Будущее за BIM-технологиями
Региональный деловой клуб строителей обсудил новейшие разработки компаний, имеющих большой опыт в применении BIM-технологий
BIM-технологии, то есть 3D-моделирование будущих зданий, позволяющее просчитать пошагово весь процесс строительства, всё прочнее входят в практику российских застройщиков. Впрочем, другого выбора им и не остаётся. Уже с 1 января 2022 года на строительстве всех объектов, в котором участвует федеральное или региональное финансирование — а прежде всего это школы, больницы и другие здания соцкультбыта, — такие технологии должны начать применяться в обязательном порядке. Для коммерческой застройки срок наступит в 2023 году. Соответствующее постановление 5 марта 2021 года подписал премьер-министр России Михаил Мишустин.
То же самое касается и BIM. Тому, как приспосабливаться застройщикам к новым требованиям законодательства, было посвящено очередное заседание Регионального делового клуба строителей Новосибирской области 3 июня.
— По поручению президента поэтапный переход на строительную платформу BIM планировалось провести до 2024 года, однако постановление о том, что первый этап начнётся уже 1 января следующего года, пришло неожиданно. Нас ждёт очень серьёзная проблематика: нет специалистов, разорвана связь между проектировщиками и строительным комплексом. Поэтому шаги надо делать очень продуманные, нужен переходный период, и я думаю, что наше мнение в итоге будет учтено, — отметил министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт.
В чём же преимущество BIM-технологий? Само слово BIM расшифровывается как Building Information Model — информационная модель здания. Это не просто объёмное изображение архитектурного проекта на экране монитора, а полная цифровая характеристика здания, в которой отображается весь ход предстоящих строительных работ, их стоимость с учётом возможных изменений расценок на стройматериалы и труд подрядчиков. Такая модель должна предсказывать и любые сложности, которые могут возникнуть уже в процессе эксплуатации здания. Словом, создание BIM в каждом конкретном случае — крайне кропотливый труд.
Сергей Качанов, генеральный директор компании BIMDATA — разработчика одноимённой цифровой платформы — назвал основные из них, поставив на первое место «расползание содержания», то есть факторы, которые возникают уже в процессе строительства и вынуждают разработчиков менять первоначальные решения. Как правило, вмешивается «человеческий фактор» — если в процессе строительства больницы врачи-заказчики указывают, что нужно расширить операционную или вдруг проект в процессе стройки приходится менять из-за плохо проведённых геологических изысканий. Из этой проблемы вытекает вторая, и тоже «человеческая», — трудности координации действий между всеми участниками строительства. Даже самая совершенная математическая модель не сможет учесть всех форс-мажоров — к примеру, прекращения производства какого-то оборудования или срыва сроков его поставки. «По законам математики, сложность координации работы десяти подрядчиков вместо двух возрастает в 45 раз. А если учесть субподрядчиков и поставщиков, то в схеме одного строительства оказываются задействованы тысячи людей, которые должны работать синхронно. Поскольку это почти нереальная задача, то практически все крупные объекты, как говорит мировая статистика, превышают изначально запланированные сроки реализации и бюджет», — отмечает Сергей Качанов.
Для того чтобы любой проект из идеи превратился в реальность, нужны люди, которые понимают, как это сделать. Как подчеркнул председатель Регионального делового клуба строителей, депутат заксобрания Майис Мамедов, по всей стране требуется не менее 50–70 тысяч специалистов по BIM-технологиям — как минимум несколько человек в каждой строительной организации. Но в природе их в таком количестве пока не существует — их ещё надо подготовить.
В составленный в марте перечень 21 российского вуза, которые должны обучать BIM-технологиям, вошёл Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. Его проректор Александр Евдокименко отмечает, что за два года НГАСУ подготовил около 20 специалистов BIM, однако застройщики пока не проявляют к этой специальности интереса. А между тем, поскольку в BIM закладывается не только строительство, но и эксплуатация здания, люди, умеющие работать с такими моделями, нужны и в управляющих компаниях, и даже в ТСЖ. Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств тоже может готовить подобных специалистов, о чём сообщила ректор НГУАДИ Наталья Багрова.
Специалистов, которые так или иначе имеют отношение к BIM-технологиям, можно, по мнению руководителя отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM Валерии Мозгановой, разделить на три категории. Это проектировщики, непосредственно создающие BIM-модели; BIM-менеджеры, которых пока крайне мало и на рынке они буквально на вес золота; и заказчики — застройщики, большинство которых всё ещё плохо представляют, чем их проектам могут помочь BIM-модели и как они должны выглядеть. Среди последних распространено убеждение, что собственные отделы по BIM-моделированию строительным компаниям не нужны, а изготовление таких проектов проще отдавать на аутсорсинг. Но нужно ли? Как считает Сергей Качанов, это самая большая ошибка застройщика. На необходимость обучения застройщиками собственных специалистов указывал и первый заместитель директора Проектной компании GENPRO (Москва) Антон Дроздов: составить модель (это как раз может сделать сторонняя компания) мало — надо уметь с ней работать по ходу строительства, внося в неё те самые нюансы, о которых говорилось выше.
А что у нас?
Один из крупных проектов в Новосибирске, в которых было задействовано BIM-моделирование, — ТРК «Галерея Новосибирск».
Из крупных проектов в Новосибирске, в которых было задействовано BIM-моделирование, директор ООО «СИАСК» Марк Новиков назвал ТРК «Галерея Новосибирск», а также строящийся на улице Чаплыгина гостиничный комплекс под рабочим названием «Маяковский». Пока это только «первые ласточки» очередной волны прогресса, которая в ближайшие два-три года накроет весь строительный комплекс. Ну а чтобы лучше подготовиться к этой волне, застройщики высказываются за введение переходного периода с учётом их пожеланий. *
КОММЕНТАРИИ
Майис МАМЕДОВ, председатель Регионального делового клуба строителей, председатель комитета заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике:
— По сути, с 1 января мы должны перейти в проектировании строительных объектов на новые рельсы. Это позволит нам видеть картину будущего объекта целиком и полностью. Можно провести аналогию с навигатором: как только мы садимся в автомобиль, он показывает, куда надо ехать. Рынок пока не готов к полному переходу на BIM-технологии, но времени очень мало. Где взять специалистов по этим технологиям — отдельный вопрос. С другой стороны, уровень наших специалистов достаточно высок, каждый из них может обучать ещё по 10–15 человек. Будем обращаться и к опыту Москвы. Ну а чтобы определить, сколько специалистов нам надо для перевода работ на новые рельсы, понадобится помощь регионального министерства строительства. Когда власть, вузы, банкиры, застройщики — мы все — сядем в одну лодку и будем грести в одном направлении, мы обязательно найдём решение.
Иван Шмидт, министр строительства Новосибирской области:
— По поручению президента поэтапный переход на строительную платформу BIM планировалось провести до 2024 года, однако постановление о том, что первый этап начнётся уже 1 января следующего года, пришло неожиданно. Нас ждёт очень серьёзная проблематика: нет специалистов, разорвана связь между проектировщиками и строительным комплексом. Поэтому шаги надо делать очень продуманные, нужен переходный период, и я думаю, что наше мнение в итоге будет учтено.
На заседаниях Регионального делового клуба строителей Новосибирской области всегда обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли.