06.07.07

Виктор КОСЬЯНЕНКО: «Мы — не инкубатор талантов, мы обычная гимназия»

Быть первым — нелегко. Учась на ошибках первого, вторые могут предусмотрительно их избежать. Ориентируясь на опыт первого, те, кто идут следом, зачастую не изобретают велосипед,
а используют готовые рецепты.

 

Быть первым — интересно. Набивая шишки, первый все равно идет вперед, покоряя еще никем не покоренные вершины и закрепляясь на них по праву первого. Того, что открывается взгляду первооткрывателя, никогда не увидит второй.

 

Быть первым — большая ответственность. Делясь своими знаниями
и опытом с другими, первый отвечает за их качество своей репутацией.

 

Осенью прошлого года одно из самых известных, престижных
и уважаемых образовательных учреждений Новосибирска — гимназия № 1 отметила семидесятилетний юбилей. На протяжении своей долгой
и славной истории она испытала на себе все преимущества и проблемы, связанные со своим первенством.

 

О том, как живет гимназия № 1 сегодня, мы разговариваем
с ее директором Виктором Григорьевичем КОСЬЯНЕНКО.

 

— Виктор Григорьевич, прошло полтора года после запуска национального проекта «Образование». Правильно ли, на ваш взгляд, были выбраны его составляющие? Что показала практика?

 

— На мой взгляд, да. Ведь в чем главный плюс нацпроекта? В том, что вырос престиж образования. Я очень доволен, что и детей, и учителей стали стимулировать материально. Наша гимназия в полной мере ощутила это на себе. Гранты по 100 тысяч в прошлом году у нас получили два талантливых учителя, в этом году — уже семь. В прошлом году двенадцать наших учеников удостоились премий по 60 и 30 тысяч рублей. Нынче у нас десять таких ребят. Гимназия победила и в конкурсе инновационных образовательных программ, получив грант — 1 миллион рублей. Кстати, появился стимул и для руководителя. Распоряжением мэра Новосибирска директора школ-миллионеров в течение года получают ежемесячную надбавку в пять тысяч рублей. Получается, нацпроект заставляет и руководителей на местах изыскивать средства на поощрение. Конечно, аппетиты у нас большие, планов громадье. Казалось, миллион рублей — много! А на самом деле разошлись — и не видно…

 

— Какие новые направления вы хотели бы видеть в нацпроекте? Как, по-вашему, он должен развиваться дальше?

 

— Необходимо более продуманно выделять средства на работу с одаренными детьми. Нам из Новосибирска сложнее, чем школам в центральной части страны, направлять детей на олимпиады в Москву и другие города. Дорогие билеты, проживание. А это, как правило, дети из небогатых семей, и родители не могут эту проблему взять на себя. Как мы выходим из положения? Находим деньги, а область через месяц-два нам их возвращает. Но это касается только министерских олимпиад, а сейчас много и других олимпиад и конкурсов. Выкручиваемся, но даем возможность детям в них участвовать. Сейчас, к примеру, наши ученики едут в Москву на международные шахматные соревнования. Так что именно вложение средств в образование одаренных детей я хотел бы видеть в нацпроекте. Именно эти дети в ближайшем будущем прославят Россию. И конечно, должно финансироваться укрепление материальной базы не только школ, но и высшего образования и науки. Вырастить и обучить ребенка мы сможем. Но если у молодого научного сотрудника не будет базы, лучшие умы уедут за границу. Не потому, что они не патриоты, а потому, что им надо свои знания применять, а без лабораторной базы даже при стимулировании зарплаты научному работнику будет неинтересно. Многие наши «звездные» выпускники сегодня работают в Германии, Финляндии, Англии, Австралии, США…

 

— Может быть, главная задача современной школы — увидеть в ребенке талант, раскрыть его и развить. Гимназия № 1 уже много лет успешно решает эту задачу. Как вам это удается?

 

— В двух словах и не скажешь. Есть 70-летняя система, которую начали выстраивать когда-то первые учителя 42-й школы во главе с первым директором Владимиром Николаевичем Афанасьевым. Это был незаурядный человек, истинный интеллигент и гуманист. Сестра Михаила Булгакова, Варвара Афанасьевна, преподавала немецкий, Антонина Николаевна Стржалковская, ученица композитора Глазунова, вела уроки музыки, Зинаида Ивановна Оксиюк, гениальный математик и необыкновенный учитель, воспитала целую плеяду талантливых математиков. Привнося новое, мы никогда не разрушали старое. Я убежден: только при бережном отношении к традициям можно двигаться вперед. Еще на заре нашей истории в школе существовала мощная система дополнительного образования, были созданы кружки, факультативы, с детьми работали преподаватели вузов, деятели культуры, артисты. Субботними вечерами в школе кипела жизнь в клубах по интересам. С младшими занимались талантливые старшеклассники. К примеру, нашу шахматную студию основали выпускники первых лет братья Анатолий и Виктор Ерофеевские — легенда нашей школы. Так что система была всегда, и мы ее сохранили. Создавая гимназию, мы сразу определили ее направление как школы для работы с одаренными детьми…

 

— Вы сразу видите талантливого ребенка или на это уходят годы?

 

— Мы начинаем работать с детьми пяти лет в наших группах развития. Там они занимаются в течение двух лет. Но это именно развитие, а не обучение школьным предметам. С ними работают логопеды, хореографы, учителя начальных классов. И конечно, уже на этой ступеньке видно талантливых детей. С первого класса наши детки начинают участвовать в фестивалях искусств и театральном фестивале, а с 3—4 класса включаются в олимпиадное движение. У нас 33 театральных студии, ансамбли скрипачей, народных инструментов, народного и современного танца, мощная студия вокалистов, гитаристы. Сильная шахматная студия, спортивные секции. Мы ведь работаем не только с одаренными детьми, а со всеми. Потому что система развивающего обучения позволяет раскрыть способности практически в любом ребенке. В гимназии около десяти учителей, которые руководят районными методическими объединениями, а поэтому мы постоянно выступаем инициаторами проведения в районе и городе различных творческих конкурсов, необходимых для самореализации детей. Для пятиклассников мы проводим олимпиаду по математике, для среднего звена — по русскому языку, два года работаем как экспериментальная площадка городской олимпиады «Золотая середина». Это интегрированная олимпиада для ребят 6—8 классов, изюминка которой в том, что в течение одного дня школьник проходит сразу несколько олимпиад по своему выбору. Еще одно наше «изобретение» — городская олимпиада «Полиглот», которую мы проводим уже более 10 лет. В ней десять номинаций (английский, русский, французский, немецкий, языки программирования и т. д.), и ребенок выбирает по желанию любое количество номинаций. Наша кафедра литературы уже 11 лет является инициатором районного литературного праздника, в рамках которого проходят конкурсы чтецов, инсценировок, рефератов, художников-иллюстраторов и других. Есть у нас и экологическое направление, где ребята участвуют уже в международных проектах. Наши информатики ежегодно (!) состязаются в 20—30 олимпиадах различного уровня. В 2001 го­ду в гимназии открылся физико-математический класс СУНЦ НГУ (физматшколы). А вообще, у нас ребятишки самые разные. Я всегда говорю: мы — не инкубатор талантов, мы обычная школа. Выскажу крамольную, может быть, мысль, но даже при такой работе, которую проводит гимназия, мы раскрываем только 30—40 процентов способностей детей. Практически все они талантливы. И все достойны нашей любви и внимания.

 

— Это потрясающе! И как жаль, что далеко не каждая школа может себе такое позволить…

 

— Меня это тоже очень тревожит. Я всегда говорю, что и в Новосибирске, и в Кыштовке, и в любом другом городе и селе на тысячу детей рождается одинаковое число талантов. И представьте, сколько из них остаются нераскрытыми! Да, мы в центре, у нас традиции, условия, великолепные педагоги. А что делать талантливым детям на периферии? Вспомните, какую мудрейшую политику вел академик Михаил Лаврентьев, создатель нашего Академгородка. Он находил и набирал в свою физматшколу одаренных детей из Бурятии, Якутии, из самых глухих мест. Из них вырастали потом крупные ученые. И если вернуться к дальнейшему развитию нац­проекта, то работу по поиску талантов в глубинке надо усилить. Вы посмотрите, та же Австралия буквально пасется в Новосибирске. Приезжают «рекрутеры» каждый год, приходят, в том числе, и в нашу школу, предлагают молодежи получить в Австралии высшее образование и остаться там. Вот и мы должны так работать в наших бывших республиках. Ассоциация гимназий и лицеев, куда мы входим, выступила недавно с предложением. Если мэрия Новосибирска или администрация области найдут возможность организовать проживание талантливых детей из села, то ассоциация готова взять на себя их обучение, развитие и подготовку к поступлению в вузы. Бывает, что к нам ездят талантливые ребята издалека. Шесть лет, начиная с 5-го класса, к нам ездил мальчик из Чика. Сейчас он учится в МГУ. Но эти примеры единичны.

 

— Что помимо знаний и развития талантов хорошая школа должна дать ученику?

 

— В первую очередь, уверенность в своих силах. Это сейчас очень важно. От конкуренции на рынке труда не отмахнешься: молодой выпускник вуза, претендуя на место, должен знать то же, что и сорокалетний специалист. Мы стараемся вселить в детей уверенность в то, что у них хорошие знания, им многое доступно, они не только не хуже, но и в чем-то лучше других. Для этого мы их и направляем на олимпиады и конкурсы. Пусть проходят через испытания, себя покажут, померяются знаниями и умениями со сверстниками. Так они дозированно получат то, что потом преподнесет им жизнь в полной мере. Наши театральные и художественные фестивали — это ведь, кроме всего прочего, возможность выйти на сцену, научиться владеть собой, разговаривать с аудиторией, играть, менять маски, доносить свои мысли. Это ценный опыт! Приобретая его уже в младших классах, дети становятся более раскованными, не паникуют перед залом. В среднем звене они уже готовы к смене учителей, коллектива, к более широкой жизни. Им проще психологически ко всему этому адаптироваться. И еще. Детям обязательно надо давать возможность себя проявить. В любой ипостаси. Нет бесталанных детей, есть отсутствие возможности. Например, у нас есть девочка, которая потрясающе вышивает крестиком. Мы ее вывезли на Сибирскую ярмарку на конкурс общественных проектов. Там столько депутатов собралось, начальства. Шутили: «Первая гимназия, оказывается, еще и крестиком вышивает». Да, вышивает. И девочке приятно — она получила общественное признание своих способностей. Детей это окрыляет. Они идут потом по жизни легко. Если и не ты лично поступил в МГИМО или МГУ, а твой одноклассник, то это все равно дает тебе уверенность в том, что это возможно, доступно, не закрыто для тебя. Это особая атмосфера в школе. Она царит и среди учеников, и среди педагогического коллектива. У нас есть традиция: каждый вторник учителя собираются на планерку, где подводят итоги прошедшей недели. Это дает ощущение сопричастности к успеху, даже если сегодня чего-то достиг не ты, а твой коллега и его дети. Это очень важно. Когда в начале девяностых многое было разрушено, когда в принудительном порядке из школ убирали воспитательную функцию, мы свои традиции сохранили. Нам тоже довелось спорить с некоторыми родителями, которые говорили нам: «Не пудрите мозги моему ребенку своим патриотизмом, я из него хочу сделать акулу капитализма». Слава Богу, мы это пережили.

 

— Вы согласны с утверждением, что национальный проект «Образование» стал стимулом для развития личности педагога?

 

— Да, причем он дает возможность реализоваться учителю не только из центральной, но и из сельской школы. Мы, директора новосибирских школ, нередко выезжаем в районы области и видим, как талантливые педагоги, не имея финансовой поддержки, делают все своими руками, затрачивают огромное количество сил и времени для того, чтобы реализовать собственные идеи. Дополнительные выплаты и премии сельским учителям крайне необходимы. Они смогут купить себе новые интересные книги и компьютерную технику, да и просто поддержать семью. Это очень важно! Особенно для маленьких городков и сел. Учителю, так же как ребенку, обязательно надо создать условия для творческой самореализации. Только тогда ему будет интересно работать в школе. Если уж в девяностые школа России выстояла, то сейчас начинается настоящий подъем. Национальный проект — это серьезный прорыв, и дай Бог, чтобы он развивался дальше.

 

Елена КВАСНИКОВА.
Фото Виталия МИХАЙЛОВА.

 

 

Справка

Средняя школа № 42 открылась в Новосибирске в 1936 году. В 1996-м ей был присвоен статус гимназии № 1. Гимназия успешно прошла аттестацию и аккредитована в 1999 и 2004 годах.

Директор гимназии — Виктор Григорьевич Косьяненко — отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ, работает в школе с 1988 года.

В 2006 году гимназия стала лауреатом конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и получила грант — миллион рублей — на дальнейшее развитие.

 

back
228

В Заксобрании


21.11.19
55

Депутаты требуют разобраться, что происходит в регионе с вывозом мусора.

21.11.19
100

Наркоторговцы в совершенстве освоили сетевой маркетинг и расчёт криптовалютами.

21.11.19
58

Что и где построят в 2020 году по наказам избирателей депутатам заксобрания?

Политика


14.11.19
684

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

29.10.19
623

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
640

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

Экономика


15.11.19
689

Зачем нужна маркировка товаров и как её введение отразится на производителях, продавцах и покупателях?

21.10.19
846

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1541

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

Общество


21.11.19
51

Модернизация и ремонт затронули все ТЭЦ Новосибирской области, находящиеся в ведении Сибирской энергетической компании.

21.11.19
52

Четыре новых автобуса для внутрирайонных маршрутов получили сузунские перевозчики благодаря депутатам Законодательного собрания

21.11.19
62

Аграрии Сузунского района удостоены медалей Законодательного собрания. Они первыми в области в этом году завершили уборку зерновых культур

Культура


21.11.19
50

Чуть ли не весь звёздный состав «Глобуса» объединила на малой сцене постановка пьесы современного российского драматурга Ивана Вырыпаева «Иранская конференция».

21.11.19
67

13 поэтов и писателей России соберёт в Новосибирске фестиваль «Белое пятно»

21.11.19
74

19 ноября в Новосибирске стартовал IX Международный конкурс юных скрипачей.

Спорт


12.11.19
618

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
755

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
557

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up