06.07.07

Виктор КОСЬЯНЕНКО: «Мы — не инкубатор талантов, мы обычная гимназия»

Быть первым — нелегко. Учась на ошибках первого, вторые могут предусмотрительно их избежать. Ориентируясь на опыт первого, те, кто идут следом, зачастую не изобретают велосипед,
а используют готовые рецепты.

 

Быть первым — интересно. Набивая шишки, первый все равно идет вперед, покоряя еще никем не покоренные вершины и закрепляясь на них по праву первого. Того, что открывается взгляду первооткрывателя, никогда не увидит второй.

 

Быть первым — большая ответственность. Делясь своими знаниями
и опытом с другими, первый отвечает за их качество своей репутацией.

 

Осенью прошлого года одно из самых известных, престижных
и уважаемых образовательных учреждений Новосибирска — гимназия № 1 отметила семидесятилетний юбилей. На протяжении своей долгой
и славной истории она испытала на себе все преимущества и проблемы, связанные со своим первенством.

 

О том, как живет гимназия № 1 сегодня, мы разговариваем
с ее директором Виктором Григорьевичем КОСЬЯНЕНКО.

 

— Виктор Григорьевич, прошло полтора года после запуска национального проекта «Образование». Правильно ли, на ваш взгляд, были выбраны его составляющие? Что показала практика?

 

— На мой взгляд, да. Ведь в чем главный плюс нацпроекта? В том, что вырос престиж образования. Я очень доволен, что и детей, и учителей стали стимулировать материально. Наша гимназия в полной мере ощутила это на себе. Гранты по 100 тысяч в прошлом году у нас получили два талантливых учителя, в этом году — уже семь. В прошлом году двенадцать наших учеников удостоились премий по 60 и 30 тысяч рублей. Нынче у нас десять таких ребят. Гимназия победила и в конкурсе инновационных образовательных программ, получив грант — 1 миллион рублей. Кстати, появился стимул и для руководителя. Распоряжением мэра Новосибирска директора школ-миллионеров в течение года получают ежемесячную надбавку в пять тысяч рублей. Получается, нацпроект заставляет и руководителей на местах изыскивать средства на поощрение. Конечно, аппетиты у нас большие, планов громадье. Казалось, миллион рублей — много! А на самом деле разошлись — и не видно…

 

— Какие новые направления вы хотели бы видеть в нацпроекте? Как, по-вашему, он должен развиваться дальше?

 

— Необходимо более продуманно выделять средства на работу с одаренными детьми. Нам из Новосибирска сложнее, чем школам в центральной части страны, направлять детей на олимпиады в Москву и другие города. Дорогие билеты, проживание. А это, как правило, дети из небогатых семей, и родители не могут эту проблему взять на себя. Как мы выходим из положения? Находим деньги, а область через месяц-два нам их возвращает. Но это касается только министерских олимпиад, а сейчас много и других олимпиад и конкурсов. Выкручиваемся, но даем возможность детям в них участвовать. Сейчас, к примеру, наши ученики едут в Москву на международные шахматные соревнования. Так что именно вложение средств в образование одаренных детей я хотел бы видеть в нацпроекте. Именно эти дети в ближайшем будущем прославят Россию. И конечно, должно финансироваться укрепление материальной базы не только школ, но и высшего образования и науки. Вырастить и обучить ребенка мы сможем. Но если у молодого научного сотрудника не будет базы, лучшие умы уедут за границу. Не потому, что они не патриоты, а потому, что им надо свои знания применять, а без лабораторной базы даже при стимулировании зарплаты научному работнику будет неинтересно. Многие наши «звездные» выпускники сегодня работают в Германии, Финляндии, Англии, Австралии, США…

 

— Может быть, главная задача современной школы — увидеть в ребенке талант, раскрыть его и развить. Гимназия № 1 уже много лет успешно решает эту задачу. Как вам это удается?

 

— В двух словах и не скажешь. Есть 70-летняя система, которую начали выстраивать когда-то первые учителя 42-й школы во главе с первым директором Владимиром Николаевичем Афанасьевым. Это был незаурядный человек, истинный интеллигент и гуманист. Сестра Михаила Булгакова, Варвара Афанасьевна, преподавала немецкий, Антонина Николаевна Стржалковская, ученица композитора Глазунова, вела уроки музыки, Зинаида Ивановна Оксиюк, гениальный математик и необыкновенный учитель, воспитала целую плеяду талантливых математиков. Привнося новое, мы никогда не разрушали старое. Я убежден: только при бережном отношении к традициям можно двигаться вперед. Еще на заре нашей истории в школе существовала мощная система дополнительного образования, были созданы кружки, факультативы, с детьми работали преподаватели вузов, деятели культуры, артисты. Субботними вечерами в школе кипела жизнь в клубах по интересам. С младшими занимались талантливые старшеклассники. К примеру, нашу шахматную студию основали выпускники первых лет братья Анатолий и Виктор Ерофеевские — легенда нашей школы. Так что система была всегда, и мы ее сохранили. Создавая гимназию, мы сразу определили ее направление как школы для работы с одаренными детьми…

 

— Вы сразу видите талантливого ребенка или на это уходят годы?

 

— Мы начинаем работать с детьми пяти лет в наших группах развития. Там они занимаются в течение двух лет. Но это именно развитие, а не обучение школьным предметам. С ними работают логопеды, хореографы, учителя начальных классов. И конечно, уже на этой ступеньке видно талантливых детей. С первого класса наши детки начинают участвовать в фестивалях искусств и театральном фестивале, а с 3—4 класса включаются в олимпиадное движение. У нас 33 театральных студии, ансамбли скрипачей, народных инструментов, народного и современного танца, мощная студия вокалистов, гитаристы. Сильная шахматная студия, спортивные секции. Мы ведь работаем не только с одаренными детьми, а со всеми. Потому что система развивающего обучения позволяет раскрыть способности практически в любом ребенке. В гимназии около десяти учителей, которые руководят районными методическими объединениями, а поэтому мы постоянно выступаем инициаторами проведения в районе и городе различных творческих конкурсов, необходимых для самореализации детей. Для пятиклассников мы проводим олимпиаду по математике, для среднего звена — по русскому языку, два года работаем как экспериментальная площадка городской олимпиады «Золотая середина». Это интегрированная олимпиада для ребят 6—8 классов, изюминка которой в том, что в течение одного дня школьник проходит сразу несколько олимпиад по своему выбору. Еще одно наше «изобретение» — городская олимпиада «Полиглот», которую мы проводим уже более 10 лет. В ней десять номинаций (английский, русский, французский, немецкий, языки программирования и т. д.), и ребенок выбирает по желанию любое количество номинаций. Наша кафедра литературы уже 11 лет является инициатором районного литературного праздника, в рамках которого проходят конкурсы чтецов, инсценировок, рефератов, художников-иллюстраторов и других. Есть у нас и экологическое направление, где ребята участвуют уже в международных проектах. Наши информатики ежегодно (!) состязаются в 20—30 олимпиадах различного уровня. В 2001 го­ду в гимназии открылся физико-математический класс СУНЦ НГУ (физматшколы). А вообще, у нас ребятишки самые разные. Я всегда говорю: мы — не инкубатор талантов, мы обычная школа. Выскажу крамольную, может быть, мысль, но даже при такой работе, которую проводит гимназия, мы раскрываем только 30—40 процентов способностей детей. Практически все они талантливы. И все достойны нашей любви и внимания.

 

— Это потрясающе! И как жаль, что далеко не каждая школа может себе такое позволить…

 

— Меня это тоже очень тревожит. Я всегда говорю, что и в Новосибирске, и в Кыштовке, и в любом другом городе и селе на тысячу детей рождается одинаковое число талантов. И представьте, сколько из них остаются нераскрытыми! Да, мы в центре, у нас традиции, условия, великолепные педагоги. А что делать талантливым детям на периферии? Вспомните, какую мудрейшую политику вел академик Михаил Лаврентьев, создатель нашего Академгородка. Он находил и набирал в свою физматшколу одаренных детей из Бурятии, Якутии, из самых глухих мест. Из них вырастали потом крупные ученые. И если вернуться к дальнейшему развитию нац­проекта, то работу по поиску талантов в глубинке надо усилить. Вы посмотрите, та же Австралия буквально пасется в Новосибирске. Приезжают «рекрутеры» каждый год, приходят, в том числе, и в нашу школу, предлагают молодежи получить в Австралии высшее образование и остаться там. Вот и мы должны так работать в наших бывших республиках. Ассоциация гимназий и лицеев, куда мы входим, выступила недавно с предложением. Если мэрия Новосибирска или администрация области найдут возможность организовать проживание талантливых детей из села, то ассоциация готова взять на себя их обучение, развитие и подготовку к поступлению в вузы. Бывает, что к нам ездят талантливые ребята издалека. Шесть лет, начиная с 5-го класса, к нам ездил мальчик из Чика. Сейчас он учится в МГУ. Но эти примеры единичны.

 

— Что помимо знаний и развития талантов хорошая школа должна дать ученику?

 

— В первую очередь, уверенность в своих силах. Это сейчас очень важно. От конкуренции на рынке труда не отмахнешься: молодой выпускник вуза, претендуя на место, должен знать то же, что и сорокалетний специалист. Мы стараемся вселить в детей уверенность в то, что у них хорошие знания, им многое доступно, они не только не хуже, но и в чем-то лучше других. Для этого мы их и направляем на олимпиады и конкурсы. Пусть проходят через испытания, себя покажут, померяются знаниями и умениями со сверстниками. Так они дозированно получат то, что потом преподнесет им жизнь в полной мере. Наши театральные и художественные фестивали — это ведь, кроме всего прочего, возможность выйти на сцену, научиться владеть собой, разговаривать с аудиторией, играть, менять маски, доносить свои мысли. Это ценный опыт! Приобретая его уже в младших классах, дети становятся более раскованными, не паникуют перед залом. В среднем звене они уже готовы к смене учителей, коллектива, к более широкой жизни. Им проще психологически ко всему этому адаптироваться. И еще. Детям обязательно надо давать возможность себя проявить. В любой ипостаси. Нет бесталанных детей, есть отсутствие возможности. Например, у нас есть девочка, которая потрясающе вышивает крестиком. Мы ее вывезли на Сибирскую ярмарку на конкурс общественных проектов. Там столько депутатов собралось, начальства. Шутили: «Первая гимназия, оказывается, еще и крестиком вышивает». Да, вышивает. И девочке приятно — она получила общественное признание своих способностей. Детей это окрыляет. Они идут потом по жизни легко. Если и не ты лично поступил в МГИМО или МГУ, а твой одноклассник, то это все равно дает тебе уверенность в том, что это возможно, доступно, не закрыто для тебя. Это особая атмосфера в школе. Она царит и среди учеников, и среди педагогического коллектива. У нас есть традиция: каждый вторник учителя собираются на планерку, где подводят итоги прошедшей недели. Это дает ощущение сопричастности к успеху, даже если сегодня чего-то достиг не ты, а твой коллега и его дети. Это очень важно. Когда в начале девяностых многое было разрушено, когда в принудительном порядке из школ убирали воспитательную функцию, мы свои традиции сохранили. Нам тоже довелось спорить с некоторыми родителями, которые говорили нам: «Не пудрите мозги моему ребенку своим патриотизмом, я из него хочу сделать акулу капитализма». Слава Богу, мы это пережили.

 

— Вы согласны с утверждением, что национальный проект «Образование» стал стимулом для развития личности педагога?

 

— Да, причем он дает возможность реализоваться учителю не только из центральной, но и из сельской школы. Мы, директора новосибирских школ, нередко выезжаем в районы области и видим, как талантливые педагоги, не имея финансовой поддержки, делают все своими руками, затрачивают огромное количество сил и времени для того, чтобы реализовать собственные идеи. Дополнительные выплаты и премии сельским учителям крайне необходимы. Они смогут купить себе новые интересные книги и компьютерную технику, да и просто поддержать семью. Это очень важно! Особенно для маленьких городков и сел. Учителю, так же как ребенку, обязательно надо создать условия для творческой самореализации. Только тогда ему будет интересно работать в школе. Если уж в девяностые школа России выстояла, то сейчас начинается настоящий подъем. Национальный проект — это серьезный прорыв, и дай Бог, чтобы он развивался дальше.

 

Елена КВАСНИКОВА.
Фото Виталия МИХАЙЛОВА.

 

 

Справка

Средняя школа № 42 открылась в Новосибирске в 1936 году. В 1996-м ей был присвоен статус гимназии № 1. Гимназия успешно прошла аттестацию и аккредитована в 1999 и 2004 годах.

Директор гимназии — Виктор Григорьевич Косьяненко — отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ, работает в школе с 1988 года.

В 2006 году гимназия стала лауреатом конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и получила грант — миллион рублей — на дальнейшее развитие.

 

back
353

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up