Он был первый
Как «стародомовцы» нашли в Бресте место захоронения незаслуженно забытого отца-основателя Новосибирска?
Команда театра «Старый дом» на месте захоронения инженера Роецкого в Бресте.
Если разбудить ночью коренного новосибирца и спросить его: «Кто основал Новосибирск?», то он без запинки ответит: «Гарин-Михайловский, конечно. Он же мост через Обь построил». Мы заслуги Гарина-Михайловского не умаляем, но был в этой истории один человек, который незаслуженно вынесен за скобки официального краеведения — начальник изыскательского отряда для определения местоположения железнодорожного моста через Обь Викентий Роецкий. Об инженере польского происхождения вновь заговорили благодаря творческой команде театра «Старого дома», которая выехала на гастроли в Брест.
/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%A0%D0%BE%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%9A%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8-min.jpg?1695611969612)
стал прототипом одного из героев в повести
Гарина-Михайловского
«Инженеры»
Сюжетная спираль этой истории разворачивалась как в настоящем историческом детективе: «стародомовцы» готовились к поездке на ХХVII Международный театральный фестиваль «Белая Вежа», где должны были представить мистический сеанс от лучшего российского интерпретатора классики режиссёра Сергея Федотова «Головлёвы». Внезапно на почту театра приходит письмо от Натальи Синякиной, которая родилась в Новосибирске, но по распределению московской аспирантуры осталась работать в вузе Бреста. «По информации историков города, известно, что в Бресте похоронен один из отцов-основателей Новосибирска Викентий Роецкий, — сообщала она. — Он внёс огромный вклад и пожертвовал своим здоровьем для исследования земель и провёл огромные изыскательские работы. После чего заболел, был командирован в Брест на лечение и умер в госпитале. Похоронен на старом польском кладбище, вот координаты». Как писали советские журналисты: «письмо позвало в дорогу» — команда театра принимает решение отыскать в Бресте место захоронения инженера Роецкого, чтобы отдать дань уважения человеку, стоявшему у истоков Новониколаевска-Новосибирска. До Бреста добирались почти сутки — самолётами, поездами и автобусами: трансфер Новосибирск — Москва — Минск — Брест оказался не из лёгких, но в «стародомовцах» живёт генетическая память первого передвижного театра Новосибирска. В Бресте творческая команда отыграла спектакль на бис и разыскала католический некрополь.
Краеведы считают, что фигура Викентия-Игнатия Роецки — одна из самых неисследованных и загадочных фигур в истории нашего города: о нём остались очень скудные сведения, которые по крупицам собрали энтузиасты исторического дела. Родился он в 1861 году, а в июне 1891 года Викентий Игнатьевич Роецкий (так в России начали звать молодого инженера) прибыл во главе отряда на изыскательские работы в район села Кривощёково. Молодой человек горел инженерным делом: два высших образования, технический склад мышления, работа в поле, а не в кабинете — вместе с рабочими изыскательной партии прошёл сотни километров по сибирскому бездорожью, чтобы проверить правильность своих выводов ногами.
Из донесения министру финансов С. Ю. Витте от начальника строительства дороги К. Я. Михайловского (опубликовано на ресурсе Библиотека сибирского краеведения): «По сведениям, полученным от инженера Роецкого, оставшегося в Колывани для съёмки бассейна реки Объ, изыскания для линии железной дороги по пересечении Оби у села Кривощёково произведены у нескольких поселений. Намеченный изыскателями путь, по мнению инженера Роецкого, удовлетворяет всем техническим требованиям сооружения. Переход р. Объ у села Кривощёково и р. Томь у села Тутальского на всём пространстве этих рек — лучший».
В Петербурге поняли: у Роецкого талант определять перспективные направления для экономического развития страны — звезду на грудь! В 1892 году за успешные изыскания ему был пожалован чин титулярного советника. Но полевая работа, эмоциональное напряжение и постоянные командировки в Сибирь серьёзно подорвали здоровье инженера Роецкого: в 1895 году он просит продлить свой отпуск в связи с нездоровьем. А врач Западно-Сибирской железной дороги Николай Шмитц официально подтверждает: у пациента наблюдается нарушение центральной нервной системы и как следствие — расстройство пищеварительных функций. Отпуск ему продлили, но жизнь взяла в оборот: рождение второй дочери, присвоение чина коллежского асессора и кадровые перестановки — «подсидели» из-за болезни. Врач Шмитц вновь телеграфирует Михайловскому: «Ввиду безнадёжного положения прошу разрешить В. И. Роецкому приехать в Челябинск, а также назначить комиссию для медицинского освидетельствования на предмет получения усиленной пенсии». Михайловский выделяет больному инженеру и его семье отдельный вагон до Варшавы, но отъезд Роецкого совпал с Ирбитской ярмаркой — все вагоны были заняты товарами и купцами, выехать смогли только через полмесяца. До Варшавы отец-основатель Новониколаевска не доехал — умер в Бресте, где и был похоронен на католическом кладбище.
«Старый дом» принёс инженеру Викентию Роецкому красные гвоздики. Где-то в параллельном мире инженер Роецкий стоит на берегу великой сибирской реки и, щурясь на солнце, представляет новый мост…
В тексте использованы материалы портала «Библиотека сибирского краеведения»