Дети и эстрада
Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА
и из архива «Мастер-класса»
Ещё лет двадцать назад чуть ли не в каждой школе был хор, исполнявший детские хиты своего времени. Сегодня коллективное исполнение не в таком почёте. Дети всё больше стремятся к индивидуальности — им хочется петь сольно.
«Мастер-класс» Светланы Ранда
Руководитель вокально-эстрадной студии «Мастер-класс» и Академии современного эстрадного искусства Светлана Ранда знает о детской песне если не всё, то почти всё. Выпускница Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, она пришла работать в общеобразовательную школу больше двадцати лет назад.
— Моим учителем в консерватории был профессор Геннадий Павлович Черничка. Я видела себя педагогом музыкальной школы либо исполнителем, — рассказывает Светлана Михайловна. — Однако так получилось, что я попала в общеобразовательное учреждение, а поскольку стараюсь всегда всё делать с полной отдачей, то очень скоро вошла во вкус, влюбилась в детей и целиком посвятила себя этой работе.
Как и многие её коллеги, Светлана Ранда, работая в школе № 113 в Дзержинском районе Новосибирска, испытывала острую нехватку достойного музыкального материала для школьных праздников и торжеств. И однажды решила попробовать себя в новом амплуа — композитора-песенника. Так появилась первая песня, благодаря которой Светлана Ранда получила известность на всю страну.
— Предстоял праздник, посвящённый Дню учителя. Стихи я предложила написать преподавателю истории Владимиру Романову. У него это получилось. Я же написала музыку. Песню мы назвали «Господа, с Днём учителя вас!». Потом мы с другим моим коллегой Владимиром Редкозубовым написали ещё целый альбом песен на школьную тематику — «Нам в плаванье далёкое пора». И время спустя, когда я услышала наши песни на районных праздниках в исполнении других коллективов, поняла, что двигаюсь в верном направлении.
С приходом в гимназию № 11 «Гармония» (тогда ещё в школу № 193 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла) Светлана Ранда получила простор для творчества. Как педагог дополнительного образования она набрала детей в студию и стала обучать их эстрадному вокалу, по ходу осваивая новый для себя опыт.
— Материал складывался по крупицам: подготовки к концертам, поездки на конкурсы, общение с коллегами, артистами и особенно — детьми. Сегодня в студии несколько возрастных групп со своим репертуаром и уровнем подготовки. Есть выпускники, которые уже окончили гимназию, но остаются в нашей команде — это концертная группа. Ребята, с которыми я начинала десять лет назад, когда только открылась студия, постоянные участники наших концертов — студентка НГПУ Юля Зверева, студент Университета экономики и управления Кирилл Казанин, моя дочь Евгения, которая учится на третьем курсе эстрадно-джазового отделения Новосибирского музыкального колледжа имени Мурова, а Дарья Солодянкина успешно обучается в институте культуры в Москве.
Год назад вокально-эстрадная студия «Мастер-класс», которой руководит Светлана Ранда, отметила свой десятилетний юбилей. Сегодня «семья», как называет Светлана Михайловна своих воспитанников и их родителей, насчитывает уже больше ста человек. Студия «Мастер-класс» — постоянный участник городских концертных программ, двукратный победитель конкурса песен о Новосибирске, занесена в книгу «Рекорды и достижения Новосибирска (Новониколаевска)», участники студии — лауреаты и победители региональных, российских и международных конкурсов. Адреса их побед — Москва, Одесса, Анапа, Волгоград, Болгария, Абхазия.
О чём они хотят петь
В 70—80-е годы проблем с песенным репертуаром для детей не было. Мы пели красивые песни — «Что тебе снится, крейсер “Аврора”?» или «Море, ты слышишь, море, твоим матросом хочу я стать», которые и сегодня могут служить примером удивительной мелодичности и детской искренности. Их исполняли большие хоровые коллективы. Сегодняшним детям нужны другие ритмы, считает Светлана Ранда. Более того, они хотят сами сочинять песни и исполнять их сольно или ансамблем. Авторская детская песня — одно из главных направлений Светланы Михайловны, ради этого она и затеяла проект по созданию нового детского репертуара — «Пойте вместе с нами!», в котором могут принять участие дети и их родители со всего города.
— Всё завязано на авторском репертуаре, отсюда и весь интерес к студии, и блестящий её подъём. Моя задача — дать ребёнку современные ритмы и аранжировки, а в содержании оставить место для того, чтобы он мог рассказать о своём мироощущении. О чём хотят петь сегодняшние дети? О себе, о школе, о любви, о своих отношениях с друзьями, об изменениях в природе и о любимых животных. И пусть вам не покажется странным, они хотят петь патриотические песни. Часто на репетициях просят начать с наших, как мы их сами называем, хитов — «Птицы белые», «Голос мира», «Земля — наш дом».
От ребёнка — автора песни требуется придумать тему или образ — то, о чём он хотел бы петь. Затем начинается стихосложение, в котором часто участвуют и родители. Получившиеся стихи могут быть далеки от совершенства, но это только начало: до того, как они станут песней, ещё далеко. В процессе написания мелодии, которая сильно зависит от темы песни, Светлана Михайловна ещё не раз пересматривает рифмы, сглаживает шероховатости, подбирает стиль аранжировки. Но, как бы то ни было, у каждой песни есть свой автор стихов (ребёнок или родитель), чьи права закрепляются официально.
— Какие-то стихи мне приносят уже завершёнными, и они требуют минимальной правки в процессе переложения на музыку. Мы говорим с детьми о том, что у песни есть куплеты и припев, как лейтмотив главной темы, у неё есть также и сюжет — начало, развитие, окончание. И здесь очень важно, чтобы финал был позитивным. Это не значит, что прямо сейчас всё изменится к лучшему, это может быть надежда, взгляд в будущее. Но без этого нельзя — в нашей жизни и так много грустного. Детям же важно испытывать светлые чувства, чтобы чувствовать себя счастливыми и успешными.
Звезда обязана трудиться
Всего под руководством Светланы Михайловны и при непосредственном её участии детьми и их взрослыми помощниками создано 17 альбомов песен различной тематики для детей всех возрастов. Этот солидный репертуар открыт для широкого пользования и известен у тех, кто занимается детской эстрадной песней. В 2008 году по инициативе Светланы Михайловны был создан Городской общественный фонд поддержки детской авторской песни «Пойте вместе с нами!», а в этом году состоялось открытие Академии детского эстрадного искусства, главная цель которой — выявление юных талантов и создание условий для их творческого развития.
— Обучаться в академии могут все желающие в возрасте от пяти лет до двадцати и старше. Нас поддерживают министерство культуры области, главное управление образования и управление культуры мэрии Новосибирска. Сейчас уже набраны две группы, серьёзный поток мы ожидаем с сентября, когда родители стараются определить своих ребятишек в престижные творческие коллективы. Надеюсь, что к этому времени решится вопрос с дополнительными площадками в разных районах города. Сейчас складывается команда единомышленников — профессиональных педагогов. Обучение ведётся по трём направлениям — эстрадный вокал, современная хореография и актёрское мастерство. Планируется большая концертная деятельность, в том числе — благотворительная.
Дети на сцене должны оставаться собой, не нужно стремиться к взрослости, справедливо утверждает Светлана Ранда. Сегодня, по её мнению, коммерция, шоу-бизнес проникли и в детское исполнительство. Этим пронизано «Детское Евровидение», «Новая волна»: пение со звёздами, переодевание с намёком на известные персонажи, подражание взрослым…
— Всё это даже не смешно, скорее, грустно. И по содержанию эти песни далеки от того, как дети воспринимают окружающий мир. За всем за этим мы забываем о главном — душе ребёнка. Конечный результат я вижу не в том, чтобы ребёнок стал звездой, ярким исполнителем (это, конечно, приветствуется), а в том, какие изменения произойдут в его душе. Настоящее творчество позволяет личности ребёнка раскрыться, стать духовно богаче. n
- «Глубоко убеждена, что дети должны принимать участие в написании песен, потому что нам, взрослым, не всегда понятно мироощущение ребёнка. Дети живут в своём мире, куда более интересном и глубоком, чем мы это себе можем представить».
- «Им важно испытывать светлые чувства, чтобы чувствовать себя счастливыми и успешными».