До чего довёл прогресс
ИИ заменяет ребёнку родителя, учителя и друга. В чём опасность такой подмены и что делать?
Быстрый выброс дофамина от ответа нейросети может начать формировать у ребёнка зависимость от ИИ.
В апреле 2025 года эксперты ВЦИОМ провели с помощью родителей-респондентов масштабное исследование на тему «Искусственный интеллект и дети»: каждый второй россиянин (46%) против использования ИИ для подготовки домашних работ и заданий, считая, что нейросетка ухудшает качество знаний и отрицательно влияет на интеллект ребёнка. Такие паттерны-установки зависят, конечно, от поколенческого фактора (чем младше родитель, тем он лояльнее к ИИ), поэтому при смене поколений позитивная динамика пойдёт вперёд семимильными шагами. Многие корифеи нейронаук с такой перспективой не согласны. К примеру, профессор Татьяна Черниговская убеждена: всё, что связано с творчеством, развитием интеллекта и получением новых знаний, должно принадлежать только человеку — иначе он перестанет быть человеком. «А что ему тогда остаётся? Бургер есть?» — иронично замечает Татьяна Владимировна. Да, замена остроты человеческой мысли на ИИ — самый короткий путь к оглуплению, но, кажется, обратной дороги нет. Мир сегодня переживает четвёртую промышленную революцию, а пресловутый бот ChatGPT становится лучшим другом наших детей, «взвалив» на себя функции учителя и родительской фигуры, которой можно доверять. Почему?
— Дети и подростки в силу возраста и активности — очень любознательный народ, — рассказывает психотерапевт, кандидат психологических наук Елена Соколова. — Они исследуют возможности нейросети, им интересно задавать неожиданные вопросы и получать быстрые ответы, не требующие глубины погружения. И с точки зрения детской психики это объяснимо: просто что-то ответили — зато не проигнорировали, не укорили, что «сам уже должен знать», не отправили читать энциклопедию, как это бывает в общении со взрослыми. Но здесь, на мой взгляд, и кроется одна из ловушек ИИ — неограниченный доступ 24/7 к информационному потоку с любыми вопросами и темами, которые стыдно обсуждать со взрослыми и даже друзьями, но при этом тебя всегда понимают, отвечают, не осуждают и даже хвалят: «Какую важную тему ты поднимаешь!».
По мнению эксперта, у ребёнка возникает иллюзия, что ИИ знает всё — гораздо больше родителя, учителя или взрослого родственника. Но скучным заучкой-ботаником он не выглядит — в его настройки сразу вшита комплиментарность и иллюзия внимательного собеседника, который похвалит за «прикольные вопросы» и с вежливой заинтересованностью продолжит разговор. Поэтому происходит подмена — нейросеть становится идеальным родителем: она всегда в свободном доступе, не говорит «устала, отстань, потом», готова выслушать, утешить, посоветовать и поддержать. Казалось бы, найдена замена задёрганным родителям, которые в погоне за обеспечением комфортной жизни своему дитяти ничего уже не успевают, но Елена Соколова и её единомышленники-психологи считают, что «железяке» глубоко безразличен внутренний мир ребёнка и его переживания.
— Уже есть примеры, когда своими советами и «помощью» нейросеть доводила детей до суицида. Ещё одна опасность для развития личности и социализации ребёнка — это иллюзия дружбы и понимания, которую дарит ИИ, — продолжает психотерапевт, организовавшая в Бердске «Клуб друзей», где ведёт с родителями и детьми просветительскую работу по этим вопросам. — Но она не даёт ему возможность приобрести опыт человеческого общения, где нужно договариваться, конкурировать, доказывать своё, искать компромиссы и решать конфликты. Это сложно. Куда проще и приятнее проводить время с нейросетью, которая подстраивает свои алгоритмы под тебя. Но в этой ситуации нет развития. Это как разговаривать со сказочным зеркалом, где отражается образ «я на свете всех милее, всех румяней и белее».
Сегодня психологи много пишут о «цифровой деменции», которая возникает на фоне замедления или угасания когнитивных функций у деток, постоянно «висящих» в чат-боте с ИИ, — эта проблема прежде всего касается несовершеннолетних, чьё формирование личности ещё далеко не закончено. Из-за «цифровой деменции» у них происходит сворачивание социальных контактов и снижается уровень эмоционального интеллекта, что может, в принципе, привести даже к распаду личности. Защитники ИИ, напротив, выступают с заявлениями в Сети, что коммуникация с нейросеткой стимулирует интерес ребёнка к творчеству и открывает перед ним бесконечные возможности для воплощения собственных креативных идей, формируя в детях доверие к информационным технологиям. Дитё, которое с пелёнок умеет правильно использовать ИИ, облегчает себе жизнь и становится более адаптированным к жизни в безумном цифровом мире. Забавный факт: большинство текстов «во здравие ИИ» написано для продвижения конкретных платных курсов и цифровых школ, когда «а вот здесь ваш ребёнок может научиться правильному общению с нейросетью».
Взрослому человеку проще отличить правду от лжи, а ребёнок запросто может принять откровенную чепуху ИИ за чистую монету.
В одном из эфиров российский психолог Людмила Петрановская говорила о том, что она запретила бы школьникам и студентам использовать бот ChatGPT, ибо он даже не «костыль-подсказка», а инструмент оглупления. Полностью согласна с психологом — немного страшно жить в мире, где, к примеру, дома будут проектировать инженеры, писавшие свои курсовые с помощью ИИ.
— Заигрывания с нейросетью ведут к тому, что у молодого человека начинает страдать интеллектуальное развитие, — у него отпадает необходимость в отборе материала, анализе фактов и источников, — рассуждает психотерапевт Соколова. — Всё принимается за истину, даже если к истине этот факт не имеет отношения. Классический пример, где проваливаются даже студенты: для ответа на вопрос «Сколько книг/произведений написал Сократ?» они сразу идут в Сеть, где получают информацию — 36! И даже не задумываясь, выпаливают её — ведь так написано в интернете, а это истина в последней инстанции. Даже пролистать ленту не приходит в голову, вспомнить или узнать о сократическом методе диалога.
Мы с вами понимаем, что ИИ оперирует огромной базой разношёрстной информации когда-то загруженной человеком в Сеть, а это значит, что «не все факты одинаково полезны». Отделять зёрна от плевел в поисках правильного ответа должен человек, а не бот ChatGP, который может перепутать факты или выдать устаревшие данные. Я не демонизирую нейросетку — она, конечно, облегчает школьнику и студенту жизнь: данные проанализирует, краткое содержание книги перескажет, сочинение напишет, задачку по математике решит — идеальный «сосед по парте», который всегда даст списать. Но российские эксперты всё чаще пишут, что регулярное использование технологий искусственного интеллекта приводит к снижению критичности в отношении информации, которую генерируют нейросети, и утрачивается способность к самостоятельному мышлению. Человек — существо ленивое, а когда перед тобой стоит выбор: идти в библиотеку, чтобы найти информацию в справочнике/словаре, или спросить нейросетку, то выбор очевиден.
— Я не буду говорить о курсовых работах и дипломах — все «антиплагиаторы», что работали в начале и середине 2000-х, сломаны, их научились обходить, — констатирует Елена Соколова. — Поэтому к настоящим научным работам они отношения не имеют. Как и письменные рефераты, задания, что дают школьникам. Теперь это не про знания и развитие аналитических способностей и мышления, к сожалению.
Плохая новость для родителей, которые делегировали нейросеткам находить ответы для своих почемучек — педагоги и психологи настоятельно советуют: детям полезно работать с ИИ вместе со взрослыми! Ребёнку нужно понимать не только «что» говорит чат-бот, но и «почему» он отвечает именно так, а для этого мама/папа должны быть рядом, чтобы малыш усвоил: ИИ может стать верным помощником, но последнее слово всегда за человеком.
- Объяснить, что ИИ — это помощник, но не родитель, не учитель и не друг. Он умеет работать с текстом, изображениями, кодом, но не думает и не чувствует, как человек.
- Предупредить, чтобы ребёнок не загружал в нейросеть личные данные: фотографии, адрес или документы.
- Научить ребёнка перепроверять ответы ИИ: сверять факты с учебниками, справочниками и авторитетными источниками.
- Использовать родительский контроль: настроить фильтры, следить за активностью и ограничивать время использования цифровых устройств.
- Ставьте рамки. Пусть ИИ ищет идеи или примеры, но не выполняет всю работу за ребёнка. Можно с помощью ИИ сделать план сочинения, но само сочинение пиши, дружочек, сам.
- Научите выполнять комбинированные задания. Часть работы ребёнок делает сам, а часть с помощью ИИ: проверяет грамотность, например.
- Поддерживайте живое общение ребёнка и его сверстников. Не допускайте ситуации, когда ИИ становится другом.
- Объясняйте ему как устроены цифровые технологии, когда «совы не то, чем кажутся». Ребёнок должен понимать: чат-бот — не человек, а ролик на каком-то ресурсе — не всегда правда.
Материалы по теме:

Искусственный интеллект всё глубже проникает в сферу образования: какие коррективы в связи с этим могут ожидать процесс обучения и контроля в высшей и средней школе?