Главное, что люди идут
Министр труда и социального развития НСО Елена БАХАРЕВА — о жизнеспособной системе помощи, рынке труда и человечности
Была назначена на должность министра труда и социального развития Новосибирской области в октябре 2021 года. До этого работала первым заместителем главы министерства.
— Как в регионе складывается ситуация на рынке труда? Образно говоря, хватает ли на всех работы?
— Ситуация на рынке труда Новосибирской области оценивается как стабильная: сегодня на одного безработного приходятся четыре вакансии. В региональном банке вакансий на 1 августа 2023 года содержится 49 тысяч предложений работы, что превышает численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, практически в 4 раза. Поэтому скажу вновь: все, кто хотят работать в Новосибирской области, могут работать. Если люди говорят, что они не могут найти себе работу, значит, не очень-то и хотят. И все эти возможности мы предлагаем людям не в рамках образования, которое у них есть, — у каждого соискателя есть шанс переобучиться или получить дополнительное образование, чтобы овладеть новой профессией непосредственно на рабочем месте. Мы это начали практиковать на заводах: даём субсидии, чтобы заводчане проучились и продолжили своё профессиональное движение.
— Ещё пять лет назад эксперты рынка труда говорили о том, что вузы не встроены в единую производственную цепь — продолжают по старинке наводнять рынок условными «юристами и психологами». Какая картина сегодня?
— Если говорить о сотрудничестве с новосибирскими вузами, то нужно начать с главного — у нас остро стоит вопрос обеспечения кадрами предприятий оборонно-промышленного комплекса. Этот вопрос в регионе — в безусловном приоритете, поэтому предприятия ОПК предлагают людям, решившим связать с ними свою профессиональную судьбу, много мер социальной поддержки, вплоть до частичного закрытия аренды жилья. Сегодня в вузах по направлениям и специальностям, связанным с ОПК, обучаются всего немногим более 1 000 человек. И, конечно, основным инструментом подготовки кадров для предприятий ОПК является целевое обучение. Например, в НГТУ в 2022 году обучение по договорам о целевой подготовке с предприятиями ОПК проходили более 200 студентов, а в СГУГиТ на базе Института оптики и технологий информационной безопасности обучаются 37 целевиков. Многие ребята сегодня выбирают обучение в колледжах, и это радует, потому что одним из основных факторов, сдерживающих развитие рынка труда Новосибирской области, является несоответствие спроса и предложения рабочей силы — не хватает квалифицированных кадров. А у нас сегодня ребята в колледжах уже с третьего курса начинают проходить производственную практику на предприятиях. Мы вместе с министерством образования выстраиваем для них отдельные образовательные практики — чтобы они могли совмещать работу с обучением. Получается, что молодой человек не просто учится и практикует в мастерской, он сразу встраивается в производственный процесс, где у него есть наставник. В этом смысле у нас очень активен завод имени Чкалова — они специальные классы открывают, чтобы подготовить себе смену.
— Часто слышу ворчание: куда ни кинь взгляд в Новосибирске — везде мигранты…
— Напомню, что Новосибирская область является трудонедостаточным регионом. И требуются сегодня не только высококлассные специалисты. Продолжает оставаться большой потребность в рабочих для выполнения низкоквалифицированных и неквалифицированных работ — только за счёт безработных жителей Новосибирской области мы не можем покрыть кадровый дефицит предприятий региона. По этой причине мы заинтересованы в привлечении дополнительной рабочей силы из других стран и регионов. Однако отмечу, что потребность в квалифицированных работниках удовлетворяется в основном за счёт собственных трудовых ресурсов, а не иностранной рабочей силы. В свою очередь, трудовые мигранты в основной своей массе замещают такие рабочие места, которые не требуют высокой квалификации, сравнительно низко оплачиваются, обладают высокой трудоёмкостью, являются социально непрестижными и не востребованы среди российских граждан. И сегодня в нашем регионе живут и работают около 47 тысяч иностранных работников (три процента от численности рабочей силы в регионе). Они не оказывают давления на региональный рынок труда: большинство из них работают в торговле, строительстве, промышленности и на транспорте. По профессиональной принадлежности это в основном подсобные рабочие, грузчики, уборщики, повара, каменщики, дворники. Что касается вопросов интеграции, то сейчас разрабатывается масштабная региональная программа по социальной и культурной адаптации мигрантов.
— Ваше министерство проделало гигантскую работу в сфере помощи семьям участников СВО.
— Я считаю, что мы выстроили очень жизнеспособную систему, которая помогает участникам СВО и их семьям — да, она не идеальна, но она работает. Мы знаем все семьи наших бойцов: держим их «паспорта» в актуальном состоянии, обрабатывая информацию, которая идёт из самых разных общественных источников, в том числе и от самих бойцов. Они нам целые списки присылают — «посмотрите, у моей жены уголь мог закончиться». Мы собираем информацию, чтобы всем оперативно помочь, но очень много случаев, когда нужно решать проблему «вручную» — жизнь одинаковой не бывает. Поэтому берём конкретного человека и идём с ним пошагово. Важно, что люди знают, куда они могут прийти, чтобы выплеснуть накопившуюся боль — не каждому хватает душевных сил пережить определённый этап в своей жизни. И мы в министерстве искренне стараемся всем помочь. У нас сейчас работают в министерстве женщины, которые потеряли своего родного человека на фронте, — они пришли к нам на работу, чтобы помочь другим женщинам пережить боль. Это целая жизнь, которая сейчас происходит в наших стенах. Пришла к нам женщина — сильная, достойная, гордая. У неё муж служил в ЧВК «Вагнер», погиб в бою. Она пришла к нам с коробкой его медалей — вот, что осталось от мужа, ни документов, ничего. В горе пришла — выплакалась, выговорилась. Мы потом, шаг за шагом, восстановили все документы, пенсию по потере кормильца оформили. Главное, что она пришла.
— Как родилась идея «Реабилитационного сертификата», которая сегодня успешно перенимается другими регионами?
— Мы не знали первое время, как помочь раненым бойцам, которые вернулись домой. И придумали «Реабилитационный сертификат» — и он пошёл. Люди поняли, что их судьба важна государству, что о них заботятся и думают — они получают реабилитационные меры поддержки в лучших стационарах региона. И по решению губернатора в этот перечень услуг добавлено зубопротезирование, мы закрепили с минздравом медицинские организации, которые занимаются протезированием, — люди начали получать эту услугу за счёт бюджета. У нас был очень тяжёлый боец — плохо ходил, практически не слышал после контузии, рука не работала, с трудом говорил. Прошёл реабилитацию, зубопротезирование, сейчас это человек, полный сил и энергии: взял соцконтракт и реализовал мечту своей жизни — создал кузню. Много таких историй, можно короткометражные фильмы снимать.
О летнем отдыхе
— В этом году планируется обеспечить отдых более чем 121 тысячи детей. В пришкольных лагерях отдохнут порядка 71 тысячи детей, в загородных и палаточных — около 50 тысяч ребятишек. Сегодня работает 48 загородных организаций и 95 лагерей с дневным пребыванием детей. Мы приступили к реконструкции летних детских лагерей, которые долгое время стояли законсервированными. В этом году профинансировано восстановление лагеря имени Нахимова в Бердской зоне. Готовится к открытию лагерь туристического направления в Маслянинском районе «Цивилизация», где дети в активном формате будут учиться дружить с природой. Ещё открылся палаточный лагерь, где ребята обучаются азам военного дела, — там началась вторая смена, куда заехали 44 подростка. В основном это юнармейцы, и у руководства Новосибирского сельского района, на чьей территории находится лагерь, есть идея привлечь к такому активному отдыху ребятишек, которые остались без попечения родителей.
О приёмных семьях
— В сфере семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Новосибирской области в течение нескольких последних лет сохраняется положительная динамика. У нас более 93 процентов детей этой категории воспитываются в замещающих семьях. Большая работа ведётся с людьми, которые выразили желание принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, — в регионе работает семь школ приёмных родителей. Акцент — на работу с теми, кто не боится взять в свою семью подростка или ребёнка с ОВЗ. С начала этого года подготовку прошли 292 кандидата, а ежегодно — порядка 700 человек. Конечно, важно сопровождение и оказание психолого-педагогической и правовой помощи таким семьям: во всех районах действуют специалисты служб сопровождения замещающих семей. Почти две тысячи замещающих семей обращаются в службы ежегодно. В 2023 году по причинам отсутствия взаимопонимания между ребёнком и приёмным родителем были возвращены 26 детей. И можно сказать, что ответственность приёмных родителей возросла — в 2022 году был возвращён 61 ребёнок, в 2021-м — 99 ребятишек вернулись из приёмных семей в детские центры.
Материалы по теме:
Министр труда и социального развития Новосибирской области Елена БАХАРЕВА — о гуманизме, рынке труда и свободном времени