25.03.11

Не трогайте хотя бы море

 

В последние годы у нас в области успешно развивается спортивное и любительское рыболовство. За деньги. Все больше озёр, карьеров и прочих водоёмов передаются в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Причём пользователи предпочитают рыбопромысловые участки в Новосибирске либо недалеко от него и других населённых пунктов — у плотины ГЭС и Северного объезда, рядом с Криводановкой и на выезде в сторону Колывани, на подходном канале у Нижней Ельцовки и на Оби в районе Матвеевки—Речпорта.

Процесс, как говорится, пошёл, и в последнее время предприимчивый народ уже добрался до Обского моря. Новосибирское водохранилище — крупнейший искусственный водоём Западной Сибири — давно поделено на участки промышленного лова. Но рыболовы-любители ловили здесь рыбу бесплатно. Сегодня идея выделения на море участков для организации платной любительской рыбалки приобретает реальные черты. По этому поводу проводятся совещания, устраиваются пресс-конференции, на сайте областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды опубликован проект карты-схемы зон промышленного, спортивного и любительского рыболовства. Рыболовов-любителей успокаивают: мол, платных мест будет немного. Но ведь тут — «главное начать», а специалисты «углубить» всегда найдутся.

Эти опасения далеко не беспочвенны, если вспомнить недавний скандал по поводу высказываний главы Росрыболовства Андрея Крайнего и его коллег. Их позицию обнародовала «Российская газета» («Клёвая фиш-карта», номер за 2.03.2011 г.). Суть высказываний чиновников ведомства сводится к тому, что за ресурсы (то есть за рыбу) надо платить. Как платят за нефть, газ, лес и уголь. Что промышленное рыболовство приносит в бюджеты разных уровней примерно 25 миллиардов рублей в год, а доходы от любительской рыбалки мизерны. Поэтому в ближайшие годы планируется ситуацию изменить и сделать любительскую рыбалку более прибыльной, чем промысловый лов. В США, например, популярное рыболовство приносит казне доход в несколько раз больше, чем промышленное. «Попробуйте в Европе и Америке половить рыбу без приобретённой заранее фиш-карты, — говорит руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. — Придётся заплатить такой штраф!..»

После негативной реакции высших лиц государства руководитель Росрыболовства скорректировал свою позицию, заявив, что журналисты его неправильно поняли. По Первому каналу прошёл видеосюжет о встрече Владимира Путина с Андреем Крайним. Интересующиеся могут зайти на сайт канала и этот сюжет посмотреть. Вот что сказал глава ведомства про платную-бесплатную рыбалку:

«— «Владимир Владимирович, статья 24 Федерального закона “О ры­боловстве” прямо гласит, что граждане Российской Федерации имеют право осуществлять спортивно-любительское рыболовство на объектах общего пользования свободно и бесплатно. И никто эту норму никакому сомнению не подвергает. Объекты общего пользования — это все водные объекты, которые находятся в государстве в муниципальной собственности. Что это такое? Это 130 тысяч рек и два миллиона озёр. Бесплатно и свободно. Речь идёт о другом. У нас есть 6,5 тысячи рыбопромысловых участков, предназначенных для спортивно-любительского рыболовства. То есть бизнес (в основном это малый и средний бизнес) выигрывает эти участки по конкурсу, получает их в аренду на 20 лет, строит там базы для спортивно-любительского рыболовства, и на этих базах оказываются платные услуги. Но два миллиона озёр, 130 тысяч рек и 6,5 тысячи участков… Согласитесь, это капля в море. Полностью исключена возможность брать деньги даже на этих базах, которых ничтожно мало, за пойманную рыбу. Деньги теперь берутся только за оказанную услугу: за предоставленную лодку, за предоставленные снасти и так далее. Вот об этом только шла речь.

То есть за рыбную ловлю вы с нас — с меня, как рыбака-любителя, деньги драть не будете? — переспросил Путин.

Не только с вас, но и ни с одного из 20—25 миллионов рыбаков-любителей деньги браться не будут».

Вот эти слова — про деньги, которые «ни с одного из них браться не будут» — возмутили россиян до глубины души. От Архангельска до Владивостока. Уважаемый чиновник, похоже, не знает, что происходит на подведомственных водоёмах и водотоках. Деньги за рыбную ловлю брали и берут. Чтобы не быть голословным, процитирую официальный документ, выданный в ООО «Левый берег»: «Путёвка на добычу (вылов) биоресурса на рыбопромысловом участке № 20, приплотинный левобережный р. Обь /679,7 км — 684,0 км Л.К./…». И это далеко не единственное место, где спортивно-любительское рыболовство «организовано» именно так. В какой ещё стране возможно такое — брать деньги за рыбу, которая берущему не принадлежит?

Аргументируя свою позицию, хозяева участков ссылаются на Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ред. от 28.12.2010 г.), который гласит: «На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, на основании договоров, предусмотренных статьёй 33.3 настоящего Федерального закона, любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путёвки (документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства». Ну и как это согласуется с одним из основных положений: «Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования свободно и бесплатно»? С 2004 года в закон внесли десятки поправок и убрали, в конце концов, пункт: «Любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками». А любители продолжают ловить рыбу «свободно и бесплатно»… за собственные деньги.

В числе главных аргументов в пользу платной рыбалки её сторонники приводят и такой: станет легче бороться с браконьерами. «Александр Савельев, например, убеждён, что наладить рыбоохрану и воспроизводство рыбы невозможно, если на водоёмах не будет заинтересованных собственников. Иными словами — не согласимся платить, и ловить скоро будет нечего» («Российская газета», номер за 2.03.2011 г.). Но что мешает сегодня эффективно бороться с браконьерами? Раньше, кроме государства, не было никаких заинтересованных собственников. Тем не менее в 60—80-е годы инспекторы «Верхнеобь­рыбвода» успешно воевали с подпольными «сетевиками». Люби­телей с удочками ловить и штрафовать, конечно, проще и спокойнее, но эта работа хороша лишь для статистики: нарушителей поймано столько-то, штрафов выписано столько-то.

Органы рыбоохраны сегодня ослаблены. Штаты инспекций сокращены до предела. В Росрыболовстве об этом знают, фактически предлагая переложить часть охранных функций на хозяев рыбопромысловых участков (пусть, мол, сами свои угодья и охраняют). А рыбаки считают, что надо восстановить прежнюю численность инспекторов и создать им нормальные условия для работы. Тогда с них можно требовать дело, а не бумажные отчёты.

Обское море для сибиряков — то же, что озеро Балатон для венгров. Здесь много пляжей, санаториев, домов отдыха, кафе, магазинов, гостиниц, охотничье-рыболовных и лодочных баз и просто красивых мест. Это любимая зона отдыха не только новосибирцев и жителей нашей области. Сюда приезжают отдыхать с друзьями и семьями отпускники из соседних краёв и областей. Здесь и так за многое приходится выкладывать свои кровные: за ночлег, охрану и прокат лодок, места на автостоянках и прочие услуги. Отдых — занятие недешёвое. Зачем «драть деньги» ещё и за любительскую рыбалку? Ведь если следовать логике «за всё надо платить», то почему бы не сделать платным сбор грибов и ягод? Не удивлюсь, если подобный проект уже родился в чьей-то талантливой голове.

Нам рано брать пример с Америки и Европы — там несколько иной уровень жизни и иной «фиш-сервис». Прежде чем строить жизнь по американскому образцу, неплохо было бы навести порядок в собственном доме. Доработать закон, который каждый трактует в свою пользу, поприжать браконьеров, разобраться с Правилами рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна. Ведь они загнали законопослушных любителей в угол. По этим правилам, например, на Новосибирском водохранилище рыболовам-любителям была запрещена добыча судака размером меньше 37 сантиметров, а промысловикам почему-то — меньше 33-х. Естественно, что всего судака допустимых размеров вылавливали сетями и неводами, а на долю любителей не оставалось почти ничего. Не знаю, поправили это издевательское ограничение или нет. Если судить по пустым рюкзакам возвращающихся с моря рыбаков, всё осталось по-прежнему. Зато сетей на Обском море развелось слишком много. Их даже не надо искать — достаточно заглянуть в Интернет, на рыболовные сайты; там постоянно публикуется информация, где эти сети стоят. В том числе — браконьерские. В том числе — китайского производства, которыми не столько ловят, сколько губят рыбу. Если трудно поймать их хозяев, то, наверное, можно, хотя бы частично, очистить море от этой «паутины».

Вероятно, у наших природоохранных ведомств есть свои объективные трудности, мешающие работать более эффективно. Очевидно, в стране, занимающей в индексе восприятия коррупции 154-е место в мире (в компании с Конго, Таджикистаном и Папуа-Новой Гвинеей — данные на конец октября 2010 года), охранять природные богатства вообще тяжело. Но делать-то что-то надо, иначе мы так и будем компенсировать убытки от незаконного лова за счёт кармана рыболовов-любителей. А регулярное загрязнение водохранилища и Оби — списывать на форс-мажорные обстоятельства. Зимой 2009—2010 г. Обское море два месяца было заполнено грязно-ржавой водой, погибло немало рыбы. Но никто так и не дал ясного и чёткого ответа, что же всё-таки произошло. Что-то говорилось про землетрясение на Алтае, но алтайские рыбаки эту версию опровергли.

Я не специалист по природопользованию и природоохранному праву. И могу быть неточен в деталях. Законы и правила у нас постоянно меняются, пополняются новыми статьями и формулировками, так что даже специалисту за всеми изменениями уследить трудно. Но в главном я уверен. Ситуация, в которой плату за государственную рыбу взимают частные структуры, абсурдна. Рыбаки против предпринимательской деятельности, заключающейся в выписывании путёвок «на добычу биоресурса». Не надо навязывать нам услуги, в которых мы не нуждаемся.

Разумеется, это не только моё мнение. Я просто суммировал высказывания и комментарии наших рыболовов, убрав оттуда непечатные слова.                n

  • С 2004 года в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» внесли десятки поправок и убрали, наконец, пункт: «Любительское и спортивное рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется с согласия пользователей рыбопромысловыми участками». А любители продолжают ловить рыбу «свободно и бесплатно»… за собственные деньги.

  • Обское море для сибиряков — то же, что озеро Балатон для венгров. Сюда приезжают отдыхать с друзьями и семьями отпускники из соседних краёв и областей. Здесь и так за многое приходится платить: за ночлег, охрану и прокат лодок, места на автостоянках и прочие услуги. Так зачем «драть деньги» ещё и за любительскую рыбалку? Ведь если следовать логике «за всё надо платить», то сбор грибов и ягод тоже может стать платным.

 

 

Владимир ГРОНОВ, рыболов-любитель

back
up