26.11.10

Строем идти нельзя

Зоя ЛАВРОВА

 

Вчера третья сессия заксобрания приняла во втором чтении областной закон об особенностях правового положения государственных учреждений НСО в переходный период. Он станет базой для реализации 83-го федерального закона об изменении статуса бюджетных организаций. Цель, считает инициатор закона, Минфин РФ, — улучшение их работы и эффективное использование бюджетных средств.

 

По областному закону, до 1 января 2012 года бюджетные учреждения преобразуются в автономные, новые бюджетные и казённые. Они получат самостоятельность и право зарабатывать платными услугами. Доходы казённых организаций пойдут в бюджет, другие могут тратить их на свои нужды. Государство будет субсидировать только госзаказ. После первого чтения закона в него, по требованию прокурора и инициативе бюджетного комитета, внесены принципиальные поправки: субсидии будут рассчитывать по нормативам, а предложения правительства о смене статуса утверждаться законом по каждой сфере. С 1 мая отправится в «свободное плавание» культура, но в течение 2011 года  сменить статус могут все желающие.

Новый областной закон вызвал полемику в комитетах. Депутатов тревожат последствия его реализации. По просьбе «Ведомостей» грядущую реорганизацию бюджетной сферы комментируют председатель бюджетного комитета, головного по закону, и вице-спикер заксобрания, участвующий в подготовке критических отзывов на 83-й федеральный закон от представителей партий и общественности.

 

Как поступить со школами?

Виктор ОСИН, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:

— Проблема серьёзная. Поэтому наш комитет неравнодушно отнёсся к закону, дающему старт очередной реформе. Побаиваемся, что не всё будет так хорошо, как написано в федеральном законе и как нам рассказывают его исполнители. Как смена статуса и схем финансирования повлияет на выполнение основных функций бюджетных организаций? Какой объём бесплатного образования и здравоохранения останется? Не потеряют ли школы, увлечённые коммерцией, уровень обучения детей? Тревог много. На перевод бюджетных организаций в новый статус дан год. Члены нашего комитета были единодушны: спешить не надо, чтобы не навредить. Будем изучать варианты реформирования и принимать решения по каждой сфере. На первом этапе меняют статус наиболее сильные учреждения культуры. На втором предстоит ответить на самый больной вопрос: как поступить со школами?

На заседании комитета звучали предложения оставить все малые сельские школы казёнными.

— Не будем опережать события. Пока мы приняли общий закон. Сейчас нужно оценить возможности абсолютно каждого учреждения. В одном месте могут зарабатывать деньги:  открыть дополнительные кружки, а свободные комнаты просто сдать в аренду. В другом — не могут, здесь и сейчас не хватает денег на самое необходимое. Поэтому надо внимательно поработать в течение года. Рассмотреть каждое направление! Естественно, придётся принимать решение и по малокомплектным школам. Сохранять или ликвидировать? Повторяю: наша задача — не навредить образованию и другим сферам. Ведь федеральный закон провозглашает не только эффективность расходования бюджетных средств, но и улучшение материальной базы учреждений, повышение зарплаты в коллективах. Идеи хорошие, но как их реализовать без ущерба для общества? Моё мнение: с автономизацией школ мы дров наломаем, если бросимся в этот процесс очертя голову. По сути, это узаконивание коммерции. И не получится ли так, как вышло с медициной? На бесплатный приём к врачу — очереди, то за одно, то за другое — плати. Все жители с этим сталкиваются, а ведь есть госпрограмма бесплатного медобслуживания. Если в школах начнут стремиться к дополнительным доходам, то что будет с обязательной образовательной программой? Быстро-быстро урок проведут, а потом платите, родители, за дополнительные занятия? Я побывал во многих школах. Учителя понимают, что требует от них федеральный закон. Но абсолютное большинство их относится к нему с настороженностью и тревогой! А клубы в селе на чём будут зарабатывать, если и сегодня каждую копейку считают? Депутатам всех комитетов, в чьём ведении находится бюджетная сфера, предстоит поучаствовать в обстоятельном анализе возможностей учреждений.

 

Точку ставить рано

Владимир КАРПОВ, вице-спикер Законодательного Собрания:

 

— 83-й федеральный закон — чрезвычайно опасный. Он создаёт гораздо больше возможностей, увы, для коррупции. Уже сейчас в России возникают скандальные истории в весьма авторитетных организациях: профессионалов вытесняют люди, сосредоточенные на финансовой успешности учреждения. А финансовой успешности можно добиться, примитивно сдавая в аренду площади, расширяя платные кружки и занятия. Только все ли ребятишки смогут за деньги заниматься гимнастикой и получать дополнительное образование? Готовится всероссийская акция протеста работников образования, в ходе которой наверняка будут обострены и последствия от автономизации школ. К большому сожалению, предупреждения и предложения из регионов не торопиться с принятием 83-го закона не были услышаны. Удалось только «раздвинуть» сроки его введения, иначе было бы вообще очень тяжело.

Поэтому не случайно при обсуждении областного закона о смене статуса бюджетных организаций в комитетах Законодательного Собрания разгорелись споры. Депутаты озабочены тем, как не допустить сбоя в финансировании. После поправок в законе появилась возможность контроля со стороны законодателей, при необходимости мы можем включить рычаги торможения. Но спор о том, насколько эта реорганизация будет во благо — или во зло — нашей соцсфре, продолжается.

— Что надо сделать для реформирования бюджетных учреждений «без большого вреда», как заявила на сессии депутат и директор школы из Барабинска Вера Ганзя?

— Наибольшим рискам, в том числе не исключается банкротство, подвергаются автономные учреждения. Поэтому на первом этапе перевод в статус автономных должен быть чуть ли не поимённым. Депутатам надо обязательно участвовать в отборе этих учреждений вместе с министерствами. В Домах культуры с хорошими залами, в новых школах, не требующих больших затрат на ремонт и содержание зданий, квалифицированный руководитель и профессиональный коллектив вполне способны обеспечить функционирование учреждения — где-то даже и лучше, чем при старой системе управления. Но остальных следует переводить в новую форму бюджетных учреждений: она хоть и существенно отличается от традиционной, но зато риски банкротства снижены. И, конечно, на переходном этапе надо оставить казёнными, под защитой государства, те организации, чья материально-техническая обеспеченность ниже среднего уровня — малокомплектные школы, небольшие больницы и Дома культуры, библиотеки, прежде всего, в селе. Правда, федеральный законодатель назвал казёнными совсем другие учреждения: связанные с обороной страны, с особым медобслуживанием — психиатрические больницы, например,  и т.п. Но число казённых организаций придётся расширять.

— Почему заговорили о сплошной автономизации школ, если федеральный закон прямо не принуждает их переходить в автономные?

— К сожалению, министр образования Фурсенко хочет быть впереди всех реформаторов и модернизаторов. Хотя есть законные основания не спешить, сделать это будет очень трудно. Ведь установки сверху другие, оценки исполнительной власти будут выставляться с учётом этой работы тоже. Кто, извините, разорит сто малокомплектных школ, сто сельских больничек — он модернизатор, оптимизирует сеть. Слова-то какие! А надо думать, как это отразится на жизни людей. Не сомневаюсь, что 83-й федеральный закон будет откорректирован. Никакая точка ещё не поставлена, хотя министр Фурсенко считает, что поставлена, несогласных больше нет, всех педагогов убедили. Не убедили! Я думаю, нашему депутатскому корпусу, может, даже вместе с законодателями соседних регионов, надо уже сейчас готовить свои предложения по радикальному пересмотру 83-го закона. В качестве аргумента в пользу этого можно напомнить отношение Президента России к новому варианту закона об образовании. Его тоже хотели принять без обсуждения. Президент сказал: необходима общественная оценка этого важного законопроекта. Ибо после подписания 8 мая 2010 года 83-го федерального закона он буквально через несколько дней вынужден был пригласить к себе министров, отвечающих за образование, культуру и здравоохранение, и спросить: в чём дело, почему ко мне приходит так много протестов? И когда законопроект об образовании хотели протащить так же келейно, как протащили 83-й закон о статусе бюджетных учреждений, глава государства сказал: ничего подобного больше не будет без общественной оценки — пускай, прежде всего, учителя и родители законопроект обсудят, выскажут свои претензии, чтобы не наломать дров и не навредить нашей системе образования. Очень правильная позиция, внушающая надежды. back
up