05.09.24

Трудовой тупик

За первые шесть месяцев 2024 года зарплаты мигрантов в промышленности выросли на 38%

Повышение производительности труда поможет решить проблему нехватки рабочих рук, считают эксперты.

Такие данные приводятся в исследовании платформы «Мигрант Сервис». С ними согласны опрошенные нами представители новосибирских компаний и эксперты, изучающие вопросы трудовой миграции. По их словам, в условиях кадрового голода компании поднимают зарплаты, чтобы привлечь персонал. Так, если в январе на некоторых позициях мигранты могли получать в среднем 105 тысяч рублей, то к июню ставки подняли уже до 145 тысяч. Впрочем, повышение зарплат не привело к заполнению вакансий.

Меньше и дороже

Дело в том, что после теракта в подмосковном Красногорске в концертном зале «Крокус Сити Холл» 22 марта в России ужесточился контроль миграционной службы. Разрешений на временное проживание за 4 месяца этого года в Новосибирской области по статистике было выдано лишь 300, хотя в 2023 году этот показатель за тот же период составил 800.
О сокращении потоков рабочих, направляющихся в Россию, говорят и представители среднеазиатских республик. По словам заместителя министра труда, миграции и занятости населения Таджикистана Шахнозы Нодири, они сталкивались со случаями, когда работодатель набирал необходимое ему количество сотрудников в Таджикистане, а затем они не смогли работать в России, например, потому что не прошли проверку на знание русского языка, законодательства и истории России. В качестве основных проблем для организованного набора она назвала «низкие зарплаты и ситуацию, связанную с последними событиями». Тем не менее Новосибирск остаётся четвёртым городом в России и первым в Сибири по количеству прибывающих в него мигрантов.

Равшан Аманов из Узбекистана приезжает на заработки в Россию уже более 10 лет. Работал в Москве, Владивостоке, последние лет пять в Новосибирске. Признаёт, что выбор нашего города связан не только с размером оплаты, но и с относительной близостью к Родине. Когда был моложе, то искал зарплаты повыше, сейчас приоритеты изменились. Но и сегодня за бесценок трудиться не намерен.

— Семьи надо всем содержать, и за границу мы едем не ради удовольствия, а, как говорится, за длинным рублём. Меньше, чем за 7-8 тысяч в день монтажник не пойдёт сейчас работать, — говорит мужчина.

Равшан отмечает, что сегодня можно найти хорошо оплачиваемую работу и в самом Узбекистане. Правда, сделать это всё ещё непросто, потому люди и едут на заработки и в Россию, и в Южную Корею, и в далёкую Европу. Более того, высококвалифицированные специалисты из стран Центральной Азии также заинтересовались работой в Новосибирске.

— В последнее время из Средней Азии к нам поехали иные группы специалистов — например, врачи. Сегодня социально-демографическая профессиональная ситуация, с которой столкнулась Россия, сформулировала запрос на врача любой ценой, и у нас появились врачи из Средней Азии, — рассказала профессор НГТУ, доктор социологических наук Ирина Скалабан.

Однако по темпам привлечения иностранных рабочих в Новосибирской области по-прежнему лидируют предприятия сельскохозяйственной сферы, обрабатывающей промышленности, общепит, гостиницы, стройки и транспорт. Такие данные приводят в управлении занятости министерства труда и соцразвития Новосибирской области. Трудовые мигранты восполняют дефицит работников в регионе на фоне естественной убыли населения.

— Если говорить о перспективе, то при создании новых рабочих мест, интенсивном развитии, будет и потребность в рабочей силе, в том числе мигрантах: как внутренних, так и внешних, — считает доцент кафедры муниципального и государственного управления Сибирского института управления (филиал РАНХиГС) Елена Шевцова.

Трудовые мигранты всё реже соглашаются на низкую оплату своего труда.

Без выходных и праздников

Казалось бы, рост зарплат должен сделать вакансии, на которые идут гастарбайтеры, привлекательными и для местных жителей. Частично так и происходит — например, в сфере доставки и работы на складах, отмечают эксперты. Однако бурный рост этих отраслей требует всё больше сотрудников, и рынок труда просто не успевает за их развитием. По некоторым оценкам, нехватка сотрудников в сфере доставки товаров достигает в Новосибирске 10–15%, и предпосылок к улучшению пока нет. Например, за 12-часовую смену на складе маркетплейса в нашем городе предлагают от 5 тысяч рублей. Причём зачастую предлагают работнику оформиться в качестве самозанятого. В сфере строительства также придётся потрудиться, чтобы хорошо заработать.

— Получать от 100 тысяч рублей в месяц на стройке вполне реально, это нормальная оплата. Однако и потрудиться придётся. Работаем по 12–14 часов с одним выходным и без праздников. Как правило, на сдельщине. По такой схеме зарабатываешь больше, чем по часовой оплате. Все зависит, например, от стоимости заливки кубометра бетона, — рассказал Равшан Аманов.

Неудивительно, что такие условия труда всё меньше привлекают не только российских граждан, но и многих мигрантов.

— Уже несколько лет все большие структуры не заключают прямой договор между мигрантом как работником и работодателем. Существуют мошенники, которые буквально торгуют мигрантами. Я много видел лоббистских историй, но так, как лоббируются интересы бесконтрольной миграции — такого я больше нигде не видел, — утверждает член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов.

Эксперты отмечают: по сути бизнес преследует одну цель — получение максимальной прибыли без всякого переоснащения производства. Но при таком подходе никаких мигрантов не хватит.

— Миграционная ситуация в Новосибирске стабильная, если брать большие исторические периоды. Здесь пока нет резких всплесков, нет подъёма, нет заметного спада. Но если мигранты вдруг перестанут прибывать сюда, это станет, мне кажется, экономической проблемой. Строительство, транспорт, ЖКХ завязаны на мигрантах. Новосибирск остаётся привлекательным городом. Примерно 300 тысяч человек прибывают в Новосибирскую область из-за рубежа ежегодно. 200 тысяч из них встают на миграционный учёт. Остальные выезжают в другие регионы Сибири. 60 процентов тех, кто остаётся в нашем регионе, — это трудовые иммигранты. Все остальные — члены их семей, туристы, студенты, — отмечает доктор политических наук, профессор кафедры государственного управления и отраслевых политик Сибирского кампуса РАНХиГС Леонид Савинов.

Без трудовых мигрантов нашему региону пока не обойтись, признают большинство экспертов. Однако бесконечно наращивать их количество уже не получится. И связано это не только с ужесточением российского миграционного законодательства. Экономики стран Центральной Азии в последние годы стремительно развиваются, и всё больше потенциальных гастарбайтеров делают выбор в пользу работы на своей Родине. Кроме того, из-за падения курса рубля к доллару переводить зарплату в национальную валюту стало уже не так выгодно, как было раньше. Выход — повышать производительность труда на наших предприятиях. Это потребует немалых финансовых вложений и обновления оборудования, однако позволит привлечь высокими зарплатами местных жителей и снизит зависимость от иностранных рабочих. И первые шаги в этом направлении в Новосибирской области уже делаются.

ГЛАС НАРОДА
По данным исследования hh.ru, четверть опрошенных жителей Новосибирской области положительно относятся к трудовым мигрантам, треть — нейтрально, 40% — отрицательно. Четверо из десяти опрошенных затруднилась ответить на вопрос, готовы ли они заменить мигрантов на трудовом поприще, лишь каждый четвертый готов занять их место. При этом местные готовы заменить иностранцев, если улучшатся условия труда, работа будет соответствовать их квалификации, а зарплата станет выше той, что за эту работу была у мигрантов.
Василий АКИМОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

11.09.24 Понять и принять

Новосибирск притягивает трудовых мигрантов. Однако решение проблемы кадрового голода порождает другую. И заключается она в разнице менталитетов, обычаев и норм поведения

up