И осталось слово
Просто слово. Я вижу мир как текст, и новости мне проще читать, а не смотреть. И в этом процессе для меня ценна сама попытка вернуть словам их собственный смысл, отдельный от контекста и его наслоений…
«Умаление мира» — театральный проект Марины Давыдовой. Композитор — Александр Маноцков, хореограф — Анна Хлёсткина, художник — Ксения Шачнева. Спектакль о том, как мы строим и разрушаем мир при помощи слов, появился сначала как эскиз на лаборатории в Свияжске, а сегодня идёт в репертуаре Театральной площадки MOÑ (Казань).
Слово, в первоначальности которого мы не сомневались, но забыли сам звук, движение и чистоту символа, здесь становится главным героем, точнее актором. От первобытного акта рождения слова и его повторяющегося звука, через превращение тела до широкого маслянистого мазка начертания. Три перформера на сцене: один поёт слово (Иван Балашов), другой его танцует (Асель Багаутдинова), третий рисует (Ксения Шачнева) на широких листах обёрточной бумаги, заполняя пол и стены. Аз... Аз, Буки... Аз, Буки, Веди... Аз, Буки, Веди, Глаголь... Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро... Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть... Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, Живете...
И что-то происходит с тобой в этом мире заново рождающихся слов. Цепь кириллицы складывает в спираль ДНК, обнажая древнюю память. В неё вторгается петровская реформа, и появляются новые слова: Армия, Воля, Бурлак, Грех, Елей... Революция создаёт свой лексикон: Большевик, Артель, Единство, Ёлка... Наконец словарь современного человека: Айфон, Брекзит, Вакцина, Гугл... И вот она азбука современного россиянина: Автозак, Бесогон, Дача, ЕГЭ, Майдан, Яндекс... Слов много, они тянутся шестью столбцами вниз, выстраивая наш мир в логике истории, новостей, человеческих страстей и личного бытия.
Но вот наступает черёд зрителям составить свой словарь. Для этого у каждого есть листок с начальной буквой и карандаш. Собранные в шапку ведущего слова перформеры также споют, станцуют и нарисуют. И в этой картине мира зрителей первым будет слово «самопознание». Ведущий в образе искусителя (Искандер Нуризянов) пригласит на сцену трёх зрителей из зала. На экране задника для них оставят три последних словаря, из которых сначала нужно будет убрать несколько слов, затем отказаться ещё от десяти, потом ещё — и каждый раз этот выбор будет трудным, даже болезненным, так, словно тебя лишают каких-то органов чувств. Наконец, каждому из стоявших на сцене нужно будет выбрать только одно, самое важное. И из трёх словарей на экране в этот вечер останутся: Добро, Человек, Мама…
Уже на обсуждении со зрителями Марина Давыдова рассказывала, что три главных слова в конце спектакля — всегда неожиданность, а ей самой где-то в идеальном мире видится, что однажды останутся три главных слова: Любовь, Любовь, Любовь...
Умаление мира — это умирание слов, немота от потери, от невозможности выразить утраченное...
Эпиграфом к спектаклю могли быть строки Николая Гумилёва:
...Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.
Спасибо Международному фестивалю актуального театра «ХАОС» и театру «Старый дом» за такие встречи!
А мы напоминаем, что «Ведомости» — информпартнёр фестиваля.