12.12.23

Ловец звёзд

Новосибирский фотограф Алексей ПОЛЯКОВ — о том, как путешествовать в космосе, ловить приземление зимородка и попадать в рейтинги мировых форумов

Он снимает шторм на Сатурне, редкие туманности, а ещё полярное сияние и взлетающих птиц. В поисках чистого неба и фотонов Алексей Поляков нередко отправляется на Алтай. Собирает вокруг себя любителей астрономии, ведёт страницы в «ВК» и мечтает построить новый сверхмощный телескоп для съёмок Солнца, хотя его фотографии уже сопоставимы со снимками NASA. Его кадры не раз становились изображением дня на мировых астрономических сайтах и форумах. Основатель движения «Тротуарная астрономия», которое собирало на улицах и площадях Новосибирска тысячи желающих посмотреть на звёзды. Профессиональный фотограф, ведущий лекций и мастер-классов, тестировщик фото- и астротехники, участник Сибирского астрономического форума «СибАстро».

Астрофотограф и астроном Алексей Поляков во время ночных бдений.

Астрономия для Алексея Полякова не способ зарабатывания денег, скорее наоборот — эффективный способ их потратить, потому что это хобби приносит невероятные эмоции и позволяет показать другим людям то, что существует за пределами обычного зрения. Увлечение разделяет и супруга Виктория, иногда в поездки берут и маленького Ивана. Ловец звёзд ложится спать не раньше 4-5 утра, а внушительные телескопы, которые он носит на себе, весят от 10 до 25 килограммов.

— Алексей, с такой техникой на улице, наверное, непросто, не каждый знает, что это телескоп?

— Иногда приходится объяснять. В округе живёт много приезжих из Средней Азии. Их дети гуляют на улице с утра до вечера, в отличие от местных, которые сейчас больше сидят за компьютерами. И, конечно, подходят, интересуются: «Дяденька, дайте посмотреть». Показываю, рассказываю, так что эти киргизские дети уже знают, чем отличается Солнце в водороде от Солнца в линии кальция. Только увидят меня — сразу вопрос: «Дядя Лёша, вы телескоп сегодня будете доставать?».

Туманность Волчья Пещера. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Откуда ваш интерес к звёздам? В семье кто-нибудь увлекался?

— Нет, но мне самому с детства было интересно, что там, наверху. А началось всё с микроскопа, который мне купили в первом классе. Берёшь из аквариума капельку, а там целый мир — меня это очень всё впечатляло. Наблюдал, зарисовывал то, что вижу, а потом шёл в библиотеку, чтобы определить, что это. В библиотеке были журналы «Наука и жизнь», «Земля и Вселенная», на одной из обложек как-то увидел Сатурн и надпись: «Учёные сняли шторм на Сатурне»… Первым моим телескопом был «Алькор». Цифровых приёмников тогда не было, и я придумал, как использовать фотоаппарат «Зенит»: с помощью картонных втулок и синей изоленты сделал камеру, дающую окулярную проекцию, и стал фотографировать. А потом с этими снимками неожиданно победил на областной выставке технического творчества. Помню, как мама беспокоилась, когда я шёл на улицу с телескопом: «Куда ты пойдёшь?». Времена были неспокойные, конец 1990-х, во дворе гопники клей в пакетах нюхали. А я шёл снимать Марс. «Куда же ты пойдешь, у тебя же даже вспышки нет», — сопротивлялась мама. «Это какая должна быть вспышка, чтобы до Марса добить?!» — смеялся я. А сейчас техника такого уровня, что я уже сам снимаю шторм на Сатурне.

Боинг британской авиакомпании CargoLogicAir на фоне Солнца. Фото Алексея ПОЛЯКОВА 

— И в черте города можно снимать планеты и звёзды?

— И Луну, и Солнце, и планеты. Свой лучший снимок Юпитера я снял в этом году в своём дворе. Свет не мешает, даже если наблюдать и снимать на площади Ленина. Первомайский сквер — удачное место. Человек вышел из метро в каких-то своих думках, а тут телескопы, и можно посмотреть на кольца Сатурна. Но чтобы наблюдать и снимать туманности и галактики, нужно выезжать за город, а ещё лучше — на Алтай, для астрономов-любителей это Мекка и Медина. Там можно снимать невероятные вещи, например, собственное свечение атмосферы — это не полярное сияние, а именно ионизация кислорода, видео можно посмотреть на моей странице в соцсети «ВКонтакте».

В Горном Алтае. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Вернётся ли «Тротуарная астрономия» на улицы Новосибирска?

— Возрождать «Тротуарную астрономию» будем, но, скорее всего, в несколько ином ключе. Нет смысла привязывать выход с телескопами к конкретным памятным датам, главное — чистое небо, хорошая видимость и интерес. Тогда действительно можно увлечь людей, дать им возможность увидеть не расплывающуюся картинку, а хорошего качества изображение. Показать Луну, например, только не в полнолуние, когда практически нет теней, а в четверть, когда на границе света и тени можно увидеть детали рельефа. Вообще для России наблюдение за звёздами — редкое хобби, к сожалению. Для американца, например, совершенно нормально выйти на задний двор и показать ребёнку в телескоп Марс или Венеру. Мне в своё время, в году 1999-м, попался в руки американский журнал Sky and Telescope («Небо и телескоп»), на одной из фотографий стояли 200 человек с телескопами, я решил, что это слёт любителей астрономии со всей Америки. Оказалось, это городок на 10 тысяч жителей. А я тогда в нашем городе знал только Леонида Леонидовича Сикорука. Сейчас активных любителей астрономии, может быть, 10–12 человек — это те, с кем мы выезжаем. Ещё человек 30 с нами со времён «Тротуарной астрономии». Одним словом, не очень это популярно сегодня. Просто мы думаем о другом. Русский человек думает, как выжить.

Туманность Конская Голова. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Увлечение требует серьёзных вложений?

— Покупка телескопа может обойтись минимум в 100 тысяч рублей, а если хочется хороший уровень, нужно готовить два-три миллиона. Я многое сделал своими руками. Карбоновую трубу для большого телескопа мне делали в Германии, ещё до санкций. Железные детали по моим чертежам — в городе Владимире, оптику — ребята из астрофизической обсерватории в Крыму. Мне оставалось всё это собрать, «поженить» и настроить. Если бы я заказывал подобный телескоп во Франции, он бы обошёлся в 750 тысяч плюс доставка, а я потратил 200 тысяч. Сейчас у меня в проекте очень крутой телескоп, когда я его соберу, качество снимков Солнца увеличится примерно десятикратно! Но для этого нужны вложения

Комета Неовайз. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Вы где-то учились, чтобы собирать такие сложные технические вещи, как телескоп?

— Это самообразование. К тому времени, когда я пришёл на Новосибирский приборостроительный завод, о телескопах я знал практически всё. На заводе познакомился с Юрием Андреевичем Клевцовым, очень интересным человеком, автором собственной оптической системы, на основе которой завод выпускал телескопы ТАЛ. С этой новой трубой возникли небольшие проблемы, поступали жалобы на блики при наблюдении. Мы поехали к Юрию Андреевичу в обсерваторию, это в 100 километрах от города. Чернейшее небо, Млечный Путь такой, какого я прежде не видел, — мне так хотелось всё это рассмотреть. А вместо этого мы три ночи смотрели на Вегу, ловили блики, ставили диафрагму. И всё-таки отловили эти блики, потом конструктивно решили эту проблему на заводе, и блики ушли. А у меня до сих пор психологическая травма — такое классное было небо, а я не мог смотреть объекты, которые мне хотелось увидеть.

Туманность Серп в созвездии Лебедя, справа туманность Мыльный Пузырь. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Похоже, вы по ночам совсем не спите?

— Зачем я буду себя изнурять, если понимаю, что видимость плохая? Но если есть шанс, то, конечно, достаю телескоп, наблюдаю и ложусь уже под утро. На самом деле таких ночей мало, недавно опубликовали статистику, оказалось, Новосибирск обогнал Питер по количеству пасмурных дней и ночей. А для того чтобы сделать красивый снимок, нужно провести у телескопа не одну ночь. Это не просто — увидел и щелкнул. К примеру, туманность Серп в созвездии Лебедя я снимал пять ночей. Чем дольше мы снимаем туманность, тем больше подробностей проявим в итоге. Туманности, на которые ты потратил 3 часа и 30 часов, будут отличаться разительно. Можно снять начальный снимок — чёрно-белый монохром, а потом его дополнять новыми съёмками и кадрами, добавляя цвет, открывая всё больше подробностей. Туманности — статичный объект, за редким исключением, когда речь идёт о динамичной туманности, такой как, например, Крабовидная, которая возникла после взрыва сверхновой звезды, — в ней есть пульсар, он сильно вращается и тем самым создаёт волны, в результате чего по туманности будто идёт рябь. Поэтому мы едем далеко от города, мёрзнем в сугробах, долго-долго копим фотоны, чтобы передать всю эту красоту. Мой температурный рекорд — съёмка при минус 45, а наблюдение при минус 47, но это экстремально и для организма, и для любой техники. Был случай, когда я обморозил подушечки пальцев, — нужно было на ноутбуке снять калибровочные кадры, а пальцы и техника уже плохо слушались. Я потом в машине, когда пальцы стали отходить, просто кричал от боли.

Солнечные пятна и протуберанцы. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Ваши кадры оказываются в топах на мировых форумах. Какие чувства при этом испытываете?

— Мои работы несколько раз становились изображением дня на мировых площадках. Если учесть, что на таких сайтах представлены астрофотографы со всего мира, и каждый день там публикуются сотни снимков, то, конечно, это здорово, когда твоя работа становится изображением дня. Скажем, солнечный форум американцев «СоларЧат», где я несколько раз занимал первое место, несмотря на санкции, под моим фото пишет: Aleksei Polyakov, from Russia / Novosibirsk, а не просто какой-то Алексей Поляков. Так что, конечно, радует, когда относятся адекватно. Хорошие люди есть везде. Хотя некоторые зарубежные сайты просто перекрыли русским доступ, как, например, немецкий астрономический магазин, где я раньше покупал оптику. Один польский любитель астрономии написал программу, которая вычисляет положение пролёта МКС, а потом заблокировал вход русским, я написал ему: станция на то и международная, и русских сегментов там три, а начиналось всё с нашего модуля «Заря»…

Три солнца в разных спектральных линиях: линия водорода, линия кальция и общий континуум. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Среди ваших кадров есть и редкие фото птиц. Как пугливый от природы зимородок попал в объектив вашей камеры?

— Прямо скажем, не сразу, я много раз пытался его снять — и с лодки, и с берега, но ближе 30 метров он не подпускал. Зимородок летит низко над водой со скоростью 60 км/ч, в кадре в лучшем случае голубоватое пятнышко промелькнёт. Я присмотрел его любимые веточки, где он сидит, нарядился в камуфляж, сел недалеко, притворившись болотной кочкой, и замер. Он несколько раз прилетал, ничто его не потревожило. И вот когда он ко мне привык, я стал потихоньку снимать. Теперь хочу снять момент, когда зимородок ныряет. А для этого планирую построить небольшой плот, потому что снимать нужно с уровня воды. Снять птичку красиво — целое искусство. Я снимал на Алтае бакланов и чёрного грифа, в моей коллекции фотографий десятки птиц. На балконе у нас долго жил молодой коршун, который сломал крыло, в детстве я также вот выходил воронёнка. Так что птицы — мой давний интерес.

Тот самый зимородок. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Метеориты — ещё одна страсть. Сами их находите?

— Это коллекционирование, я всегда мечтал подержать в руке первовещество. И вот супруга сделала мне такой подарок — заказала несколько метеоритов. А дальше я сам загорелся. Это небольшие кусочки, они сформировались ещё раньше, чем наша планета. Вроде бы ничего особенного, это всё есть на Земле — железо, оливин. Но именно эти камни прилетели к нам из космоса.

Метеориты. Фото Валерия ПАНОВА

— Космос для вас — это возможность путешествовать? Или что-то другое?

— Я никогда не был за границей, и будь у меня сейчас пара миллионов, я бы потратил их не на поездки, а на астрономическую технику. Какая заграница, когда ты строишь телескоп?! Как бы ни было сложно, я всегда оставлял деньги на астрономию. А сейчас моя астрономия ушла в энергосберегающий режим. Мне интересно всё, что касается получения каких-то классных изображений. На снимках с авиашоу, например, видно, что в кабине самолёта сидит девушка-пилот, — и ты будто оказываешься там, летишь вместе с ней. Или, скажем, снимаешь протуберанцы на Солнце — это невероятное ощущение, в кадре я поместил и Землю — для масштаба, чтобы увидеть, насколько там колоссальные процессы происходят. Сейчас же есть целое движение плоскоземельщиков, они мне в личку пишут — и не просто, а с оскорблениями: вы дураки, вас правительство обманывает. Это целое сообщество, отдельный вид людей, которые верят в плоскую Землю.

Авиашоу в Новосибирске. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

— Меня вдохновляют пейзажи планет, красивые туманности — всё, что невозможно увидеть обычным зрением. Что может быть круче астрономии?! Это просто бешеное удовольствие! Дети — благодарная публика, их легко увлечь, а вот взрослому человеку, который оказался в скорлупе обыденной жизни, каких-то бытовых проблем, сложно вернуть внутреннего ребёнка. Моя задача — показать красоту космоса, поэтому я выезжаю за десятки-сотни километров и часами ловлю фотоны.

Туманности Орион, Роза, Улитка и молекулярное облако Ро Змееносца. Фото Алексея ПОЛЯКОВА

АСТРОФОТОГРАФИЯ
«Раньше событием был запуск телескопа, а сегодня техника такого уровня, что ты уже сам снимаешь Солнце, и эти кадры сопоставимы со снимками американской Обсерватории солнечной динамики (SDO). У себя на улице Есенина в Новосибирске я могу сделать снимок не хуже, чем кадры NASA. Хотя они — в стерильных условиях космоса, а у меня могут быть облака и прочие погрешности атмосферы, и аппаратура стоит не миллиарды. Мы сейчас достигаем феноменального прогресса в любительской астрономии, человек может приблизиться к результатам космических агентств», — говорит Алексей Поляков.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up