, чем областной: за первый квартал годовой план по доходам выполнен на 20 процентов, по расходам — на 17, собственных доходов получено по сравнению с уровнем прошлого года на 13 процентов больше. Тем не менее проблем немало и здесь.

Обстоятельный доклад о приоритетах бюджетной политики в области, о программно-целевом планировании бюджета, совершенствовании межбюджетных отношений и о том, что каждый рубль должен быть направлен на достижение результата, сделал Сергей Канунников. Кризис и спад производства не могли не сказаться на поступлениях налогов. Сейчас идёт восстановление потерянного. На 2011 год доходы областного бюджета запланированы в объёме 74,6 миллиарда рублей — это 97,6 про­цента к факту 2010-го. Расходы — 82,2, с ростом в 6,5 процента. «Но эйфории, — подчеркнул Сергей Иванович, — не должно быть. Экономика ещё не даёт больших доходов, а расходы нужны». Поэтому бюджет принят с большим дефицитом, а внутренний долг области к 1 января достигнет 12 миллиардов.

Зампредседателя бюджетного комитета подробно рассказал о новшествах, которые не могут не радовать. Создаются дорожные фонды: федеральный, региональный и муниципальный. К сожалению, источники последнего пока не прописаны федеральным законодателем. Вводится одноканальное финансирование здравоохранения, через ФОМС. Со второго полугодия фонды оплаты труда бюджетников повысят на 6 процентов. Учителям премьер Путин обещал добавку в 30 процентов: федерация увеличит расходы на материальную базу школ, а регионы высвободившиеся ресурсы направят на зарплату. «В мае при очередных изменениях бюджета мы будем смотреть всё это», — отметил депутат заксобрания.

Головной болью областной и муниципальной власти стала модернизация ЖКХ. Пока область получила из федерального бюджета средств на капремонт жилья значительно меньше, чем в 2010 году. Два года в НСО существует свой фонд модернизации ЖКХ, но деньги из него могут прийти только при софинансировании муниципалитета. Канунников призвал земляков не прозевать ресурсы для коммуналки. И напомнил, что искитимцы ежегодно имели для города и села субсидию из области на повышение социально-экономического потенциала. В этом году в списке получателей этой субсидии района нет. Значит, надо её отстаивать, раз налоговая база растёт.

Что госуслуга, а что обязанность?

Продолжительное выступление Виталия Голубенко было посвящено реформированию бюджетной сети. Принятый год назад 83-й федеральный закон о создании казённых, бюджетных и автономных учреждений, а также дополняющий его 210-й закон о государственных и муниципальных услугах вызывают опасения на местах. Как жить без сметы? Невозможно зарабатывать платными услугами в селе, где доходы населения низки. Нельзя бездумно сокращать бюджетную сеть… Хорошо зная эти настроения, Виталий Юрьевич сразу успокоил: «Мы уже лет 10 занимаемся оптимизацией бюджетной сети. Раньше говорили только об экономии бюджетных средств. Сейчас вопрос ставится об эффективности государственной и муниципальной услуги. От финансирования затрат переходим к финансированию результата». Голубенко убеждал, что гонки и ломки не будет. Пока смелее пускаются в автономное плавание учреждения культуры, редакции районных газет, МФЦ и ПТУ. Формируется опыт заданий для них. В 2010 году в госсекторе стали автономными 72 учреждения, а всех государственных и муниципальных учреждений было 3613. «Мы в минфине пришли к выводу, что должны быть единые критерии заданий, без этого нельзя хорошо оценить эффективность учреждений», — заявил замминистра. И обозначил план реформирования на 2011 год областных госучреждений: 160 получат статус бюджетных, 117 — автономных (образование, культура, физкультура и спорт) и 52 — казённых (труда и занятости, здравоохранения). «В городских округах будут создаваться в основном бюджетные и автономные учреждения, а в районах и поселениях — казённые  и  бюджетные, — сообщил Голубенко. — Контроль будет жёсткий, рекомендации по реформированию дорабатываются». Реформа областных учреждений должна завершиться до 1 июня, муниципальных — до 1 сентября. Бюджеты-2012  сформируют  при  новом статусе — смету заменят субсидиями на задания по услугам. Реформу плотно контролирует Минфин РФ. Виталий Голубенко не скрывал: предстоит ещё определить, что считать услугой. «Выдача удостоверений ветерана труда — не госуслуга, а обязанность органа власти».

Много вопросов вызывает одноканальное финансирование здравоохранения. «Мы считаем, — сказал замминистра, — что муниципальные учреждения должны ликвидироваться и перейти в госсобственность. Так легче контролировать средства. Хотя окончательно решение не принято. Главное тут — что делать с учреждениями здравоохранения Новосибирска». Виталий Голубенко призвал сельскую власть не занимать выжидательную позицию, а упреждать ситуацию.

Чтите Бюджетный кодекс!

Методики расчёта субсидий и дотаций для территорий вызывают столько вопросов, что не зря Лидия Лузина разъясняла их чётко и детально. Местным финансистам надо знать их назубок, чтобы отстаивать интересы территории. К сожалению, львиная доля муниципальных образований области, 398, по-прежнему высокодотационные. При этом желания самим зарабатывать, когда область добросовестно выполняет обязательства, мало. В 2010 году заменить дотации отчислениями от НДФЛ пожелали 33 МО, в 2011-м — только 22. Но спокойная жизнь заканчивается. С 2012 года Бюджетный кодекс вводит стабильные нормативы отчислений налогов для районов, городских округов и поселений. А значит, предстоит и корректировка дотаций для местных бюджетов.

Зампредседателя КСП Денис Рягузов, которому понравилось «живое общение» с муниципалами, призвал их «чтить Бюджетный кодекс». На сайте Контрольно-счётной палаты области обобщены все типичные нарушения бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Учитесь на ошибках! Только в 2010 году палата проверила бюджеты 108 муниципалитетов. Нарушения, увы, — результат низкой квалификации специалистов. Почти во всех МО, отметил Денис Евгеньевич, созданы органы муниципального контроля, но «они почти никому не нужны и ничего не делают». Между тем новый федеральный закон обязывает контролировать бюджеты всех уровней. «Мы в КСП считаем, — заявил Рягузов, — что контрольные полномочия поселений надо передавать району и создавать там группу аудиторов из 4—5 человек». А значит, и субвенции на контроль от поселений должны уйти району.

Искитимцы говорили о недостатке средств у поселений. Елена Сотникова, и.о. начальника районного управления финансов, привела в пример Степной сельсовет. На ремонт котельной требуется 8,4 миллиона рублей. Чтобы получить помощь из области, сельсовет должен софинансировать 1,1 миллиона, а набирает в своем бюджете меньше половины. «В дотациях поселениям, которые распределяет район, эти расходы не учитываются. Район вынужден помогать, но сокращает при этом расходы по своим полномочиям».     n back
up