11.06.21

Кушать хочется всегда

«Ведомости» совместно с юридической компанией «План Б» продолжают информационно-аналитический проект «Бизнес-план», в рамках которого разбираются в положении дел в различных отраслях предпринимательской деятельности.

Торговые сети — ёмкий рынок сбыта, но зайти сюда удаётся не всем.

Как переживает пандемию продовольственный рынок и что больше всего осложняет ведение этого бизнеса?

Курс на экспорт

Пищевая промышленность перенесла пандемию намного менее болезненно, чем многие другие отрасли. Ковид ковидом, а кушать хочется всегда. Но и сказать, что кризис не оказал вообще никакого влияния на отрасль, тоже нельзя. Колебания спроса, приостановка деятельности партнёров, снижение покупательской способности населения — всё это не могло не оказать влияния на производителей пищевой продукции. При этом на них не распространялись меры поддержки бизнеса, широкий набор которых был разработан для наиболее пострадавших в пандемию отраслей.

Усугубил ситуацию и резкий скачок курса валют, заметно ударив по тем, кто работает с импортным сырьём, упаковочными материалами, оборудованием, кто находится в процессе установки или модернизации производственных линий. Индивидуальный предприниматель Ольга Васильева, предприятие которой занимается производством мягких творожных сыров, отмечает существенное влияние событий на валютном рынке на своё направление:

— Сырьё на российском рынке для нашего производства достаточно сложно найти, поэтому мы много работаем с импортным, и, если брать геополитические события — изменение курса валют плюс то, что масло это биржевое сырьё и стоимость его определяется именно на международной бирже, — это всё очень сказывается на себестоимости. Поэтому на нашем рынке — мы это наблюдаем и у своих конкурентов — стоимость сильно возросла.

Но зато в этих условиях прекрасно себя чувствуют экспортёры. В прошлом году область отправила за границу на 58% больше продукции агропромышленного комплекса, чем в 2019 году. Генеральный директор птицефабрики «Октябрьская» Олег Подойма высоко оценивает экспортный потенциал сельхозпродукции:

— Бобовые, горох, соя, рапс имеют высокодоходные экспортные перспективы. У нас есть хозяйства, где собирают по 40–50 центнеров с гектара. Есть рынки сбыта. Если существующая система поддержки экспорта будет продолжать давать такие возможности, это большой потенциал для роста объёмов растениеводства. Думаю, те цены, которые складываются в связи со снижением курса рубля, будут только стимулировать экспорт сельскохозяйственной и пищевой продукции из Новосибирской области.

Но государство предпринимает и контрмеры, вводя ограничения на экспорт. Так, с 5 июня и пока по 31 августа установлен временный запрет на вывоз из страны гречихи. Объявленная цель — сохранить необходимые объёмы на внутреннем рынке и не допустить резких колебаний цен (за полгода с осени до весны гречка подорожала на 36%).

— То есть, с одной стороны, государство стимулирует экспортёров всяческими программами, но в то же время оно же и подрезает нас, — недоумевает Александр Дембровский, генеральный директор элеваторного комплекса «Безменовский», производящего гречневую крупу. — Экспорт стимулирует рост цены, более интересно работать фермерам. Это даёт возможность покупать технику, внедрять новые технологии, тем самым на тех же полях они могут поднимать урожайность. Как это отразится на рынке, тоже непонятно, потому что никто не знает, какой сейчас остаток зерна. Мы чувствуем серьёзный дефицит. Поэтому ожидание, что сейчас этот запрет вывоза как-то сыграет на снижении цены — это тоже неоднозначно. Если фактически сырья нет, то ситуация может никак не поменяться.

По правилам и без

Предприятия агропромышленного комплекса — одни из самых «любимых» государством. В 2020 году региональные сельхозпроизводители получили из бюджетов разных уровней почти 3,5 млрд рублей господдержки. В то же время почти все переработчики и производители пищевой продукции такой помощи лишены.

— Господдержки в нашей отрасли нет уже несколько лет — такая вот политика руководства, — с сожалением отмечает Олег Подойма. — В то же время птицеводство сейчас оказалось в очень сложных условиях — стоимость кормов возросла на 30–40 процентов. Конечно, это сказывается на производителях. Есть снижение объёмов производства, некоторые предприятия совсем остановились. Корма — это основная составляющая себестоимости, и значительную часть рациона составляет качественное растительное масло, а оно подорожало вдвое.

Тем, что им посчастливилось стать получателями господдержки, из производителей пищевой продукции могут похвастаться только мукомолы и хлебопёки — с 2021 года им компенсируют часть затрат на закупку зерна и реализацию произведённого хлеба.

— То, что государство стало субсидировать нам закупку зерна, конечно, большой плюс, — признаёт председатель совета директоров мукомольного предприятия «Авангард» Василий Алфёров. — Это помогло нам сработать без убытков. Если бы не субсидия, оказались бы в минусе.

3,5 млрд рублей господдержки получили в 2020 году региональные сельхозпроизводители из бюджетов разных уровней.

Однако, по его мнению, государству не мешало бы сделать более гибкой налоговую политику и предоставлять какие-то льготы тем, кто инвестирует в развитие предприятия. Вместо этого налоговое бремя становится всё тяжелее.

— Ежегодно появляется что-то новое, — сетует Василий Алфёров. — За негативное воздействие на окружающую среду, за утилизацию полипропиленовых мешков, хотя мы их не производим… В итоге мы, порядочное предприятие, которое играет по всем правилам, платит все налоги, получаемся неконкурентны, оказываемся в невыгодном положении. Почти не скрываясь, работает множество «серых» мельниц, поставляющих муку неизвестного качества в такие же «серые» мини-пекарни. Они не платят налоги, не имеют лицензий и оказываются в куда более выгодном положении, чем мы.

Продать и не разориться

Пандемия оказала своё влияние на организацию сбыта пищевой продукции. Периоды ажиотажного спроса сменялись затишьем. Александр Дембровский свидетельствует: в марте и апреле 2020 года, когда люди начали «выносить магазины», продажи заметно подскочили, а видя это, активно закупались и торговые сети. По его словам, они даже делали предоплату за товар, чего обычно не практикуют.

— Мы много продали за два месяца, зато потом получили проблемы, — констатирует он. — В июле, августе, сентябре спрос снизился фактически до нуля, потому что запасы были созданы. Поэтому если считать по году, то никаких изменений в потреблении и спросе — они просто перераспределились, условно говоря.

Предприятие Ольги Васильевой ориентировано в первую очередь на рынок HoReCa, который стал одним из наиболее пострадавших в период пандемии. Тем не менее, по её словам, на сбыте это сказалось не особенно, поскольку большинство партнёров быстро переориентировались на доставку еды, сохранив таким образом спрос на продукцию поставщиков.

Что касается торговых сетей, то отношения с ними у производителей складываются по-разному. Так, у Ольги Васильевой был негативный опыт взаимодействия с одной из крупных сетей, связанный с расчётами за продукцию.

— У нас, помимо сыров, раньше была ещё пекарня, и мы работали с одной сетью, — рассказывает она. — И начались серьёзные просрочки. При этом была договорённость, что необходимо продолжать поставки для того, чтобы быть в листе тех поставщиков, которым будут оплачивать долги. Если останавливаются поставки, платить перестают — это прямо откровенно говорилось. Тем самым мы вырастили свой объём долга, потому что закупали сырьё, оказались тоже должны, деньги не поступали, и было решено, что это уже нецелесообразно. В общем, решили закрыть этот проект. Поэтому когда начали работать с сырами, переориентировались на рынок HoReCa.

Хотя теперь, когда ужесточили правила расчётов ритейла с поставщиками, Ольга Васильева вновь задумывается о возможности выхода в сети, поскольку, по её словам, это очень ёмкий рынок по сравнению с HoReCa, и достаточно интересный.

У Василия Алфёрова к сетям другие претензии:

— Если сети помельче у нас иногда берут товар, то, чтобы зайти в крупные, надо отдать ниже себестоимости. О каких пяти процентах входных может идти речь? В реальности доходит до 40 процентов, и не только по нашим — по всем позициям. С ними работать — разорение.

Будут ли разработаны новые меры господдержки для производителей пищевой продукции — вопрос, который волнует всех участников рынка.

Эта больная для предпринимателей тема обсуждалась и на прошедшем в мае совещании с участием министров правительства области, где неоднократно звучал тезис о необходимости устранить перекос между сельхозпроизводителями и переработчиками, так что можно надеяться, что ситуация всё же изменится.

КОММЕНТАРИЙ

Наталья КИПРИЯНОВА, директор компании «План Б»:
— В период пандемии бизнес столкнулся с тем, что меры поддержки носили избирательный характер и были жёстко привязаны к очень формальным признакам: определённому коду вида деятельности, включению компании в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, о существовании которого многие бизнесмены до пандемии даже не знали, и другим признакам. Поэтому я бы поспорила с тем, что эти меры существенно поддержали бизнес.
Отмечу ещё, что изменение курса валют и экономический кризис не могут сами по себе выступать в качестве обстоятельств, понуждающих к изменению или расторжению договора. Суды в таких ситуациях руководствуются следующей логикой. Официальная денежная единица в России — рубль. В соответствии с законодательством о валютном регулировании соотношение рубля и иностранной валюты постоянно меняется, что известно каждому предпринимателю. Поэтому заключив договор, оплата товаров по которому хоть и производится в рублях, но рассчитывается по курсу соответствующей валюты, сторона приняла на себя риски, связанные с изменением курса. Поэтому компаниям нужно очень внимательно формулировать условия подобных договоров, чтобы иметь возможность пересмотреть их и защитить свои интересы.
И о главном. Налоговая политика будет справедливой лишь тогда, когда начнёт учитывать специфику той или иной отрасли. Сегодня в законодательстве это абсолютно не реализовано! Сейчас в привязке к отрасли установлены только показатели налоговой нагрузки, которые указывают сами налоговые органы в своих требованиях и запросах. Действующие налоговые режимы и ставки налогов на фоне роста неналоговых платежей и сборов для многих компаний являются непомерными.

Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

26.05.21 Откровенно говоря

Новосибирская область производит гораздо больше сельхозпродукции, чем может переработать. Что нужно, чтобы устранить этот дисбаланс?

Новости  [Архив новостей]

up