26.04.21

Доверяй, но проверяй

Какие из 2 528 выявленных нарушений «самые популярные» и за что придётся вернуть бюджетные субсидии? Председатель Контрольно-счётной палаты НСО Елена Гончарова выступила с отчётом о работе КСП за 2020 год на сессии заксобрания.

Председатель КСП НСО Елена Гончарова.

Считали удалённо

В 2020 году деятельность КСП НСО, как и всегда, осуществлялась в соответствии с планом работы, составленном с учётом поручений Законодательного собрания области. Было проведено 9 проверок, 10 аналитических мероприятий, 8 экспертиз проектов госпрограмм и бюджетов. Особенностью, как и во многих сферах экономики и жизни, стал фактор коронавируса: из-за ограничений большинство проверок проводилось удалённо, или, как говорят в КСП, камерально, — без выезда на объекты контроля. Впрочем, по словам Елены Гончаровой, на качество и результаты работы это практически не повлияло: каждый бюджетный рубль отражён в документах, и от зоркого глаза аудиторов ни одно нарушение не ускользнёт.

Объектами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий стали 93 организации, в том числе 35 областных государственных органов, 40 муниципальных органов, 12 областных и 2 муниципальных учреждения, 3 иные организации, территориальный ФОМС. Объекты контроля располагались на территории 4 городских округов и 11 муниципальных районов области.

В 2020 году аудиторы КСП провели 9 проверок, 10 аналитических мероприятий, 8 экспертиз проектов госпрограмм и бюджетов.

В результате в 87 организациях было установлено 2 528 нарушений федеральных, областных и муниципальных правовых актов и соглашений (договоров), а также недостатки в деятельности. Суммарная оценка выявленных нарушений и недостатков составила почти 3 миллиарда рублей.

Нарушения и их устранение

Так как КСП проверяет исключительно использование бюджетных средств, то ничего странного, что 68,6% из выявленных нарушений и недостатков были допущены при использовании средств областного бюджета и областного имущества, 28,9% — средств местных бюджетов и муниципального имущества.

В своей работе КСП использует классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного контроля (аудита), и анализ показывает, что нарушения случаются практически повсеместно. Количественно лидируют нарушения и недостатки, совершённые при ведении бухгалтерского учёта (665 случаев), исполнении бюджетов (617) и использовании имущества (561). А вот в денежном выражении в «фаворитах» нарушения при формировании бюджетов (1,25 млрд руб.) и при осуществлении закупок (810 млн руб.).

Стоит понимать, что нарушения — это не преступления, не хищение средств, а зачастую довольно легко устранимые технические моменты.

По итогам проверок палаты в 2020 году уже устранено 1 251 нарушение на сумму 915,4 млн руб. (с учётом нарушений прошлых лет). Но почти на 1,5 миллиарда рублей нарушения (либо предпосылки для их возникновения) до сих пор не устранены.

 

В частности, немало нарушений выявлено при проверке строительства ЛДС в Новосибирске и прилегающей инфраструктуры: не вовлечены в производство работ оборудование и материалы, не скорректирована стоимость работ по контрактам. Кстати, проверку расходования средств на строительство ЛДС и сопутствующей инфраструктуры КСП продолжит и в 2021 году.

С учётом выводов и предложений палаты уже принято 198 правовых актов, в том числе 3 закона области, 36 постановлений губернатора и правительства НСО, 20 приказов областных органов исполнительной власти, 139 муниципальных правовых актов.
Кто виноват и что сделано?

Для выработки совместных решений по реализации предложений палаты областными исполнительными органами власти в течение всего прошлого года были созданы рабочие группы по основным проблемам, отражённым в отчётах и заключениях аудиторов. Протоколы заседаний рабочих групп, а их было более 25, согласуются с представителями палаты и направляются губернатору области или его заместителям, курирующим соответствующие направления деятельности.

По итогам проверок в 2020 году КСП было сделано 103 предложения по совершенствованию законодательства и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

С учётом выводов и предложений палаты уже принято 198 правовых актов, в том числе 3 закона области, 36 постановлений губернатора и правительства НСО, 20 приказов областных органов исполнительной власти, 139 муниципальных правовых актов.

По официальным запросам и в соответствии с законодательством в органы прокуратуры, Следственного комитета, внутренних дел и Федеральной службы безопасности направлено 23 материала. По установленным в 2019 году нарушениям при строительстве газопровода в Северотатарском сельсовете возбуждено уголовное дело в отношении подрядчика (в отношении главы поселения вынесен приговор). По нарушениям при осуществлении закупок для нужд Управления мировых судей НСО также вынесены два приговора в отношении должностных лиц заказчика и поставщика.

В 2020 году направлены на рассмотрение в суд три уголовных дела, возбуждённых в прошлые годы.

Кроме того, прокуроры вынесли 113 представлений с требованиями об устранении нарушений законодательства, пять предостережений о недопустимости нарушения закона, возбуждено девять дел об административных правонарушениях.

Транспорт и дорожное хозяйство

Треть целевых показателей госпрограммы развития автодорог региона не достигнуты.

В сфере транспорта и дорожного хозяйства было проведено 2 контрольных и 4 экспертно-аналитических мероприятия. Основными объектами проверок КСП стали минтранс НСО, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска, МУП Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений», несколько государственных и муниципальных учреждений.

В результате проверок, в частности, было установлено, что при выполнении областной госпрограммы развития автомобильных дорог не было достигнуто 10 из 30 целевых индикаторов. Не были соблюдены сроки выполнения ряда работ в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (просрочка составила 15–17 дней). По-прежнему не завершены работы по строительству путепровода через железную дорогу в Коченёвском районе, при этом рабочей комиссией (без заключения Госстройнадзора) объект признан готовым для открытия рабочего движения.

Также проверками были выявлены существенные расхождения между отчётными данными о доле и протяжённости автомобильных дорог, приведённых в нормативное состояние, и реальным положением дел.

С учётом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, запланировано проведение инструментальной диагностики щебёночных дорог, которые были отнесены к дорогам с твёрдым покрытием. Утверждён план организации проверки исполнения подрядчиками гарантийных обязательств на дорогах областного значения. В дальнейшем КСП НСО планирует продолжить осуществление контроля над использованием средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры, в том числе на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, строительство 4-го моста через р. Обь, дорожно-транспортной инфраструктуры строящейся ледовой арены.

Сельское хозяйство и природные ресурсы

КСП вернула в бюджет десятки миллионов рублей неправомерно выданных грантов на развитие фермерства.

Основными объектами проверок в сфере сельского хозяйства и использования природных ресурсов стали министерство сельского хозяйства НСО и министерство природных ресурсов и экологии НСО. Приоритетными были вопросы использования средств областного бюджета, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, развитие сельской кооперации, а также реализация национального проекта «Экология».

КСП НСО отметила, что в этих направлениях в 2020 году произошло немало позитивных изменений: введены новые направления областной государственной поддержки сельского хозяйства, в рамках госпрограммы комплексного развития сельских территорий привлечены средства федерального бюджета на строительство жилья, объектов социальной сферы и грантовую поддержку местных инициатив. Продолжалось развитие информатизации в сельском хозяйстве: по итогам 2020 года 85,6% субсидий выдано по заявкам, поданным в ГИС «Господдержка АПК НСО». Правительством области был принят порядок осуществления контроля над целевым использованием древесины, заготавливаемой гражданами для собственных нужд. Усилен контроль и в сфере природных ресурсов и охраны окружающей среды: доходы бюджетов разных уровней от штрафов за нарушения природоохранного законодательства увеличились на 64%.

Впрочем, и без ложек дёгтя в отраслях, где задействованы существенные бюджетные средства, обойтись не могло. Проверки КСП показали, что областные нормативные правовые акты, регулирующие господдержку малых форм хозяйствования (фермеров и личных подсобных хозяйств), содержат противоречия и не в полной мере соответствуют федеральному законодательству. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на результативность грантовой поддержки и искажает достоверность предоставляемой отчётности.

Выяснилось, что почти 70% получателей грантов для развития малых форм хозяйствования не предоставили необходимый для этого пакет документов. В итоге 32,5 миллиона рублей, неправомерно полученных или использованных грантов, уже возвращены в областной бюджет, ещё примерно такую же сумму фермеры должны вернуть по представлениям прокуратуры.

Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

В 2021 году в бюджете планируется предусмотреть средства на снос расселённых аварийных домов.

Положение дел в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассматривалось КСП НСО в ходе 7 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали министерство строительства НСО, министерство ЖКХ и энергетики НСО, Фонд модернизации и развития ЖКХ муниципальных образований НСО, а также органы, учреждения и предприятия 11 муниципальных образований. Приоритетами проверок были вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, строительство объектов водоснабжения и водоотведения, а также многофункциональной ледовой арены в Новосибирске.

КСП НСО отмечает, что в 2019 году из аварийного жилищного были переселены 956 человек, снесено 20 аварийных жилых домов, при этом порядком предоставления и использования субсидий на переселение граждан из аварийного фонда не предусмотрены обязательства местных администраций по сносу расселённых аварийных домов и возможность использования для сноса средств субсидии. В связи с чем снос расселённых домов длительное время не производится.

Было построено или реконструировано 6 объектов питьевого водоснабжения, 11 водонапорных скважин, 67,5 км водопроводных сетей, установлено 14 станций водоподготовки. Доля населения Новосибирской области, обеспеченного чистой питьевой водой, увеличилась с 82,0% до 86,7%. Однако серьёзной проблемой остаётся высокий уровень износа сетей и сооружений водоснабжения (70–90%), наличие бесхозных объектов и сетей, перераспределение полномочий между поселениями и районами, что в целом тормозит нормальную реализацию программы «Чистая вода».

Область недостаточно обеспечена объектами подготовки чистой воды и очистными сооружениями.

До сих пор в полной мере не действуют принимаемые в регионе меры по повышению эффективности управления коммунальным хозяйством.

Значительные объёмы бюджетных средств, вместо использования по прямому назначению, направляются на возмещение текущих производственных затрат организаций (погашение задолженности перед поставщиками топлива, электроэнергии, налоговыми органами).

По установленным в 2019 году нарушениям при строительстве газопровода в Северотатарском сельсовете возбуждено уголовное дело в отношении подрядчика (в отношении главы поселения вынесен приговор).

С учётом выводов и предложений КСП НСО при предоставлении субсидий на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2021 году планируется предусмотреть средства на снос расселённых аварийных домов. Сформирован адресный перечень бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения на территории области (422 объекта), который направлен органам местного самоуправления с целью оформления в муниципальную собственность.

Здравоохранение и социальная сфера

Недофинансирование высокотехнологичной медицинской помощи составило более 50% от утверждённых ассигнований.

Особый подтекст имели в 2020 году проверки в сфере здравоохранения, социальной поддержки, образования, культуры и спорта. Из-за вспышки коронавирусной инфекции и последовавших мер финансовой поддержки медиков, боровшихся с болезнью, было важно узнать, как использовались эти бюджетные средства. Выяснилось, что здесь не обошлось без проблем: при осуществлении выплат работникам не была обеспечена своевременность финансирования расходов, учреждения здравоохранения осуществляли выплаты за счёт собственных источников — с надеждой, что средства будут компенсированы впоследствии из федерального бюджета. Министерством здравоохранения НСО не был утверждён порядок и условия осуществления выплат работникам казённых учреждений: выплаты осуществлялись за счёт средств областного бюджета, в результате чего возможность возмещения 1,1 миллиона рублей за счёт средств федерального бюджета сегодня отсутствует. По сути, сделали доброе дело и выполнили поручение президента РФ, но по факту — это нарушение закона. С учётом выводов и предложений КСП НСО минздравом НСО были определены правила доведения бюджетных средств до казённых учреждений для осуществления выплат работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с новой коронавирусной инфекцией.

В результате проверок КСП НСО было установлено, что затраты и направления использования субсидии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи не соответствуют территориальной программе государственных гарантий (недофинансирование составляет 52,7% от утверждённых ассигнований).

Но были, конечно же, в этой сфере и позитивные моменты, в том числе и по результатам проверок КСП. В 2020 году был введён в эксплуатацию областной перинатальный центр, строительство которого велось с 2013 года. Принят областной закон, устанавливающий правовые основания для оказания дополнительных мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, ветеранам войны и труда и членам их семей. Министерством образования НСО были внесены изменения в порядки предоставления межбюджетных трансфертов на модернизацию технологий обучения, строительство (реконструкцию) и ремонт зданий образовательных организаций.

Что делать дальше?

По результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности в 2020 году КСП НСО выработала ряд рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательства, деятельности государственных и муниципальных органов власти.

В частности, рекомендовано:

- принять дополнительные меры для приведения автомобильных дорог и сооружений в нормативное состояние;

- повысить обоснованность и эффективность использования бюджетных средств, ежегодно выделяемых коммунальным организациям;

- повысить результативность господдержки предпринимательства и инвестиций;

- продолжить работу по совершенствованию порядка оказания социальных услуг и социальной поддержки различным категориям граждан;

- принять меры для завершения перераспределения полномочий и имущества между муниципальными районами и сельскими поселениями;

- продолжить работу по совершенствованию системы бюджетного выравнивания и межбюджетных отношений.

Подготовил Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

С полным текстом отчёта можно ознакомиться на официальном сайте КСП НСО

back
up