05.03.21

За дверью

В театре «Глобус» поставили знаменитый мюзикл, который с 1966 года идёт на Бродвее.

За сценическими дверями «Cabaret» скрываются миры главных героев и воют ветры страшных перемен.

Когда ты произносишь слово «кабаре», память сразу отчаянно звенит монетами из знаменитого номера Лайзы Минелли и Джоэла Грея в знаменитом фильме Боба Фосса «Cabaret». У новосибирского зрителя будет возможность услышать и увидеть мировые хиты мюзикла «Cabaret» — режиссёр Алексей Франдетти (как его называют критики, «локомотив российского музыкального театра») поставил в театре «Глобус» авторскую версию бродвейского мюзикла.

Литературной основой «Cabaret» стали «Берлинские истории» Кристофера Ишервуда о быте Берлина 1930-х годов и пьеса Джона Ван Друтена «Я — камера» о любовных коллизиях писателя и певицы кабаре. Благодаря сильному сплаву получился жёсткий антифашистский манифест — о рефлексии общества в условиях нацизма и о том, в какой песок прячет голову «общественный страус», когда начинает пахнуть жареным. В 1966 году мюзикл «Cabaret» поставили на Бродвее, он стал мировым хитом, чуть позже переродился в известный нам фильм, а затем «воскрес» на новосибирской сцене.

— В августе 2019 года мы написали в Нью-Йорк, что хотим поставить «Cabaret», — рассказывает Алексей Франдетти. — Нам вообще никто особо не поверил. Потому что, как мы знаем, Бродвей до сих пор закрыт и откроется только осенью в лучшем случае. И до сих пор наши коллеги с Вест-Энда не понимают, как такое возможно — поставить мюзикл в условиях пандемии. Мы на самом деле совершаем большое чудо, делая абсолютно новый продакшн этого названия в нынешнее время.

На самом деле у Франдетти была идея поставить в «Глобусе» мюзикл «Войну и мир», но после прослушивания труппы режиссёр понял, что нужно ставить «Cabaret»: сегодня необходимо говорить о том, что неприятие человека по его расовому признаку, вероисповеданию и сексуальной ориентации недопустимо. Во время репетиций режиссёр постоянно напоминал команде о надписи, сделанной на монументе в Дахау, — «Никогда больше».

Алексей Франдетти — главный постановщик мюзиклов в России. Сотрудничает с ведущими музыкальными театрами России, работал в «Гоголь-центре», Театре на Таганке, Театре Наций, МХТ имени А. П. Чехова. Несколько раз становился лауреатом «Золотой Маски» в номинации «Лучшая работа режиссёра в оперетте/мюзикле» за спектакли «Рождество О. Генри» в Театре имени А. С. Пушкина (2016), «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» в Театре на Таганке (2018), «Стиляги» (2020) в Театре Наций.

— «Cabaret» своим существованием изменил правила мюзикла, — продолжает режиссёр. — Он помог этому лёгкому жанру выйти на новый уровень, вознёс его до высот сложносочинённого произведения с серьёзными смыслами и глубокими подтекстами. Мюзикл перестал развлекать зрителя. В нашем спектакле мы задаём непростые вопросы: а так ли далёк Берлин 30-х от нас сегодняшних? Как уберечь себя от предубеждений по отношению к другим людям? Но не пугайтесь — красивых костюмов, хореографии и постановочных эффектов наравне с великой музыкой будет предостаточно.

Визуальная эстетика спектакля зашифрована во фразе Ишервуда — «За каждой дверью целая жизнь, но ни одна дверь не спрячет тебя от ужасов, находящихся внутри». Чёрно-белый «бурлеск», зло хохочущий зрителю в лицо пронзительной правдой Дега и Тулуз-Лотрека. Застывшие чёрные потёки туши на лицах актёров. И двери — как символ побега от самого себя. Символ норы и укрытия, где тебе обещают весёлое забвение, которое утром оборачивается экзистенциальным ужасом.

— Эта версия мюзикла в театре «Глобус» — первая официальная лицензионная версия, которая будет идти с оркестром в его полном составе, — продолжает интриговать Алексей Франдетти. — Оркестр у нас будет находиться на сцене, и это наша дань уважения дирижёру и музыкальному руководителю всех мюзиклов, вышедших на сцене театра «Глобус», Алексею Людмилину.

«Cabaret» Франдетти — это художественное метавысказывание, где любовная линия Салли и Клиффорда всего лишь стежок, сшивающий полотна смыслов, идей и подтекстов. Кстати, у спектакля серьёзное ограничение по возрасту (18+), и это не просто прихоть — детям не стоит смотреть на откровения человеческого «упадка духа».

— С нами работали три педагога по вокалу, — рассказывает одна из исполнительниц Наталья Тищенко. — Мюзикл — это очень сложный и интересный принцип существования на сцене. Конечно, всё это приходится сейчас совмещать в одно — и танцевать, и петь.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Елены БЕРСЕНЁВОЙ

back

Новости  [Архив новостей]

up