23.09.20

100 и один год

Сразу двумя премьерами открывает свой 101-й театральный сезон «Красный факел», празднование юбилея отодвигается на декабрь.

Следующие показы спектакля «Дело» — 4 и 16 октября.

Открытие сезона состоялось 19 сентября, два дня подряд театр давал «Дело» по пьесе Сухово-Кобылина в постановке Дмитрия Егорова на большой сцене. Мрачная пьеса, тень загадочного дела самого автора и современная новостная повестка оказались сплетены в один многозначный клубок. К спектаклю были записаны десять рекламных роликов, в которых артисты вспоминают дела от самых древних времён до нынешнего.

— Сделали мы это для того, чтобы показать, что странности судопроизводства не являются симптомами какого-то одного отдельно взятого времени. Судопроизводство — это перманентная новостная сводка, в которой мы существуем, — говорит Дмитрий Егоров.

В спектакле дом Муромских и судебно-чиновничья машина предстают в разных временных плоскостях и театральных жанрах, различаясь, как белое и чёрное, тёмное и светлое. И за красным бархатом кулис, где существуют по законам психологического жанра Пётр Муромский (Владимир Лемешонок), его дочь Лидия (Клавдия Качусова/ Анастасия Косенко) и её тётка (Галина Алёхина), герой из параллельного мира — Кандид Тарелкин (Денис Ганин) — появляется словно чёрт из табакерки, предвестник страшного конца… После длительного перерыва актёры играют так, что перед зрителем на сцене проходит настоящий парад характеров, где даже эпизодические роли вызывают аплодисменты в зале, а режиссёрские ходы и смыслы ещё долго после спектакля не дают покоя.

25 и 26 сентября «Красный факел» представит вторую премьеру — «Карьера Артуро Уи». Это масштабное полотно было готово уже в конце марта, но из-за объявленного режима самоизоляции состоялся лишь внутренний показ. И вот теперь гангстерский фарс по пьесе Бертольта Брехта выходит в большую жизнь. За невероятным маскарадом превращений некоторых исполнителей непросто узнать, а главный герой (Андрей Яковлев) в этом площадном аттракционе — сначала ничтожный человечишка, а после ступающий по трупам хозяин мира. «Почему это происходит, откуда берётся? Эта тема современна как никогда. Мы сейчас на бытовых примерах видим значимость  подобных целей — люди ради недолговечного успеха готовы идти по головам. Подставляя других, предавая. И Артуро Уи — прямое выражение этого психоза», — определяет главную тему спектакля режиссёр Глеб Черепанов.

Обе премьеры — густонаселённые спектакли, а в предстоящей 5 и 6 декабря премьере документального спектакля «Мой “Красный факел”» и вовсе занята вся труппа. Создаётся спектакль по пьесе Ольги Федяниной, написанной специально к юбилею театра. «Это сейчас главная работа, спектакль перенесён с апреля. Был вариант сыграть его в октябре, но, поскольку предполагается большое количество друзей театра — бывших работников, актёров, режиссёров, которые должны приехать из Москвы, Петербурга и других городов, — в сентябре вряд ли будет возможность всех собрать. В результате спектакль будет сложнее, чем тот, который появился бы в апреле, потому что образовался достаточно большой люфт времени. И это ценно для меня», — заметил на пресс-конференции по случаю открытия сезона Тимофей Кулябин, главный режиссёр театра и постановщик спектакля. В конце 101-го сезона, после фестиваля «Ново-Сибирский транзит», который состоится в мае, режиссёр представит ещё одну премьеру на большой сцене, название пока держится в секрете.

Страницы своей летописи в этом году в «Красном факеле» перелистывали не раз: работали над спектаклем, снимались для документального фильма, готовили к печати праздничный буклет, а перед открытием устроили День памяти. В день акции, 14 сентября, на Заельцовское кладбище приехала вся труппа и сотрудники цехов, чтобы навестить могилы «краснофакельцев» и вспомнить каждого. «Ведомости» рассказывали об этом событии на сайте ведомостинсо.рф.

В конце октября «Красный факел» едет на «Золотую Маску» — спектакль «Дети солнца» номинирован в семи номинациях. С 12 по 19 ноября анонсирован фестиваль #ФАКЕЛ100_В_КИНО — совместный проект с кинотеатром «Победа». На большом экране зрители смогут увидеть избранные шедевры, ушедшие из репертуара, постановки представят актёры «Красного факела», а завершится фестиваль показом документального фильма студии «Гамма». В конце декабря театр планирует представить ещё две премьеры: на большой сцене — музыкальный спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше в постановке Дениса Азарова, а на малой — сказку «Лисичка-сестричка и Серый волк» в постановке Дениса Ганина. В январе к репетициям на большой сцене приступит Пётр Шерешевский — к постановке выбрана пьеса «Тайм-аут» Марины Крапивиной из шорт-лист конкурса новой драматургии «Ремарка-2019», эта бытовая драма о социальном работнике «затронет темы любви и сострадания к ближнему», сообщает театр.

В эпоху пандемии «Красный факел» выполняет все требования Роспот­ребнадзора, Министерства культуры РФ и регионального минкульта — а их больше тридцати, включая установку санитайзеров и рецилькуляторов, и обязательное ношение масок. В театре, кстати, изготовили фирменные маски к 100-летию. Единственное существенное послаб­ление — возможность отказаться от шахматной рассадки зрителей, и театр облегчённо вздохнул. По словам замминистра культуры Новосибирской области Григория Милогулова, в отличие от других регионов, у нас разрешена 100-процентная посадка в зрительном зале.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up