Школа без отметок
Новосибирская гимназия № 11 «Гармония» стала опорной школой Министерства образования Новосибирской области по внедрению в учебную практику безотметочной системы оценки достижений учащихся.
В основу системы легла теория, предложенная ещё в 50-е годы XX века педагогом и психологом Давыдовым и адаптированная преподавателями гимназии к современным условиям. Её суть заключается в том, что приобретённые на уроках знания оценивает не учитель двойками и пятёрками, а сам ученик по своеобразной шкале комплексных критериев. Например, сделав задание по математике, ребёнок, сравнивая результат с образцом, определяет качество его выполнения и выбирает для себя деления на мерной линеечке (шкале качества): отдельно по каллиграфии, отдельно по верности решения, отдельно по сложности решения, отдельно по вариативности решения — иногда таких позиций может быть до десяти. Гимназист наглядно видит, в чём он преуспевает, а в чём отстаёт, объективно оценивая свои результаты.
По словам директора гимназии № 11 Сергея Бегунова, такая форма оценки позволяет детям сохранять внутреннюю мотивацию к обучению, развивает рефлексивные умения. Отметка — это своеобразное перекладывание учеником ответственности на учителя за определение уровня достижений ребёнка, самостоятельная оценка — это качественная характеристика личности.
Безотметочная система воспитанникам гимназии «Гармония» нравится, они сами говорят, что здесь нет никакого смысла завышать себе оценки — только себя обманывать, зато точно знаешь, ниже какого уровня опускаться нельзя.
Преподаватели гимназии намерены представить результаты работы по безотметочной системе на федеральном уровне.