17.06.21

По любви или по расчёту?

Кто же убил Ларису Дмитриевну? Детектив с открытым финалом разыграли на сцене Новосибирского музыкального театра.

Лариса Дмитриевна (Алина Шайхеева) и Василий Халецкий (Карандышев).

Зрители аплодировали стоя, кто-то не скрывал слёз, кто-то улыбался от пережитых эмоций, — равнодушных в зале точно не было. И после в фойе долго стояла очередь дам, желающих сфотографироваться в декорациях «Бесприданницы» — кружевной зонт, шляпка, венский стул, чемоданы…

Почему она бросилась в этот омут, верила ли, что счастье возможно? И за что мы продолжаем жалеть героиню сто лет спустя? История известна по школьному курсу — тонко и глубоко чувствующая Лариса Дмитриевна, бесприданница, становится разменной вещью в руках окружающих её мужчин и, сделав свой выбор, гибнет под дымным шлейфом парохода «Ласточка» посреди волжских волн.

Выбирая к постановке пьесу «Бесприданница», Новосибирский музыкальный театр, с одной стороны, рисковал: фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с Никитой Михалковым и Ларисой Гузеевой в главных ролях — сам по себе классика и конкурировать с ним сложно. С другой стороны, лучшая пьеса самого русского из отечественных драматургов — Александра Островского, 135 лет со дня смерти которого исполнилось на днях (14 июня), — по-прежнему популярна. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» имел реальную основу: в 1870-х годах в Кинешемском уезде (сегодня — г. Кинешма Ивановской области), где Островский занимал должность почётного мирового судьи, случилось громкое дело, всколыхнувшее весь уезд, — убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены.

Пьесу автор писал долго, две прижизненные постановки закончились провалом, но в конце XIX века она всё-таки имела успех и с тех пор ставится регулярно. Предполагал ли автор, что его героиню будут ассоциировать с самой Россией, а женихов — с вариантами сценариев её будущего, как в постановке Льва Эренбурга в Театре им. Маяковского?

Другое дело — спектакль в Новосибирском музыкальном театре. Мелодрама «Бесприданница» на музыку Ефрема Подгайца и либретто Льва Яковлева была написана по мотивам пьесы Островского специально для Магаданского музыкального и драматического театра в 2014 году: Карандышев вспоминает происшедшее, находясь в сумасшедшем доме. Для постановки в Новосибирском музтеатре либретто переделали в детективную историю — спектакль начинается с допроса Карандышева. «Мы решили ещё более сгустить краски, усилить впечатление, поэтому получилась пьеса-детектив — кто же убил Ларису Дмитриевну?» — говорит режиссёр-постановщик Василий Заржецкий, ему удалось вполне органично соединить на сцене музыку и драму.

Если для Василия Халецкого (Карандышев) эта постановка — настоящий бенефис, столько ярких музыкальных номеров и драматических сцен выпало на его долю, — он и обвиняемый, и обличитель, и жертва, то Евгений Дудник (Следователь) и не поёт вовсе. Часть времени зритель видит его на большом экране, где каждая эмоция актёра как под увеличительным стеклом, — и веришь ему, и следишь за интригой. Следователь: «Как известно, в руке Ларисы Дмитриевны Огудаловой, невесты вашей, нашли пистолет, и это доказывает, что она застрелилась сама». Карандышев: «Вполне возможно, она могла бы это сделать». Следователь: «Могла бы? В таком случае задаю вам прямой вопрос… Это Лариса Дмитриевна стреляла?» Карандышев: «Нет, не она…» Следователь: «А кто? Паратов, Кнуров, Вожеватов, а может быть, вы?» — «Каждый из нас мог бы быть её убийцей…»

Пушечные выстрелы и туман над рекой, расторопные половые в кофейне на набережной, разудалый цыганский табор, появление «блестящего барина» Паратова (Алексей Коновалов), званый обед Карандышева и споивший его Робинзон (Антон Лидман), отчаяние Ларисы и побег за Волгу.

Остросюжетный спектакль под динамичную музыку разворачивается в традициях Агаты Кристи — шаг за шагом открывая чудовищную историю, в которой травле подвергается по сути уже обречённый человек. Лариса Дмитриевна (Алина Шайхеева) появляется на сцене в белом облаке кружев под минорный лейтмотив — сдержанная внешне, в сценах объяснения с Карандышевым и Паратовым она обнаруживает море эмоций внутри.

Драматичный накал оттеняют ироничные подтексты вроде Робинзона в костюме Гамлета с Йориком (дирижёр-постановщик, главный дирижёр театра Александр Новиков ради этого номера берёт в руки гитару, оставаясь за пультом) или предприимчивой Хариты Игнатьевны (Елизавета Дорофеева), предлагающей купцам оплатить «брильянты для Ларисы», а после примеряющей их на себя. Не поскупились на создание материального мира спектакля и его создатели — высокохудожественные сценография, костюмы, реквизит (браво, Елена Вершинина, и, конечно, производственные цеха)! Потрясающий свет художника Ирины Вторниковой — он то выхватывает силуэт, превращая сцену в старинную фотографию в оттенках сепии, то окрашивает бурное застолье в тона Пиросмани. Слаженная коллективная пластика кордебалета и актёров — работа хореографа-постановщика Татьяны Безменовой — делает спектакль единым живым организмом.

Так кто же убил Ларису? Они все приложили к этому руку: и Паратов, дважды предавший, и друг детства купец Вожеватов (Кирилл Бедарёв), и родная мать, и Кнуров (Андрей Алексеев), готовый купить её жизнь целиком. И Карандышев, для которого этот брак — возможность «почувствовать себя человеком». Ни сочувствия, ни любви к Ларисе никто из них не испытывает. Почему они не слышат её? За что продолжают мучить? Красота, «которая спасёт мир», обнажает их пустоту, они мстят ей за собственное несовершенство, стремятся присвоить и подавить.

Могла ли Лариса быть счастлива с Карандышевым, маленьким человеком, преисполненным собственного достоинства? Авторы предлагают ответить на этот вопрос самим зрителям — в видеофрагментах на экране современные герои бродят по набережной Оби, тянутся к цветущим яблоням в парке «Городское начало» и заглядывают в окна кофейни на Красном. Найдут ли они друг друга?

Следующий показ состоится 25 июня.

Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА
back
up