Привет из Кривощёково
Новосибирский археолог Сергей КОЛОНЦОВ — о том, кто жил на месте Новосибирска и как раскопки меняют взгляд на историю
Сергей Колонцов работал со своими отрядами на объектах, которым грозила застройка. 35 лет он занимался исследованием археологических объектов различных эпох — от неолита до времени освоения Новосибирского Приобья русскими первопроходцами. Среди раскопок — объекты в Новосибирской области, Республике Тыва, Красноярском крае, Кемеровской области, Республике Крым. Нынешний год для Сергея Владимировича юбилейный — 65 лет. Родился 2 января 1959 года в селе Бураново Черепановского района Новосибирской области. Исторический факультет НГПИ окончил в 1985 году, его учителями были знаменитые археологи Татьяна Троицкая и Вячеслав Молодин. Как сотрудник ИАЭТ СО РАН, а потом Центра исторических исследований проехал всю Сибирь. Сейчас Сергей Владимирович на заслуженном отдыхе, появилось время для написания книг.
Именно он в 2015 году занимался разведкой территории села Кривощёково на левом берегу Оби — это первое русское поселение в окрестностях Новосибирска. А в 2018 году Сергей Колонцов руководил спасательными раскопками, потому что вот-вот должно было начаться строительство нового моста через Обь. Опора моста могла поглотить остатки фундамента старинной церкви. Начав раскопки, экспедиция Сергея Колонцова обнаружила старинное кладбище, но никто не ожидал, что их будет так много.
— Сергей Владимирович, что стало с останками кривощёковцев, которых вы спасали от экскаваторов мостостроителей?
— Их перевезли в ангар Института археологии и этнографии СО РАН, где они до сих пор находятся. Проводятся исследования, написаны научные труды, Ирина Владимировна Сальникова сделала несколько отличных статей по крестам, найденным в ходе раскопок. Замечательный антрополог, заведующая сектором антропологии, доктор исторических наук Татьяна Алексеевна Чикишева сделала определение. Что касается захоронения, группа энтузиастов-краеведов, которая обнаружила следы села Кривощёково и стала инициатором раскопок, предложила проект мемориального памятника с захоронением. Новый мост ещё строится, так что пока останки не перезахоронены. Нашей задачей было спасти то, что осталось от села Кривощёково, с которого начиналась история Новосибирска.
— Вы не сторонник мнения, что историю города нужно вести от основания Кривощёково, появившегося более 300 лет назад?
— В начале ХVIII века левый берег Оби в районе нынешнего Новосибирска относился к «телеуцкой землице» — владениям Телеутского улуса, ещё неподвластного московскому царю. Поселиться здесь «просто так» было невозможно, чужаков убивали или брали в плен. Однако Фёдор Ильин сын Креницын по прозвищу Кривощёк, служивший до этого в драгунах, пришёл в Томский уезд с несколькими семьями и поселился здесь. Обычно русская колонизация земель осуществлялась иначе: приходили служивые люди, строили острог, подчиняли и облагали налогом местное население, потом привозили сюда пашенных крестьян. А кривощёковцы просто сели на чужую землю, построили факторию и стали торговать — смелые, уверенные в себе люди. Уникальность села Кривощёково заключается в том, что оно было основано как место торга между телеутами, чатскими татарами и русскими и никогда не имело оборонительных сооружений, подобных острогу. Я рассказываю об этом в своей книге «Потаённое село Кривощёково — предтеча города Новосибирска», которая была издана Новосибирским региональным отделением Международной общественной организации «Императорское православное палестинское общество» в 2022 году.
Раскопки на месте села Кривощёково.
— Из вашего труда следует, что село Кривощёково не исчезло и после постройки железнодорожного моста через Обь.
— Действительно, село продолжало жить после строительства железной дороги и, надо сказать, сыграло значительную роль в основании и развитии города Новониколаевска — Новосибирска. Раскопок до нас там не проводили, а вот научных публикаций было много, перед работами я их подробно изучил, а потом и архивные документы, и газетные публикации в дореволюционных изданиях. С уходом телеутов началось активное заселение окрестностей, а к концу XIX века образовалась Кривощёковская волость с центром в селе Кривощёково, в которую входило 37 сёл. Казаки и селяне занимались скотопрогоном через Обь, в селе было 13 мельниц, кожевенное предприятие, несколько лавок колыванских купцов. И вся Кривощёковская волость занимала территорию больше, чем сегодня Новосибирск. Под фундаментом и вокруг Никольской церкви на месте старого Кривощёкова мы обнаружили погребения людей разных верований и национальностей, и среди погребений по христианскому обряду оказались останки лошади, причём передняя её половина лежала целиком, а вторая была съедена, — только кости сложены кучкой. Кривощёковский Мюнхгаузен мог быть новокрещённым татарином, или телеутом, и после его смерти решили соблюсти и новый обряд, и тот, что был определён ему по рождению.
— Чем-то эти раскопки очень походили на раскопки в Куйбышеве-Каинске, который торопился к своему 300-летию восстановить храм в центре города?
— В 2019 году я успел поучаствовать в раскопках на месте Спасского собора в городе Куйбышеве Новосибирской области. Результаты были очень похожие на те, что мы получили при раскопках Никольской церкви на месте Кривощёково, оно и понятно, время одно — Каинск был основан в 1722 году. Когда начали копать, выяснилось, что фундамент старой церкви сохранился, как и в случае с Никольской церковью, собор стоял на старом казачьем кладбище ещё времён Каинского паса, были захоронения в колодах. Так вот снаружи церкви мы обнаружили небольшой склеп размером 80 на 60 сантиметров, а в нём деревянный гробик с деревянными гвоздями, всё сделано аккуратно. В этом гробике лежала иконка с окладом из фольги и замшевый мешочек, где оказались волосы, — мы сначала думали, что так младенца похоронили, но костей не оказалось, значит, это чьи-то мощи. После я нашёл подтверждение: в Сибири так делали, если место не намоленное, — прихоранивали мощи уже после строительства. Так, в Барнауле, когда строили Петропавловский собор, привезли кусочек мощей русского святого Дмитрия Ростовского и захоронили в серебряном саркофаге за алтарём, со стороны улицы.
— Помню, как в середине 1990-х вы принесли в редакцию «Ведомостей» целую папку материалов о Чёртовом городище и хане Кучуме. Эта история опубликована?
— Да, мне удалось поднять из небытия и сделать достоянием общественности два памятных события в истории Новосибирской области: основание в 1703 году Умревинского острога — первого административного образования на территории Новосибирской области; а второе событие — сражение 20 августа 1598 года на реке Ирмень в Ордынском районе между воеводой из города Тары Андреем Воейковым и ханом Кучумом, проиграв которое хан сошёл с исторической арены. Про Ирменские события я действительно написал одноимённую книгу, она вышла в прошлом году при содействии местного казачьего общества. Это подробный рассказ о событиях после гибели Ермака, прошло 15 лет после исторического сражения у столицы Сибирского ханства города Искера. Что происходило в это время, как отряд Воейкова настиг Кучума и разбил его войско, как хану удалось сбежать, а его семью с большим обозом везли в Москву и там по-царски встречали. Презентация книги состоится 28 марта в 16:00 в Новосибирской государственной областной научной библиотеке.
— В Колыванском районе есть село чатских татар Юрт-Оры — туристическая достопримечательность нашей области. В своё время вы его тоже копали. Что это за история?
— Могу сказать, что в середине 1990-х я спас Юрт-Оры от застройки дачами, поставил на госохрану как вновь выявленный памятник археологии — памятное место. А в 2016 году мы проводили там раскопки, предполагали, что может быть городище, специалистов привозили, Андрей Валерьевич Шаповалов приезжал. Но оказалось, что это не вал, а природная дюна. Всего мы сделали шесть раскопов, нашли рядом с валом захоронение мусульманина, а также керамику разного времени. В окрестностях села расположен Кашламский бор, где имеются десятки археологических памятников — городища, поселения и курганные могильники. Местный имам Навиль Хасанович Шагабутдинов с жителями разработали целую программу по возрождению села, построили мечеть, создали комплекс «Усадьба чатского татарина», и сейчас это место пользуется большой популярностью у туристов. Я собрал материал, и мы издали небольшую книжку, Навиль Хасанович возил её в Казань и даже заказывал дополнительный тираж. Юрт-Оры — уникальная история, чатские татары вместе с казаками охраняли эти места от набегов с юга.
Узнать больше о селе Кривощёково можно в Музее Новосибирска на Михайловской набережной (ул. Обская, 4). Здесь в постоянной экспозиции по ранней истории города представлены скульптурные портреты мужчины и женщины — жителей села Кривощёково. Антропологическую реконструкцию на основе черепов из захоронений, обнаруженных экспедицией под руководством Сергея Колонцова, провели сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН.