Строить нельзя откладывать
Ситуация с побочной продукцией животноводства продолжает беспокоить сельхозпроизводителей всей страны
В законное ведение животноводства в регионе потребуется вложить около 15 миллиардов рублей.
75
тысяч тонн составил валовый сбор картофеля в овощеводческих хозяйствах Новосибирской области. В 2022 году было собрано 66 тысяч тонн.
78%
от урожая 2023 года составляет доля продовольственной пшеницы — это один из самых высоких показателей в истории Новосибирской области. Зерна четвёртого класса — 19%, фуражного — всего около 3%.
5,5
млрд рублей составил общий объём государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей Новосибирской области в 2023 году. Это на 1 млрд рублей больше, чем годом ранее.
Объективно говоря, запятая во фразе, вынесенной в заголовок, уже поставлена, и именно после первого слова. Как это ни печально для наших аграриев, но вступивший в силу с марта 2023 года Федеральный закон №248 «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» всё-таки придётся исполнять. Тем не менее обсуждение этой крайне эмоциональной темы продолжилось и на Агропродовольственном форуме.
Кратко о сути проблемы: новый закон относит ППЖ (проще говоря — навоз и птичий помёт) не к отходам, а к пестицидам и агрохимикатам. Чтобы стать удобрениями, которые можно официально вносить в почву, ППЖ должна несколько месяцев отлежаться на специализированных площадках. А в наших природных условиях такие площадки могут быть только бетонными. Как отметил заместитель министра сельского хозяйства НСО Андрей Шинделов, сейчас животноводы, свиноводы и птицеводы региона производят чуть более 4 млн тонн ППЖ, а перерабатывается только четверть. В птицеводстве требования нового закона выполняют шесть из семи предприятий Новосибирской области, в свиноводстве — одно из 35, а в животноводстве — 11 из 454. По расчётам регионального минсельхоза, у нас в области необходимо построить 727 бетонных площадок площадью 698 тысяч квадратных метров с объёмом хранения 3,1 млн тонн. По сегодняшним ценам общая стоимость материалов и работ — 14 млрд рублей.
На другой стороне этого противостояния — Россельхознадзор, который обязан контролировать исполнение закона. Как отметил руководитель Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской областям Александр Баев, пока инспекторы лояльно и с пониманием относятся к сложной ситуации, в которой оказались аграрии. Но закон есть закон, тем более что прокуратуры сельских районов уже запрашивают информацию, а значит, массовые проверки неминуемы. Предложения по отсрочке закона, которые наши (и не только) министерство и Законодательное собрание отправляли в федеральный Минсельхоз, понимания не встретили. Поэтому строить площадки всё же придётся. Кстати, шесть предприятий нашего региона и несколько из Томской области решили не дожидаться санкций (а штрафы по закону предусмотрены гигантские) и в этом году уже построили у себя площадки.
Минсельхоз НСО и депутаты заксобрания, в свою очередь, утвердили с 2024 года субсидии по комплексной модернизации животноводства, в том числе и на строительство навозохранилищ. Понятно, что даже при господдержке за один-два года хозяйства не готовы к таким расходам. Совет на круглом столе был простым: начинайте, стройте поэтапно, чтобы контролирующие органы, которые обязательно придут, видели положительную динамику. Это не панацея, и проблема ППЖ обязательно будет актуальной и в будущем году, но, похоже, других вариантов у аграриев пока нет.
Материалы по теме:
Вопрос устойчивого функционирования агропромышленного комплекса России стал ключевым на VI Агропродовольственном форуме
Ключевыми экспонентами выставки «Сибирской аграрной недели» стали отечественные производители и разработчики