30.08.23

Помочь семье

Как в регионе работают над профилактикой социального сиротства: опыт благотворительных фондов и социальных центров

В центре «Радуга» молодые мамы учатся общению со своими малышами.

Подхватить семью

«Моя мечта — чтобы не было детских домов, дети не должны жить в казённых учреждениях, какими бы прекрасными они ни были. А это возможно только тогда, когда мы полностью пересмотрим наш помогающий формат и начнём оказывать помощь семьям на самых ранних этапах кризиса», — сказала «Ведомостям» руководитель благотворительного фонда «Солнечный город» Марина Аксёнова. Именно её фонд совместно с министерством труда и социального развития НСО запустил череду трансформаций в сфере профилактики социального сиротства, когда семья «подхватывается» на раннем этапе кризиса. Эксперты проекта «Защитники детства» справедливо считают, что проще купить семье новый холодильник и помочь с заготовкой дров на зиму, чем пытаться потом пристроить ребёнка к замещающим родителям. Своим опытом они поделились с командой Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой во время рабочей поездки по социальным учреждениям нашего региона.

В 2022 году Новосибирская область вошла в число пилотных регионов, где реализовывался проект «Профилактика социального сиротства среди детей в возрасте до 4-х лет», входящий в стратегическую программу Уполномоченного «Дети в семье». В августе 2023-го команда федерального детского омбудсмена приехала в Новосибирск, чтобы познакомиться с профилактическими кейсами на примерах деятельности региональных центров и благотворительных фондов. Два дня работы по обмену опытом показали, что у сибиряков есть своя рабочая модель, которая помогает семьям удержаться на плаву в трудные моменты жизни.

Всё началось в 2020 году, когда в фонде «Солнечный город» провели исследование и пришли к выводу, что около 80% направлений детей в казённые дома социального сиротства можно было бы избежать. Всем стало очевидно — социальные службы работают уже с последствиями кризиса в семье, когда с тонущего в океане материально-бытовых проблем семейного корабля спасают детей. Так появился проект «Защитники детства», работающий на опережение: волонтёры и социальные работники находят «тонущие» семьи и помогают им по разработанным алгоритмам. «Очень часто семьи, живущие в деревнях, отправляют своих детей в интернат, потому что боятся, что им дом нечем топить будет, — рассказывает Марина Аксёнова. — Мне кажется, что лучше такой семье помочь закупить уголь и дрова на зиму, чтобы они не разлучались с ребёнком».

Иногда очень трудно возвращаться к жизни, где есть место любви и уважению.

Кстати, ещё одно направление фонда, заинтересовавшее московскую команду, — это создание мобильных бригад, которые высаживаются профилактическим десантом в отдалённых деревнях, где не ловит интернет. Эксперты проводят консультации и «ходят по гостям», вручную выявляя семьи на пороге кризиса. А кризисы, между прочим, не только материальные бывают — иногда и родительские войны доводят детей до сиротских учреждений. «В жизни каждого из нас случаются события, запускающие цепочку семейного неблагополучия. Это искры, от них разгорается огромный пожар, который очень трудно потушить», — так обращаются к людям сотрудники «Солнечного города».

К своему 16-летию фонд запустил проект «Неотложка» — создал резерв материальной помощи для детей и родителей в кризисной ситуации. «Неотложка» — помощь детям и семьям, которую нельзя отложить. Например, прямо сейчас одинокой маме троих ребят Диане очень нужна помощь с покупкой стиральной машины, семье Боровковых — средства на восстановление дома, который они потеряли при пожаре, а у Лёши с инвалидностью и его мамы сломался холодильник. Сотрудники фонда сняли фильм, где можно проникнуться судьбами их подопечных, которым уже помогли переписать свои истории и сохранить себя и свою семью.

— В «Неотложке» мы будем публиковать адресные сборы — на сегодня к нам обратилась 41 семья, в которых воспитывается 89 детей. Остальные средства будут собираться в копилку, откуда мы сможем брать их на экстренные нужды для других детей, мам и пап. И да, наше правило номер 6: мы не ждём, когда дети окажутся в детском доме, чтобы начать помогать, — объясняют сотрудники «Солнечного города» на своей странице в социальной сети «ВКонтакте».

— Помощь необходимо оказывать на первых этапах семейного неблагополучия и не доводить ситуацию до помещения ребёнка в учреждение, — согласна с руководителем фонда Уполномоченный по правам ребёнка в НСО Надежда Болтенко. — Сейчас через фонды решается очень много проблем по профилактике социального сиротства. В частности, предоставляются гранты для поддержки семей, работают специалисты на вновь введённых ставках. Наша ключевая задача — вместе выработать алгоритм эффективной работы по решению проблемы социального сиротства.

Почему дети оказываются в сиротских учреждениях?
40% — алкогольная и наркотическая зависимости родителей
35% — мамы-одиночки (неблагополучное социальное положение)
20% — дети с ограниченными возможностями здоровья
5% — дети с проблемами поведения
2,4% — внутрисемейный конфликт

Ранние драмы

В Новосибирской области восемь кризисных центров, которые работают в тесном сотрудничестве с министерством социального развития НСО. Самый крупный из них — центр «Радуга», где в социальной гостинице годами живут одинокие мамы с детьми, пытаясь выбраться с обочины жизни. В основном это вчерашние выпускницы детских домов, оставшиеся без жилья, работы и образования, но с ребёнком на руках. «Ребята выпускаются из учреждений, и они по сути — одни в мире, — рассуждает Марина Аксёнова. — Поэтому мы часто видим, как эти девчонки тут же находят себе мужчину, тут же рожают детей, тут же рожают ещё детей — это всё компенсация, поиск близких, поиск нужности. Базовая потребность людей — это любовь и забота». Руководитель «Радуги» Ольга Ясюкевич согласна с коллегой: девочками движет желание найти опору в жизни, отсюда и ранние драмы, когда «опора» оказывается абьюзером или инфантильным человеком, не желающим брать ответственность за ребёнка. В «Радуге» молодые мамы живут годами — на полном государственном обеспечении, получая неполное среднее образование и азы профессии, — к примеру, в той же швейной мастерской. Но главная миссия «Радуги» — сделать так, чтобы молодая мама, попавшая беременной в центр, не отказалась от своего ребёнка в роддоме. Как рассказала московской команде директор, отказы, конечно, случаются. И в основном ребятишек оставляют в роддомах сильно покалеченные жизнью молодые женщины, которых трудно переключить на позитивное восприятие мира.

Педагоги-психологи «Радуги» разрабатывают собственные программы для раннего развития детей.

— Мы сохраняем ребёнка в семье через изменение условий его взросления, — говорит руководитель центра.— И даже если молодая женщина после реабилитации в нашем центре вернётся обратно в неблагополучные условия, у неё будет за плечами положительный опыт. Некоторые наши девушки и не представляли, что можно жить в безопасности и комфорте, когда все прекрасно относятся к ней и её малышу.

В «Радуге» учат не только элементарным бытовым навыкам, но и общению с малышом. Не секрет, что человек несёт в этот мир свою детскую семейную модель, а если на тебя в нежном возрасте постоянно кричали и попрекали куском хлеба, то вряд ли ты будешь транслировать гуманистические педагогические идеи. Вот педагоги-психологи и учат: не надо кричать на малыша, страх убивает доверие, меняйся, милая. Девчонки стараются, но срываются, прошлое держит крепко. В палатах живут по двое, иногда и конфликты между мамами случаются, но в основном всё обходится. Многие из них потом начинают новую жизнь: профессию получила, документы выправила, с ребёнком научили обращаться, можно и в самостоятельное плавание уходить.

— За время реализации проекта через интернаты прошли 162 ребёнка от рождения до 4 лет, — отметила на круглом столе «Семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» замминистра труда и социального развития Новосибирской области Ольга Потапова. — Из них 71 малыш устроен в семьи и, что особенно важно, 45 малышей возвращены в свои кровные семьи. Найденные подходы позволяют на порядок сократить и число детей в учреждениях, и сроки их пребывания в тех случаях, когда родители временно не могут о них заботиться.

А детский омбудсмен Надежда Болтенко ещё раз заострила внимание на том, что сложное материальное положение — это не основание для помещения ребёнка в учреждение. Очень важно оказывать своевременную помощь таким семьям, не только подключая государственные ресурсы, но и привлекая помощь некоммерческих общественных организаций.

ГРУППА РИСКА социального сиротства:

  • мамы, воспитывающие ребёнка в одиночку
  • женщины, живущие в гражданском браке с человеком с асоциальным поведением.
Наталия ДМИТРИЕВА Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

20.11.23 Переждать бурю

Одиноким женщинам с детьми помогают справиться с кризисной ситуацией в специальных центрах и социальных гостиницах Новосибирской области

21.06.22 Счастье жить в семье

Временные ресурсные семьи для малышей, от которых отказались родители, подбор приёмных мам и пап по матрице и другие уникальные проекты Новосибирской области

01.06.22 Дети летать не умеют

Уполномоченный по правам ребёнка Новосибирской области Надежда БОЛТЕНКО — о «школах гениев», психоэмоциональном насилии и безопасном лете

up