22.01.21

Звёздный отбор

Как в Новосибирской области выстроена система выявления и поддержки одарённых детей? На вопросы «Ведомостей» отвечает руководитель Регионального центра «Альтаир» Наталья ГОРНОСТАЕВА.

Образовательная программа «Школа системной биологии» проводилась РЦ «Аль-таир» в партнёрстве с ИЦиГ СО РАН.

Сначала был «Сириус»

Наталья Владимировна, центр «Альтаир» официально существует уже полтора года, но в информационном пространстве о нём мало что известно. Давайте начнём с начала: когда и для чего «загорелся» «Альтаир»?

— Я начну даже с предыстории. После Олимпиады 2014 года в Сочи осталось немало свободных объектов инфраструктуры, и по поручению президента России в Олимпийском парке был создан круглогодичный образовательный центр «Сириус», где ежегодно проходили подготовку тысячи самых талантливых детей со всей страны, которые проявили выдающиеся способности или добились успеха в разных областях естественных и гуманитарных наук, искусства и спорта. Через два-три года, когда опыт работы «Сириуса» был признан успешным, возникла идея транслировать этот опыт уже в регионы. В мае 2018 года было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Новосибирской области и образовательным фондом «Талант и успех», к которому была «прикреплена» дорожная карта по созданию и функционированию центра «Альтаир» в нашем регионе. Начинали мы работу исключительно на средства областного бюджета, но, после того как в июне 2019 года «Альтаир» в Новосибирской области был официально открыт, подали заявку на федеральную субсидию для создания научно-образовательной инфраструктуры для центра. В конце 2019 года нам выделили большую субсидию из федерального бюджета, и весь прошлый год шла работа по преобразованию этих средств в конкретные инфраструктурные объекты.

— На прошлой неделе должно было состояться открытие сразу нескольких лабораторий для «Альтаира» в Академпарке…

— Действительно, лаборатории уже готовы, технический ввод состоялся в январе, но официальное открытие, в том числе с участием председателя Попечительского совета центра «Альтаир» губернатора НСО Андрея Травникова, состоится несколько позже. Когда «Альтаир», являющийся структурным подразделением учреждения дополнительного образования «Областной центр развития творчества детей и юношества», начал свою работу, нам было предоставлено две площадки: в центре детского и семейного отдыха имени Олега Кошевого, где до марта 2020 года, пока было возможно, проходили выездные смены, а также полностью 4-й этаж башен Академпарка на улице Николаева. Там весь 2020 год шли ремонты, а также закупалось оборудование для оснащения лабораторий. Сейчас к работе готовы лаборатории по агротехнологиям и биотехнологиям, биоинженерии и нанотехнологиям, проектной физике, большим данным и искусственному интеллекту. Также введены в эксплуатацию специальные модульные здания в центре Кошевого, и, можно сказать, инфраструктурно «Альтаир» полностью готов к работе.

Кому это выгодно?

Наталья Горностаева

Руководитель Регионального центра «Альтаир» Наталья Горностаева.

— Талантливые, перспективные дети в разных сферах неплохо выявлялись и раньше, участвовали в конкурсах, олимпиадах, поступали в хорошие вузы. Чем в таком случае принципиально отличается деятельность «Альтаира»?

— Если сказать коротко, отличие — в системности, масштабности и возможностях, которыми обладает «Альтаир». Наша деятельность является частью национальной Стратегии научно-технического развития России, и задачи по выявлению и поддержке одарённых детей поставлены на самом высоком уровне. Если рассуждать в масштабах региона, то губернатор неоднократно говорил, что для повышения конкурентоспособности Новосибирской области очень важно удержать как можно больше талантов у себя. И те партнёры нашего центра, которые, в том числе, занимаются организацией и наполнением профильных смен, готовы курировать талантливых детей уже с 9-10 классов, в перспективе рассчитывая, что они будут учиться и работать у них.

— Это какие-то конкретные предприятия и вузы?

— Как правило, да. Из промышленных партнёров, например, можно отметить «Сибирский антрацит», из образовательных — у нас очень хорошие отношения сложились с Новосибирским государственным университетом архитектуры, дизайна и искусства (НГУАДИ), что в целом является интеграцией науки и искусства. Могу привести один пример: преподаватели и аспиранты НГУАДИ участвовали в профильной смене, где учащимся 10-11 классов давали задания, предлагаемые студентам второго курса. И наши ребятишки за две недели смены смогли спроектировать пространство оздоровительного лагеря мечты, сделав работу, на которую студентам даётся два-три месяца. Потом многие очень удивлялись, как им это удалось, на что мы резонно отвечали, что это «отборные» дети, самые талантливые, лучшие из лучших.

— Каким образом вы планируете использовать площадку в Академпарке, ведь такой ресурс должен быть задействован по максимуму.

— Эти лаборатории предназначены для проведения практических проектных и исследовательских работ, и у нас есть несколько вариантов, форматов их использования. Реализация программ дополнительного образования на постоянной основе, когда школьники будут два раза в неделю централизованно приезжать в Академпарк. Выезды во время профильных смен, которые, мы надеемся, вскоре можно будет возобновить в нормальном формате, без оглядки на коронавирус. Также, без сомнения, у нас будет реализована коллаборация с областным проектом специализированных классов: учителя проводят в своих школах теорию, а на практику дети будут иметь возможность приезжать в лаборатории. Мы активно налаживаем сотрудничество с муниципальными ресурсными центрами по работе с одарёнными детьми, которые существуют практически в каждом сельском районе и городском округе области. Уже, например, есть договорённость с одной из школ Линёво. Там учитель ведёт спецкурс по физике, а на практические работы школьники будут приезжать к нам. Можно не сомневаться, что возможности этих супероснащённых лабораторий, куда вложены десятки миллионов рублей, будут востребованы и задействованы в полном объёме.

Ни один талант не пропадёт

Образовательная программа «Космические технологии».

— Наталья Владимировна, к этому моменту у многих читателей наверняка возник вопрос: а как попасть в «орбиту» «Альтаира»? Есть ли какой-то отбор, особые требования?

— Участвовать в наших программах, профильных сменах можно начиная с 7-го класса школы, и отбор действительно существует — конкурс порой до 4-5 человек на место. Но если ты не пробился в какую-то смену, всегда есть возможность попробовать чуть позже. И существует большой выбор для самообразования благодаря нашим программам. В качестве иллюстрации расскажу о девочке из Купино, которая осенью 2018 года попала на одну из первых смен «Большие вызовы». Это приоритетный конкурс по развитию научно-технологического проектирования, который вскоре должен стать аналогом Всероссийской олимпиады школьников и давать дополнительные бонусы при поступлении в вуз. Эта девочка приехала на смену, позанималась с экспертом, вернулась домой и поняла, что знаний у неё маловато, а в родной школе учителя ей просто не помогут. Она начинает заниматься дополнительно сама, затем инициирует проект, к которому дистанционно привлекает других ребят, защищает проект и оказывается в числе 400 счастливчиков со всей России, попавших на смену «Большие вызовы» уже в «Сириус».

Другой мальчик из обычной школы на ОбьГЭСе также пробился со своим проектом по «Космическим технологиям» в «Сириус», потом смог получить президентский грант на 250 тысяч рублей, купил себе 3D-принтер. Что-то конструирует, даже предпринимательством пытается заниматься. Сейчас он в 11-м классе, и очевидно, что ему почти гарантирована дорога в НГТУ на факультет летальных аппаратов. Как минимум.

— То есть, даже не проживая в Новосибирске, можно заявить о себе и реализовать талант?

— Одна из главных наших задач как раз в этом и заключается: где бы ни жил ребёнок, он как творческая единица не должен пропасть. И здесь мы рассчитываем не только на муниципальные ресурсные центры и школьных учителей, у которых порой объективно нет времени или возможностей персонально заниматься с талантами, но и на родителей. Они своих гениев видят каждый день, имеют возможность их регулярно продвигать вперёд, а наши образовательные программы, как мы видим на конкретных примерах, помогают попадать на профильные смены «Альтаира» независимо от места проживания. Кстати, в феврале мы начинаем большую серию выездных методических семинаров в районах области, на которые, прежде всего, ждём родителей. Стартуем в Карасуке, будут семинары в Чистоозёрном, Багане, Татарске, поэтому можно приходить знакомиться с «Альтаиром». Центр наш совсем юн, хотя уже и попал в топ-5 России по итогам 2020 года, и чем больше о нас будут знать по всей области, тем больше талантливых и высокомотивированных детей мы выявим и будем их сопровождать. Таланты наши неисчерпаемы, главное — их разглядеть и направить.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото предоставлены центром «Альтаир»

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика