06.04.21

Подросткам на подмостках

Зачем детская литература приходит в театр, чем порадует проект «Детки и предки. Перезагрузка» и что готовят для подростков новосибирские театры?

«Омлет с сахаром», театр «Пилигримы». Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Детки и предки

Театральный семейный проект «Детки и предки» стартовал в Новосибирске в ноябре 2018 года. Авторы — автономная некоммерческая организация «Центр поддержки и реализации проектов в области культуры, спорта и образования “Культурный город”» — заявили о создании серии спектаклей, адресованных родителям с детьми, в том числе подросткам, а также бабушкам-дедушкам, учителям. Проект был оценён и поддержан на высоком уровне — выиграл в конкурсе Фонда президентских грантов, получив почти 2,5 млн рублей. Поддержку оказало и министерство культуры Новосибирской области. «Этот инновационный проект уникален для нашего города тем, что направлен на молодёжную и подростковую аудиторию, а также на взаимодействие их с родителями», — напутствовал заместитель министра культуры Новосибирской области Евгений Сазонов.

Проект «Детки и предки» существует четвёртый год. За это время было поставлено 12 спектаклей для детей и подростков, их посмотрели около 3 000 зрителей.

В 2019 году, когда в России шёл Год театра, проект «Детки и предки» представил на разных площадках 10 спектаклей — драматических, кукольных, документальных. Постановщиками выступили профессиональные режиссёры Новосибирска и Санкт-Петербурга, в спектаклях заняты актёры новосибирских театров. «Первый театр» показал спектакль «Тоня Глиммердал» (8+) по книге норвежской писательницы Марии Парр. История десятилетней Тони — «Пеппи Длинныйчулок» ХХI века — рассказывает о настоящей дружбе и о том, как дети иногда оказываются мудрее взрослых, помогая им примириться со своим прошлым. Современная норвежская литература для детей говорит с детьми не как с маленькими, выстраивая диалог на равных. «В спектакле “Тоня Глиммердал”, конечно, много шуток и юмора, но есть и серьёзная драма, которая трогает и взрослых. Все события названы своими именами, без метафор, — рассказывает режиссёр Ольга Обрезанова. — Если это смерть — то это смерть, если папа ушёл от дочери — то он не улетел, а бросил. Это другой уровень отношений, честность, которой мы верим сами…» Спектакль «Тоня Глиммердал» принял участие в XVII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» и стал лауреатом одноимённой премии в пяти номинациях и обладателем спецприза «За интерпретацию современной детской прозы».

«Доклад о медузах», театр «Глобус». Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Следом появились на свет спектакли «Бабушка на яблоне» по книге австрийского автора Миры Лобе (4+) и спектакль-притча о взрослении «По дороге за луной» (7+) в технике теневого театра — на сцене Новосибирского областного театра кукол; «Как курица лапой» британской писательницы Энн Файн (8+) и документальный спектакль о непростом выборе «Единственный способ выжить — стать маркетологом» (14+) — на площадке лектория-бара «Поток». Эти и другие спектакли прошли отдельными показами и, несомненно, оставили след в умах и душах зрителей. Были и публичные обсуждения, и внеклассные собрания с участием детей, психологов, педагогов и родителей — однако налаживать коммуникацию между разными поколениями оказалось непросто.

— Отсутствие спектаклей для подростковой аудитории я заметил, когда ещё сам работал в театре. Наш проект старается изменить эту ситуацию. И сейчас, три года спустя, могу сказать, что в городе произошёл настоящий бум детской литературы. Мы все вместе отправляемся в это космическое путешествие, рождаются очень хорошие спектакли, мы получаем отзывы, — говорит руководитель проекта «Детки и предки» Артём Свиряков. — Для нас важно поднимать темы, которые волнуют подростков: взаимоотношения со сверстниками, отношения родителей и детей — всё нужно проговаривать. Мы предлагаем это делать максимально доступным языком — театральным.

 

Из отзывов зрителей: «Благодаря вам и вашему проекту, у нас получился не только настоящий Год театра, но и год открытий и находок в мире современной литературы. Особенно хочется поблагодарить за документальный спектакль для подростков — это был большой прорыв в отношении со старшим сыном, повод откровенному, искреннему разговору на важную тему поиска своего места в жизни. Поэтому спасибо огромное вам от всей нашей семьи!»
Остаться в афише

Часть особенно успешных спектаклей проекта «Детки и предки» вошли в репертуар театров и заполнили нишу для подростковой аудитории. К примеру, спектакль-хоррор по роману Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина» (10+), поставленный режиссёром Алексеем Крикливым, идёт сегодня на площадке «Мастерской Крикликого и Панькова» (ул. Ленина, 15). История про девочку-подростка, которая растёт в атмосфере нелюбви и неожиданно получает поддержку фантастического существа, рассказана особым языком — на стыке пластики и семантики. За слаженный актёрский ансамбль спектакль отмечен специальным призом жюри новосибирской театральной премии «Парадиз» в конкурсе «Театр для детей» в 2019 году. «Мне было важно рассказать о человеческой уязвимости, когда психическое состояние настолько хрупко, что в жизни вполне может появиться Кикимора, — рассказывала Евгения Некрасова на книжном фестивале “Новая книга”, проходившем в Новосибирске в сентябре 2019 года. — “Калечина-Малечина”, конечно, не только о буллинге — она о детском одиночестве в первую очередь. Проблема одиночества любых людей всегда была актуальна, просто мы сейчас нашли язык, с помощью которого можем об этом рассказать».

Тем, кто любит оптимистичные истории, рекомендуем посмотреть спектакль «Омлет с сахаром»(6+), поставленный Еленой и Владимиром Кузнецовыми в их авторском театре «Пилигримы». После почти двухлетнего перерыва театр «Пилигримы» возобновил свою работу по новому адресу: ул. Коммунистическая, 1. Дело происходит в Шербуре — морском порту, где во время дождя расцветают яркие зонтики. «Пилигримы» предлагают идеальный способ воспитания детей: не покупать в дом телевизор, снабжать их фонариками для путешествия на Северный полюс, разрешать им иногда устраивать забастовки, кормить омлетом с сахаром и брать с собой в горы и на море... Спектакль — обладатель Гран-при Международного фестиваля «Сибирский кот», а также главного приза в номинации «Театр для детей» новосибирской премии «Парадиз-2019».

«Меня удочерила горилла», «Первый театр». Фото Виктора ДМИТРИЕВА

По окончании первой части проекта «Культурный город» провёл опрос зрителей с помощью анкетирования, в котором приняли участие 56 человек. Взрослые зрители отметили, что такой способ «разговаривать» (через театральное переживание) оказывается наиболее действенным: многие из них после просмотра спектакля задумались об отношениях в семье.

На вопрос: «Был ли полезен для вас проект: какие изменения произошли в ваших отношениях с ребёнком или близкими?» — ответили так:
1) да, я понял/поняла, как нужны детям внимание и поддержка — 43% опрошенных;
2) да, мне стало легче обсуждать с ребёнком разные, в том числе сложные, темы — 34%;
3) да, узнал(а), как вести себя в разных ситуациях с детьми — 28,5%;
4) да, я стал(а) больше уделять внимания ребёнку — 37,5%;
5) да, мы как родители перестали ругаться при детях — 5,3%;
6) нет, но есть повод задуматься о том, что происходит в отношениях с близкими — 19,6%.

В 2020 году «Культурный город» снова участвовал в конкурсе Фонда президентских грантов и получил поддержку на продолжение проекта — «Детки и предки 2.0». В октябре состоялась премьера «Доклада о медузах» на малой сцене театра «Глобус» по бестселлеру Али Бенжамина в постановке Ольги Обрезановой, а в феврале «Первый театр» представил мюзикл «Меня удочерила горилла» по книге шведского автора Фриды Нильсон в постановке Анны Морозовой. Оба спектакля имели успех у зрителей и заняли достойное место в репертуаре.

Перезагрузка

На днях состоялась презентация новой части проекта — «Детки и предки. Перезагрузка». На сайте Фонда президентских грантов можно узнать, что на этот раз выделено около 3 млн рублей. Если прежде спектакли ставили в основном по зарубежной детской литературе, то теперь к постановке выбраны произведения советских писателей.

— Мы выбрали для совместного проекта фантастическую повесть братьев Стругацких «Парень из преисподней». Эта история для детей старшего школьного возраста, — говорит Павел Южаков, худрук Молодёжного драматического театра «Первый театр». — Повесть рассказывает о юном жителе планеты Гиганды, где долгие годы идёт война и господствует идеология милитаризма, он бросается спасать друга и переживает увлекательное приключение. Ставить спектакль будет актёр и режиссёр Пётр Зубарев, известный нашим зрителям по «Лёле и Миньке». Премьера состоится в октябре.

Определился с литературной основой будущей совместной постановки и театр «Глобус» — фантастические рассказы Владислава Крапивина поставят на малой сцене, премьера запланирована на 21-22 октября. Режиссёр Артём Терёхин предложил оформить эти истории в жанре бэнд-спектакля. «Нам эта форма интересна. Антон и сам пишет музыку и песни, и его сестра Евгения Терёхина — потрясающий композитор, — поясняет Инна Кремер, заместитель директора по творческим вопросам театра “Глобус”. — Фантастика — способ описать реальность с помощью большого количества метафор. А Владислав Крапивин — автор, который предполагает интересные сюжеты и яркие характеры».

Третий участник проекта — Театральная компания «Гамма». И эта постановка, судя по названию, обещает интерес зрителей, — «Дикая собака Динго». Повесть Рувима Фраермана имеет второе название — «Повесть о первой любви» — и замечательную экранизацию 1962 года. В какой стилистике решит спектакль новосибирский режиссёр Джемма Аветисян, покажет время. Премьеру представят в начале учебного года.

Кроме того, в рамках проекта «Детки и предки. Перезагрузка» планируются просветительские лекции совместно с театральным журналом «Около». Проходить они будут на площадке арт-платформы «Дом да Винчи» Новосибирской областной научной библиотеке. «Будем говорить об этике поведения в театре, о взаимоотношениях детей и подростков с театром, — продолжает Артём Свиряков. — Дети приходят классами и ведут себя зачастую так, как будто пришли развлекаться, а не смотреть спектакль. Это разговор о том, как сейчас ходить в театр, как писать рецензии на спектакли, как писать отзывы на произведения». 

Марина ШАБАНОВА | Фото предоставлены театрами

back
1183

Материалы по теме:

26.03.21 По дороге к себе

Станет ли инклюзивный театр профессиональным, как меняются его артисты и что находят в таких спектаклях зрители?

13.01.20 Диалог в подвальчике

Открываем серию публикаций о новых театральных площадках Новосибирска. Первая — о Мастерской Крикливого и Панькова

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up