30.10.19

10 лет одиночества

Спектакль о подростке, который растёт в атмосфере нелюбви, поставили в «Мастерской Крикливого и Панькова».


Десятилетняя Катя живёт с папой и мамой, она часто остаётся совсем одна, ей хочется сказать что-то маме, но та всё время спешит, а папа строжится и считает Катю позором семьи, а ещё родители постоянно ругаются. Дни девочки похожи на бесконечный тягостный сон про школу: предательство единственной подруги, ехидные вопросы учительницы и издевательства сверстников. Катя растёт на ощупь, шагает по этим шатким мосткам и всё больше уходит в себя, повторяя: «Катя катится-колошматится…».

 

Литературная основа спектакля — роман Евгении Некрасовой «Калечина-Малечина». Год назад книга попала в шорт-лист премии «НОС», а в 2019 году вошла в лонг-листы «Национального бестселлера» и «АБС-премии».

 

Спектакль поставил режиссёр Алексей Крикливый, его «Калечина-Малечина» построена по законам хоррора и говорит особым языком на стыке пластики, семантики и чего-то ещё необъяснимого, из чего, кажется, соткан воздух. Маленькое прост­ранство полно теней и страшных звуков, крадущиеся персонажи, напоминающие обитателей сказочно-ужасных подвалов, — если бы всё, что происходит, не было так похоже на правду. Актёрская пластика здесь работает больше слов. Оттого этот ёмкий спектакль (всего полтора часа) делает зрителя, сидящего в двух шагах от сценического пространства, соучастником — словно ты сам находишься внутри истории, и горло перехватывает не от появления потустороннего существа, а от повседневной окружающей глухоты. Гортанные звуки, такие невозможные для уха от хрипоты и загнанного внутрь страха, произносит новый друг Кати — Кикимора: она принимает девочку за свою, такую же брошенную в нелюбви, и готова превратить в хаос остатки жизни вокруг. Но, успокоим читателя, свет в конце туннеля есть.

 

— Мне было важно рассказать о человеческой уязвимости, когда психическое состояние настолько хрупко, что в жизни вполне может появиться Кикимора, — рассказывала Евгения Некрасова на книжном фестивале «Новая книга», проходившем в Новосибирске в сентябре. — «Калечина-Малечина», конечно, не только о буллинге — она о детском одиночестве в первую очередь. Проблема одиночества любых людей всегда была актуальна, просто мы сейчас нашли язык, с помощью которого можем об этом рассказать. Меня часто спрашивают об образе Кикиморы. Согласно фольклору, кикиморы — это умершие дети, которые пережили несправедливость, поэтому вполне логично, что Кикимора появилась в тот момент, когда Катя засунула голову в газовую духовку…

 

Спектакль «Калечина-Малечина» — новая успешная работа небольшого частного театра, открытого в Новосибирске накануне Года театра, в ноябре 2018 года. В его афише сегодня десять названий и большие планы на сезон. «Мастерская Крикливого и Панькова» вышла из студенческой истории. В 2013 году главный режиссёр театра «Глобус» Алексей Крикливый и актёр того же театра Илья Паньков набрали актёрско-режиссёрский курс в Новосибирском государственном театральном институте. За четыре года обучения на курсе появилось 9 спектаклей, четыре из них поставили режиссёры-студенты. Расставаться им после окончания учёбы совсем не хотелось, поэтому было принято решение о создании театра. Чудом нашли помещение в центре — подвальчик по адресу: ул. Ленина, 15. Ремонт, чтобы сэкономить, делали самостоятельно, рассказывали об этом в Инстаграме, так нашлось немало помощников и дарителей.

 

Сегодня «Мастерская Крикливого и Панькова» — арт-пространство, где проходят выставки, спектакли, перформансы, читки, концерты, вечеринки, образовательные программы. Работают инклюзивная студия «Особенный ТИП» и театральное объединение для тех, кому за 55, приходят друзья и ученики. Идёт постоянный поиск, и это такой творческий процесс, в котором зритель — полноправный участник. Сюда можно прийти за час до спектакля, попить кофе из кофемашины, подаренной управдомом, или остаться после спектакля для неформального общения с актёрами.

Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА

back
up