29.06.23

Волшебная сила

Создатель музея сказок и легенд Владимир РЕДКОЗУБОВ — о том, как Новосибирск стал частью «Сказочной России» и в чём целебная сила сказки

ДОСЬЕ

ВЛАДИМИР РЕДКОЗУБОВ

Окончил истфак НГПУ, работал в школе, занимался госохраной культурного наследия. С 2014 года — руководитель Фонда содействия сохранению и развитию природного и культурного наследия народов Сибири «Моё открытие Сибири». Фонд проводит творческие конкурсы, снимает сказочные фильмы и развивает таланты. Одним из проектов фонда является Клуб-музей сказок и легенд «Баюшка». 

Вы не поверите, но путь Ивана-царевича можно трактовать как путешествие героя за собственной душой, а Кощей вовсе не над златом чахнет, а над нашими талантами нереализованными. Как утверждает Владимир Редкозубов, вход в сказочный мир находится в самом центре Новосибирска — это Клуб-музей сказок и легенд «Баюшка» в старинном особняке на улице Щетинкина, 62. (В 2017 году Владимир Редкозубов рассказывал «Ведомостям», как начиналась история Клуба). Стоит переступить его порог и заглянуть в глаза главному сказочнику Новосибирска, как вы оказываетесь в волшебном потоке…

— Владимир Александрович, как Баюшка стал главным сказочным персонажем Новосибирска?

— Это было давно, ещё когда города не было, а на его месте стоял лес, в одном дупле жил лесной дух. И жил бы он себе там дальше, если бы по случайному стечению обстоятельств не оказался в люльке. Когда люди стали заселять эту территорию, строить дома, обзаводиться семьями, один будущий папа сделал из этого дерева зыбку для своего дитя. Так наш Баюшка оказался в люльке, к этому времени он уже был хранителем сказок, потому что вокруг того дерева новые поселенцы собирались по вечерам, жгли костёр и рассказывали (баили) разные истории.

— Очень уж Баюшка на вас похож. Не вы ли это?

— Это я на него похож, всё больше уподобляюсь. Имя случайно пришло мне на ум: я писал сказку про берестяного человечка для Музея бересты, по сюжету мастеру заказали изготовить такую куклу — русский вариант Буратино; в поисках формы он мучается, как Данила-мастер у Бажова. И вот в одной из таких творческих медитаций дверь в мастерскую распахивается. «Ты кто?» — спрашивает мастер. И моя рука сама выводит ответ: «Баюшка». Так он и появился. Графический образ Баюшки создала самодеятельный художник тогда, а сейчас книжный иллюстратор Диана Гаязова.

— Чем прославился Баюшка, что был приглашён в федеральный проект «Сказочная Россия»?

— В 2010 году нам предложили войти в него со своим сказочным проектом, для этого требовалось историко-мифологическое обоснование. В сообщество «Сказочная Россия» входит несколько городов, а инициатором является Великий Устюг. О том, что это родина Деда Мороза, все знают. В Кирове «прописан» Иван-царевич, потому что на гербе города изображена рука с луком (рука лучника) — они решили, что это рука Ивана-царевича, который сейчас запустит стрелу, и она прилетит к Лягушке-царевне. В Петербурге свои сказочные персонажи — эрмиты от Эрмитажа, в прошлом это заморские домовые, которые оказались в России, когда Петр I путешествовал по Европе и, будучи большим любителем всего необычного, основал Кунсткамеру. Мы, кстати, нашли одного из эрмитов в Новосибирске, он прибыл в наш город с эвакуированными из Ленинграда музейными ценностями — это эрмит Феоктист, его можно увидеть в видеоинтервью в нашей группе «Сказочная видеопочта России» в соцсети «ВКонтакте». Там много разных видеоисторий, в том числе участников конкурса «Живое письмо сказочному герою». У нас уже есть благодарность за повышение сказочности в России, а недавно поступило предложение издать почтовую карточку с изображением новосибирского Баюшки.

— Глаза у него добрые и по-детски открытые.

— Баюшка — образ из детства. Его глаза — это портал, ведь детство у каждого из нас своё, поэтому и видят его по-разному: кто-то — добрым и весёлым, а кто-то грустным или жалостливым.

— Новосибирск — молодой город, ему всего-то 130 лет, значит, и Баюшка по меркам домовых молод ещё?

— Это большой вопрос. Есть и другая версия городской хронологии: в прошлом году был юбилей — 325 лет, если считать от Никольского погоста — первого русского поселения на территории нашего города, до Кривощёково. Я не разделяю ни ту, ни другую версии, а выдвигаю свою, сказочную: «Давно ли, недавно ли возник город Новосибирск…». Разница между двумя датами — 200 лет. С точки зрения Вселенной — это мгновение. А поскольку рождение Новосибирска по земным понятиям растянулось на 200 лет, и дух у него переселенческий, транзитный, то это город на Млечном Пути. Здесь жил Юрий Кондратюк, продолжатель идей Циолковского. Наш Академгородок работал и продолжает работать на космос. И наша землячка Анна Кикина недавно вернулась из экспедиции на МКС, куда брала с собой Городовичка — первого сказочного героя в космосе.

— Вас послушать, сплошные сказки вокруг. Детям — понятно, а зачем человеку взрослому сказка?

— На языке психологов внутренний ребёнок в нас живёт всю жизнь, и с ним нужно уметь договариваться. В Музее сказок и легенд живёт Баюшка, а ещё хранится волшебная сила — речь не про превращения, а про возможность посмотреть на себя изнутри. Часто взрослые приводят к нам своего ребёнка, а потом признаются, что многое поняли в себе, и начинают ходить к нашим психологам и сказкотерапевтам. Высшие силы разговаривают с нами языком обстоятельств. И сказка учила понимать, как устроен мир, не плыть по течению, а стараться ориентироваться в нём, и высший пилотаж — брать в свои руки управление своей жизнью. И тут важно войти в поток.

— А вот здесь хотелось бы подробностей. Как это — войти в сказочный поток?

— В нашем музее есть прибор — утраченное изобретение, на основе которого был придуман компас, помогавший открывать новые земли. Но у человека есть свойство из хорошего делать плохое, так была изобретена рулетка, которая вызывает в людях корысть и жадность. Когда мы запускаем стрелку нашего прибора, появляется невидимый круг — это и есть сказочный мир, который не всякий человек может увидеть.

— Хотите сказать, что вы не сочиняете сказки, а входите в контакт?

— Конечно, иначе это будет не сказка, а сочинительство. Кто главный герой наших сказок? Иван-дурак — сумасшедший, потому что мы его не понимаем. Скажем, наш герой из русской народной волшебной сказки «Царевна-лягушка». В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына, младшего звали Иван-царевич. И вот созывает царь сыновей: пора вам о невестах подумать, натяните луки и пустите стрелы… Холостого человека на Руси называли полчеловеком, а женатого — человеком. И стрела — символический предмет: в первую брачную ночь жених стрелой поднимал подол невесте. Стрела символизировала луч солнца, которое совершает жизненный круг: дневной в этом мире и ночной в потустороннем, где избушка на курьих ножках. И вот что получается: у старшего сына стрела попадает на боярский двор, а кто такой боярин? Землевладелец. Старшему сыну земля передавалась по наследству. У среднего стрела летит в купеческий терем — это деньги, то есть казна в руках среднего. А Ивану достаётся лягушка. Она ему говорит: «Возьми меня в жёны, Иван». А он отвечает: «Меня же все засмеют…». Это гордыня в нём говорит. Многие народные сказки об этом, потому что гордыня — изначально причина многих наших бед, а потом уже страхи, они на втором месте. Эта же гордыня побуждает его сжечь лягушачью шкуру, когда он узнаёт, что жена его — Василиса Премудрая, царевна, ещё и дочь Кощея. Иван, по сути, выбирает второго себя, она его душа. И когда царь даёт поручения испечь каравай или соткать ковёр, Иван приходит домой, жена расспрашивает его, успокаивает — «утро вечера мудренее», он засыпает, то есть уходит в поток, и Василиса — его душа — начинает творить.

— А потом, когда он её теряет, отправляется за ней в потустороннее царство — это и есть путь героя к самому себе?

— Да, не смог подождать три дня, теперь найдёшь меня за тридевять земель в тридесятом царстве у Кощея, когда три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь… Это всё про испытание терпением, чтобы смирить гордыню. И встречается ему старик, даёт клубочек, который нужно размотать-разгадать. Старик — это предок, а клубок — путь в прошлое рода. Так Иван приходит к Бабе-Яге, она его провожает дальше, ещё глубже, он встречает зверей, которые с ним разговаривают, что его не удивляет. И это про нашу историю: каждый род имел своё тотемное животное. Иван погружается в самую глубину и наконец приходит к истоку — яйцу. А там Кощей над златом чахнет. Деньги в древности назывались талантами.

— Иными словами, он чахнет над нашими нереализованными талантами?

— Совершенно верно. Человек, который не реализовал себя, зарыл свой талант в землю. Кощей чахнет, страдает, потому что вынужден быть царём этой тьмы, а он, по-моему, совсем не злодей, а страдалец. Почему люди порой не могут себя реализовать? Как правило, из-за того или иного страха.

Самый распространённый сейчас страх, это когда человек имеет талант и хотел бы его реализовать, но ему говорят: хорошо, а ты этим сможешь себя прокормить, сможешь выжить за счёт этого своего таланта?

— А если нет очевидных талантов?

— Это повод вступить в контакт с волшебной силой сказки. И родителям в первую очередь. Они свои проблемы нередко проецируют на ребёнка. Так что путь сказки, путь того же Ивана-царевича — это путь познания. Как в Древней Греции были Платон и вся эта золотая рота мудрецов, у нас были безымянные творцы сказок, которые передавались из уст в уста. Сказка — это наша коллективная душа, общий код. К тому же это очень живой материал, позволяющий проявить своё воображение и творческий подход при их прочтении и толковании скрытых смыслов.

 

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

back
up