15.03.21

Чёрная метка для подрядчика

Как добиться того, чтобы КПД от реализации масштабных инвестиционных проектов стал выше, а подрядчики подходили к своей работе ответственнее?

На заседании комитета по строительству, ЖКК и тарифам

Строительство в 2020 году оказалось одной из немногих отраслей экономики, на которой пандемия — по крайней мере, если судить по итогам года, — не сказалась. Поэтому ежегодный отчёт министра строительства НСО Ивана Шмидта перед депутатами комитета заксобрания по строительству, ЖКК и тарифам в целом прозвучал оптимистично. 1 млн 940 тыс. квадратных метров жилья, сданного в 2020 году, — намного лучше результатов 2019 года, но для того, чтобы к 2030 году вводить по 2,6 млн «квадратов» ежегодно, ещё надо постараться. И это касается даже не столько возведения домов, сколько поиска и подготовки площадок для этого процесса. Для того чтобы активнее заниматься опережающим проектированием, будет создан единый институт развития в жилищной сфере, через который пойдёт вся работа по комплексному развитию территорий. При этом министр признал, что объём ввода МКД в сёлах области каждый год снижается, поэтому там ставка делается на развитие индивидуального жилищного строительства.

Построено 63 социальных объекта, в списке на ближайшие три года — ещё 148. Хорошо помогли в этом году федеральные вливания, равных которым по масштабам до сих пор не было, — 15,5 млрд рублей, прежде всего по линии нацпроекта «Демография».

Несколько масштабных строек ведётся или готовится в Новосибирске: кроме ледовой арены, это федеральный детский реабилитационный центр на 300 коек для детей от года до 18 лет (его завершение планируется в 2024 году) и инфекционная больница на 500 коек, строительство которой планируется в ближайшее время. Расположить её намерены на одном из участков в районе Северного обхода города, сейчас ведутся технологическое подключение участка и разработка транспортной схемы. Стоимость проекта — от 4,5 до 5 млрд рублей.

Одной из лучших в России признана работа новосибирских властей с обманутыми дольщиками: за год достроены ещё шесть жилых домов, восстановлены права более чем 800 граждан, реализуется 19 масштабных инвестиционных проектов (МИП), обязательное для застройщика условие вхождения в которые — помочь с восстановлением прав определённому числу обманутых дольщиков.

63 социальных объекта построено в Новосибирской области в 2020 году, в списке на ближайшие три года — ещё 148.

Проблем, которые мешают строителям сильнее всего, Иван Шмидт выделил пять: кроме реализации механизма комплексного развития территорий, это ограничения для строителей на приаэродромных территориях, подорожание стройматериалов, необходимость внедрения интеллектуальной системы учёта электроэнергии в новых домах и протестные акции обманутых дольщиков.

МИП действительно оказались хорошим подспорьем для работы с обманутыми дольщиками, но сейчас, как подчеркнул заместитель председателя комитета Евгений Покровский, закон о них требует доработки.

— Мы начали использовать постановление по МИП, которое губернатор подписал 29 декабря 2019 года, но недостаточно хорошо. При правильном использовании можно иметь ввод 20–25 тысяч квадратных метров жилья, которое закроет программы для детей-сирот, ветеранов и других льготных категорий. Многие аспекты сейчас не детализированы: как передавать, как распределять строящееся жильё. Поэтому попросим дополнить это постановление моментами, которые послужили бы нам для исполнения многих целевых программ, — отметил он.

Подвергли критике депутаты и ФЗ-44, регламентирующий контракты и госзакупки, в том числе и в сфере строительства.

— Закон простой: кто предложит дешевле — тот и победил, но одновременно дёшево и хорошо не бывает. Подрядчиков, которые не выполняют свои обязательства, надо вносить в реестр недобросовестных, а в договор закладывать условия, чтобы подрядчика можно было снимать с объекта на начальном этапе строительства, если он не справляется, а не тогда, когда объект уже подходит к сдаче, а работы не выполнены, — считает заместитель председателя комитета Илья Поляков.

Иван Шмидт признал: заявления о признании таких подрядчиков недобросовестными отклоняются УФАС: дескать, министерство «душит» малый бизнес. Председатель комитета Александр Морозов инициативу своего заместителя поддержал, добавив, что и в сёлах можно встретить много подтверждений плохой работы подрядчиков, когда спортивные объекты стоят незавершёнными по четыре года.

— В целом отчёт министерства позитивен, он демонстрирует серьёзный рост социального строительства. Но есть и проблемы — например, сокращение строительства целого ряда объектов на селе, в том числе больниц, такого ни в коем случае допускать нельзя. Важно, что договорились с правительством совместно найти подходы для создания чёрного списка компаний, которые, заваливая сроки и качество работ на стройплощадках, баламутят этот и без того сложный рынок в Новосибирской области, — подчеркнул председатель комитета.

 

Виталий СОЛОВОВ | Фото Валерия ПАНОВА

back
up