21.01.11

Не карать, а обучать

Зоя ЛАВРОВА
Фото Валерия ПАНОВА

 

Депутаты рассмотрели результаты проверок КСП об исполнении бюджетов высокодотационных муниципальных образований. Хищений не обнаружено, но нарушения бюджетного процесса продолжаются.

Зампредседателя КСП Денис Рягузов доложил, что за 2009 год аудиторы проверили отчёты об исполнении местных бюджетов 108 муниципальных образований. Почти все, за исключением восьми, расположены в Венгеровском, Здвинском, Черепановском, Барабинском, Колыванском, Татарском и Усть-Таркском районах. Везде нарушается бюджетный процесс: составление бюджетов и контроль за ними, ведение учёта, отчётность. Производятся внеплановые расходы, а изменения в бюджеты не вносятся. Превышаются нормативы расходования средств на оплату труда глав МО и муниципальных служащих. Есть расходы, не предусмотренные полномочиями местной власти. Выше нормы размер дефицита и муниципального долга. Не зачисляются в бюджеты доходы от прибыли МУПов и сдачи внаём помещений. В большинстве МО созданы контрольные органы, но только в четырёх проверенных районах — на профессиональной основе (работает по одному специалисту), в остальных аудиторы привлекаются на общественных началах. А общественники либо не проводят глубокую экспертизу, либо делают это формально. Только Колыванская районная ревизионная комиссия оценивает бюджеты поселений. Всего, подчеркнул Денис Евгеньевич, КСП проверила более 250 отчётов по исполнению местных бюджетов. «Хотя есть положительная динамика, но нарушения повторяются из года в год. В чём причина? Возможно, ещё не накопилась критическая масса заключений по нарушениям. Органы местного самоуправления не воспринимают нашу информацию. Не добились мы и грамотного муниципального финансового контроля. Есть попытки наладить контроль лишь в Колыванском, Сузунском и Ордынском районах».

Зампредседателя комитета Сергей Канунников попросил Рягузова выделить лучшие и худшие районы из проверенных. «Нарушения типичны везде», — вздохнул Денис Евгеньевич. Член комитета Вячеслав Смагин тут же предложил: пусть материалы проверок оценят УВД и прокурор области, а в каждом районе надо создать контрольные органы в составе трёх штатных специалистов. «Коррупция и беззаконие происходят из-за безнаказанности людей!» Однако Сергей Алтухов был менее категоричен: надо не карать, а обучать, «много ошибок из-за неподготовленности кадров». Зампредседателя комитета Валентин Сичкарёв заявил, что в некоторых деревнях уже работать некому: «Люди боятся брать на себя ответственность за муниципальное образование при позорно низкой зарплате муниципальных служащих». Думаю, о зарплате могли бы поспорить другие жители сёл. Сичкарёв тоже считает, что надо не карать, а обучать. Смагину захотели ответить и не члены комитета. Помощник прокурора области по взаимодействию с заксобранием Елена Зерняева пояснила: прокуратура и так использует акты КСП в своей работе, «а перед депутатами мы не отчитываемся по закону». В данном же случае КСП говорит о нарушениях бюджетного процесса, а нецелевого использования средств не выявила. Денис Рягузов добавил, какие акты КСП прокуратура уже запросила себе. Что касается обучения, то за последние три года в Новосибирске прошли переподготовку около 500 муниципальных специалистов. Министр финансов и налоговой политики Леонид Горнин тоже подчеркнул: «Речь не о хищениях, а о нарушении процедур, предусмотренных бюджетным законодательством. К сожалению, квалификация кадров в поселениях оставляет желать лучшего. А тот же месячный бухгалтерский отчёт для города и села — более 350 страниц. Отсюда и ошибки. Но всё же, по оценкам Минфина, состояние бюджетного процесса в нашей области выше, чем в среднем по России».

Решение комитета, напомнил Сергей Канунников, — усилить контроль и методическую помощь, готовить кадры. Акты КСП будут направлены всем главам МО: учитесь на ошибках! И комитет намерен проследить, какие меры в районах примут. Вячеслав Смагин голосовал против, ибо его предложения не были приняты. Хотя первый вице-спикер заксобрания Евгений Покровский напомнил коллеге, что возможности бюджета пока не позволяют во всех районах иметь штатных муниципальных контролёров. А Сергей Канунников уточнил: контрольные органы созданы во всех районах, из них в 17 работает по одному человеку на профессиональной основе. «Мы не можем районы обязать иметь по три аудитора, или надо деньгами помогать». Получается, что неравнодушный Смагин вызвал дискуссию по проблемам бюджетного процесса на местах, которые, по мнению КСП, решаются медленно.

Депутаты заслушали ещё два отчёта Контрольно-счётной палаты, о которых докладывал аудитор Юрий Цыркунов. Первый касался устранения нарушений в управлении госимуществом, выявленных палатой в 2009 году. Второй — эффективности областной целевой программы о государственной кадастровой оценке земель на 2009—2012 годы. Программа, увы, не работала два года: из областного бюджета расходы исключили, и федерального софинансирования не было. Однако область планирует потратить на кадастровую оценку 3 925 тысяч рублей, в том числе в 2011 году — 900 тысяч и в 2012 — 3025 тысяч. Будут ли федеральные субсидии? Как сообщил руководитель департамента имущества и земельных отношений Роман Шилохвостов, в декабре прошлого года наконец принято решение о совместном финансировании, «поэтому программу нужно обязательно оставлять». Управление госимуществом улучшается (взыскание арендной платы за использование предприятиями земельных участков и др.), и в этом, отметил Валентин Сичкарёв, немалая заслуга бюджетного комитета прошлого созыва депутатов. Но, по мнению КСП, есть нарушения «переходящие». Например, восстановление памятника деревянного зодчества по улице Урицкого, 21 в Новосибирске. Теперь, правда, участок земли под этот исторический объект определён, подготовлена смета работ. «Мы работаем с “Новосибхлебом” и периодически их встряхиваем», — обнадёжил Роман Шилохвостов.       

back
up