19.02.21

Без бабочек и пейзажей

Девять авторов представили свой взгляд на мир — первая выставка фотоклуба «Практика» открылась в «Доме да Винчи».

Выставка «Расширяя границы» в «Доме да Винчи», ул. Коммунистической, 34.

Новосибирский фотоклуб «Практика-PRAKTICA» появился два года назад, объединив людей, увлечённых фотографией, чтобы, как говорит председатель клуба Павел Мирошников, создавать «творческую фотографию, искать что-то новое, стараться быть не просто наблюдателями жизни, а активными творцами и снимать красиво…». Первое заседание клуба состоялось 30 января 2019 года, и нынешняя выставка — своеобразный отчёт клубной работы. Для кого-то из них фотография — дело всей жизни, кто-то только относительно недавно вступил на этот путь. Приглашая новых участников, фотоклуб гарантирует дружеские встречи и интересных собеседников, но предупреждает: «для новых членов (а в некоторых случаях и для постоянных) действует премодерация — откровенно слабые работы к публикации не будут допущены, кроме работ с хэштегом #ХочуКритики».

«Расширяя границы» — совместный выставочный проект фотоклуба, действующего при Новосибирском Российско-Немецком Доме и Новосибирской государственной областной научной библиотеке (НГОНБ). Открылась выставка в «Доме да Винчи», арт-платформе НГОНБ, где теперь живёт отдел искусств библиотеки, в соседнем с ней здании — на ул. Коммунистической, 34. Больше трёх месяцев заняла подготовка — определялись с идеей, раздумывали над названием, отбирали работы. «Мне очень импонирует само название выставки,  расширять границы — это в первую очередь отказываться от них», — говорит Анна Галеева, замдиректора НГОНБ по развитию, принимавшая участие в нелёгком деле отбора фотографий. В отборе участвовали также корифеи новосибирской фотографии — Владимир Дубровский и Евгений Иванов. Девять авторов, несколько десятков работ. На каждой табличке — QR-код: перейдя по ссылке, можно познакомиться с творчеством автора более подробно. О каждом фотографе снят пятиминутный фильм с интервью и его работами. Погрузиться в творчество участников «Практики» можно не выходя из дома, хотя, конечно, фотографию лучше смотреть вживую — так хорошо изданный альбом отличается от цифровой книги. 

Владимир Дубровский и Павел Мирошников разбирают работу коллеги. 

На выставке установлен экран, и к 2–4 фотографиям в рамах можно увидеть дополнительные 60 от каждого участника, как например, удивительную серию по Южной Корее Ольги Левыкиной, характерные сценки из жизни птиц Андрея Черных или человека в самых ярких его проявлениях на фотографиях Виктора Храмова. «Расширяя границы» — первый в Новосибирске столь тщательно продуманный проект. Большую работу по его созданию и продвижению в соцсетях организовал куратор и член клуба Алексей Школдин.

Отбирать фотографии для экспонирования было лёгко, признаётся Евгений Иванов, председатель Новосибирского регионального отделения Союза фотохудожников России: «Здесь нет “бабочек и пейзажей”. В клуб ходят люди, которые в Новосибирске делают хорошую творческую фотографию. И, судя по всему, он станет постоянным пополнением нашего союза, уже есть кандидаты на вступление».

Благодаря гаджетам и широкому распространению разнообразной снимающей техники фотография сегодня — дело доступное каждому. Это раньше фотоклубы в стране представляли разветвлённую сеть, устраивали выставки, обменивались ими и прорывались за рубеж. Сегодня их единицы. Настоящая творческая фотография требует внутренней наполненности и глубины. Ведь что бы мы ни снимали — мы снимаем свой внутренний мир, свой взгляд на происходящее.

«Три минуты на блиц» — Ирина Юракова поймала этот кадр в новосибирском метро: два немолодых человека режутся в шахматы. Выше — ещё один кадр про шахматы: два мальчика задумались над фигурами, чуть в стороне за ними наблюдает тренер. «Я себя любителем считаю, заниматься фотографией начала давно, благодаря папе. У него была фотоаппарат, я помогала ему печатать, мы сидели в тёмной комнате: на бумаге ещё ничего нет, но вдруг что-то появляется на твоих глазах — волшебство… В 1980-х я снимала на плёночный фотоаппарат, потом был большой перерыв на рождение и воспитание сына, и только в 2013 году ко мне в руки попала цифровая камера».

Алексей Школдин и Анна Галеева открывают выставку.

Солнечный день, девушка развешивает бельё на крыше Дома с часами — картина, достойная кисти Татьяны Яблонской, если бы не мрачный рогатый Бэтмен на заднем плане.На выставку автор фото Александр Ощепков, между прочим, фотокорреспондент сайта NGS.ru, пришёл со своей моделью — Еленой; кадр, говорят, сделали с первой попыткой, тазик для него захватили из дома.  

«Хожу по улицам родного города и фотографирую здания, построенные до моего рождения, и здания, построенные уже после того, как я вырос. А некоторые из сфотографированных мною домов уже снесены, и увидеть их можно только на снимках, — рассказывает Антон Сербуленко, для которого фотография — хобби. — В некотором смысле любая фотография — о расширении границ. В первую очередь — моих собственных. Я прихожу в те места, куда иначе не попал бы, стараюсь видеть так, как раньше не видел, сохраняю то, что может исчезнуть, показываю людям то, что они раньше не замечали, — расширяя уже их границы…»

Журналист и театральный критик Яна Колесинская — автор четырёх театральных фотовыставок, 1 марта в Доме актёра откроется пятая — «Процесс», по материалам репетиций спектакля «Дела» театра «Красный факел». «Мои границы расширяет театр… Для меня как фотографа, снимающего репетиции, важен не столько результат, который ещё неизвестен, сколько сам процесс, когда творческая команда во главе с режиссёром находится в поиске, пробиваясь сквозь туман от пролога к эпилогу».

Клубная выставка демонстрирует и общее коллективное творчество, и яркую индивидуальность каждого участника, и объединяющую радость, и труд на общее дело.

Участники и кураторы фотовыставки «Расширяя границы»: Владимир Дубровский, Андрей Черных, Яна Колесинская, Ирина Юракова, Евгений Иванов, Алексей Школдин, Павел Мирошников, Ольга Левыкина, Александр Ощепков и Антон Сербуленко.

— Для чего нужен клуб? Для того чтобы люди общались, поддерживали друг друга, осуществляли какие-то совместные идеи. При этом каждый фотограф может снимать что-то для себя, делать персональные выставки, — говорит Павел Мирошников, фотограф и оператор со стажем, известный по работе в СМИ, сейчас в цокольном этаже художественного музея работает его фотовыставка «Искусственные города». — Я сразу сказал: в клуб ходят только гении, но короны мы оставляем на входе… Пока у нас идёт процесс формирования клуба, мы принимаем всех, общаемся, устраиваем встречи с интересными людьми и блиц-конкурсы, и, если человеку интересно, он остаётся. Сфотографировать — мало: нужно знать, что ты фотографируешь, подготовить, подать и выбрать тот самый точный кадр. Поэтому нужно больше смотреть, слушать и читать — вот три кита, на которых строится клубная жизнь.

3 марта, в 18:00, фотоклуб «ПРАКТИКА» проведёт круглый стол в «Доме да Винчи». Каковы функции, цели и задачи фотоклубов и фотообъединений в современных условиях? Что движет участниками и что они получают? Эти и другие вопросы предлагаются к обсуждению. 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up