05.06.25

Адвокаты для бизнеса

От рассмотрения частных случаев до совершенствования законов — депутатам представлен доклад о работе регионального бизнес-омбудсмена за 2024 год

Доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области был представлен на сессии заксобрания 5 июня.

СПРАВКА
С 2019 года пост Уполномоченного по защите прав предпринимателей занимал Николай Мамулат. В марте 2024 года он был переназначен на этот пост. В сентябре 2024 года Николай Мамулат скончался. В феврале 2025 года к работе в качестве исполняющего обязанности Уполномоченного приступил бывший первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров. Однако спустя короткое время он уехал в зону СВО. Решением сессии заксобрания исполнять обязанности бизнес-омбудсмена в отсутствие Андрея Панфёрова было доверено руководителю аппарата Уполномоченного Наталье Бойковой.
Главные задачи

В число главных задач Уполномоченного входят: защита прав и интересов бизнеса, рассмотрение жалоб, правовое просвещение, содействие совершенствованию регионального законодательства в отношении предпринимательства, содействие развитию общественных органов защиты бизнеса, взаимодействие с предпринимательским сообществом. Кроме того, важной задачей является информирование людей о ситуации в сфере защиты прав предпринимателей. Одним из используемых для этого инструментов является ежегодный доклад Уполномоченного.

В 2024 году к бизнес-омбудсмену обратились с жалобами и просьбами оказать содействие 103 предпринимателя, оставив 84 обращения. Всего на рассмотрении в работе аппарата Уполномоченного находилось 230 обращений предпринимателей (включая поданные ранее).

 

 

В результате рассмотрения обращений предпринимателей в 2024 году:
    • погашена задолженность по государственным и муниципальным контрактам на сумму 14,6 млн рублей;
    • по решению суда отказано во взыскании задолженности по налогам на сумму 640 тысяч рублей;
    • сохранено 3 действующих бизнеса;
    • отказано в привлечении к административной ответственности 3 бизнес-единицам;
    • по заявлению предпринимателя возбуждено уголовное дело;
    • продлён мораторий на снос нестационарных торговых объектов;
    • дано 84 консультации предпринимателям с целью не допустить причинение вреда бизнесу.
ПРИМЕР
Новосибирская компания обратилась к бизнес-омбудсмену с просьбой оказать содействие в разрешении проблемы — у неё во внесудебном порядке была аннулирована лицензия на розничную продажу алкоголя. Уполномоченный вступил в судебный процесс в качестве третьего лица. Позиция защитников и бизнес-омбудсмена была основана на выводах Конституционного суда РФ: меры государственного принуждения должны применяться с учётом характера совершенного правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемая мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов государства и потребителей. В результате рассмотрения дела судом было принято решение о признании аннулирования лицензии незаконным.
Системные проблемы

В докладе отмечаются наиболее актуальные сейчас проблемы, которые существуют в правоприменительной практике.

1. Не соблюдаются требования части 3.1 статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Согласно этим требованиям, к предпринимателям, обвиняемым в ряде экономических преступлений, в качестве меры пресечения не должно применяться заключение под стражу.

2. Установленный срок для внесения изменений в реестр транспорта Минпромторга РФ слишком длительный.

ПРИМЕР
1 апреля 2024 года вступили в действие изменения правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора. Одной из новелл законотворчества явилось изменение определения суммы утилизационного сбора исходя из стоимости, указанной в перечне автомобилей, формируемом Минпромторгом РФ на основании информации о марке, модели и средней стоимости автомобилей. Её, в свою очередь, предоставляет Федеральная таможенная служба (ФТС), и Министерство публикует её не реже раза в квартал. К Уполномоченному обратилась компания, которая является единственным импортёром марок и моделей транспортных средств, раньше в РФ не поставлявшихся, и информация по ним у ФТС отсутствует. Это стало причиной отказа принять заявление об уплате утилизационного сбора. Аппарат Уполномоченного направил письма в региональный минпромторг, ФТС, бизнес-омбудсмену РФ. В итоге ФТС сообщила, что идёт подготовка проекта акта по совершенствованию порядка администрирования утилизационного сбора.

3. Ряд проблем крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) связан со строительством жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения.

Согласно федеральному законодательству, КФХ при ведении хозяйства имеют право построить на участке, относящемся к землям сельхозназначения, жилой дом, если соблюдается ряд ограничений. В частности, его этажность должна быть не выше трёх, а площадь составлять не более 0,25% от площади земельного участка. Между тем споры о возможности строительства жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения продолжают возникать из-за отсутствия в классификаторе видов разрешённого использования земельных участков. Для разрешения сложившейся коллизии необходимо привести классификатор в соответствие с федеральным законодательством, указано в докладе.

4. Интересы предпринимателей ущемляются из-за недобросовестных действий участников торгов на размещение нестационарных торговых объектов (НТО).

Возникают случаи, когда недобросовестные предприниматели умышленно участвуют в торгах для получения права на использование земельного участка для размещения НТО, а одержав победу, не устанавливают его, а предлагают это место третьим лицам в субаренду. Таким образом, добросовестные предприниматели лишаются возможности работать, обеспечивая потребителей товарами и услугами по рентабельной цене, изначально рассчитанной на основании положения земельного участка без учёта субаренды.

Руководство ПЛП обещало обеспечить сотрудникам транспортную доступность к месту работы.

Мониторинг НПА в бизнес-сфере

Одно из основных направлений деятельности аппарата Уполномоченного —регулярный мониторинг разработки и принятия нормативных правовых актов (НПА), касающихся предпринимательской деятельности. Задача — определить, есть ли там положения, осложняющие работу бизнеса.

В 2024 году рассмотрено 46 проектов НПА и действующих НПА Новосибирской области, 37 проектов и действующих муниципальных НПА Новосибирска. В целом замечания и предложения Уполномоченного были учтены в 94% случаев.

Продолжалась работа с НПА, регулирующими предоставление субсидиий как на региональном, так и муниципальном уровне. Её цель — привести их в соответствие с постановлением Правительства РФ о предоставлении бюджетных субсидий.

Ряд проектов требовал особого внимания со стороны бизнес-омбудсмена.

ПРИМЕР
Аппарат Уполномоченного принял активное участие в проведении консультаций по проекту постановления правительства области о порядке организации ярмарок. В результате детального анализа документа были выявлены положения, которые создают затруднения в работе предпринимателей. Было указано, что установление обязанности по обеспечению соответствия внешнего вида ярмарки правилам благоустройства территории муниципалитета является избыточным. Эту позицию поддержали другие участники процесса, по мнению которых, правила благоустройства территории можно применять и обязывать организатора ярмарок им соответствовать, если заявка на ярмарку подается более чем на 6 месяцев (то есть, если это по сути, скорее, стационарная торговля). Дополнительно Уполномоченный посчитал избыточным ограничением принятие решения об отзыве согласования организации ярмарки в связи с необходимостью проведения работ по благоустройству этой территории. Если ярмарка уже согласована, муниципалитет не должен принимать решение о благоустройстве той же территории в то же самое время. Минэкономразвития области согласилось с позицией Уполномоченного и предложило разработчику исключить из проекта НПА подобные ограничения.
Сотрудничество с бизнес-омбудсменом РФ

При выявлении системных проблем, которые становятся причиной массовых нарушений прав предпринимателей, региональный Уполномоченный направляет информацию в федеральный аппарат для дальнейшего обсуждения и принятия решений. Одно из них — защита права на применение специальных налоговых режимов производителями и продавцами ювелирных изделий из серебра.

ПРИМЕР
В аппарат новосибирского бизнес-омбудсмена поступило два обращения о негативных последствиях отмены возможности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентной системы налогообложения (ПСН) для производителей и продавцов ювелирных изделий из серебра. Сотрудники аппарата провели анализ ситуации, после чего своё мнение о переходе этой отрасли с УСН и ПСН на общую систему налогообложения направили в аппарат федерального бизнес-омбудсмена. Там было принято решение направить предложение заместителю министра финансов России о сохранении для малых предприятий ювелирной отрасли возможности использования УСН и ПСН при одновременном введении для них обязанности уплаты НДС при покупке драгоценных металлов в слитках и обработанных природных алмазов. Активную позицию заняли и сами предприниматели, основав российскую Ассоциацию малого ювелирного бизнеса. Благодаря совместным действиям бизнес-омбудсменов, органов государственной власти и предпринимательского сообщества ювелирные компании сохранили возможность вести деятельность, используя налоговые спецрежимы при работе с серебром. По сути, закон повернули назад, прислушавшись к бизнесу.
Взаимодействие с прокуратурой

Совместная работа с органами прокуратуры остается оперативным и действенным способом защиты прав предпринимателей. По итогам 2024 года отмечено не только упрочение такого взаимодействия, но и повышение его эффективности. Аппарат Уполномоченного и областная прокуратура совместно проводят встречи с бизнесом в районах и на предприятиях области.

ПРИМЕР
В аппарате Уполномоченного находилось обращение главы КФХ с жалобой на администрацию Ордынского района, отказавшую в предоставлении земельного участка для выращивания однолетних культур. В прокуратуру было направлено обращение о проведении проверки по фактам нарушения прав предпринимателя. Прокурор обратился в районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации района по рассмотрению заявления. В результате право предпринимателя было восстановлено.

На встрече с предпринимателями Технопарка новосибирского Академгородка обсудили такие актуальные для бизнеса вопросы, как исполнение муниципальных контрактов, в том числе на выполнение работ по строительству дорог, технологическое присоединение производственных помещений к системе газоснабжения, ремонт дорог, благоустройство города.

На заседании Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре области рассматривали проблемы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов в Новосибирске, приведением их к единому внешнему облику, продлением моратория на их демонтаж. По итогам были приняты решения о необходимости внесения изменений в положение о НТО на территории Новосибирска. Они касаются установления единых условий ведения торговой деятельности по договорам на размещение и эксплуатацию НТО и договорам аренды участков; переработки требований к внешнему облику НТО.

На встрече с резидентами Промышленно-логистического парка (ПЛП) обсудили транспортную доступность его территории, обеспечение бесперебойной подачи электроэнергии, незаконное функционирование мусорного полигона вблизи ПЛП. Так, на периодические перебои с электричеством жаловались представители завода «Марс», что, по их словам, влияет на производственный процесс и работу оборудования. Как выяснилось, перебои связаны с ошибками при проектировании электроснабжения, прокуратура поставила задачу исправить ситуацию. Что касается несанкционированного полигона ТКО, то по нему уже принято судебное решение о ликвидации, — дело за судебными приставами. Вопрос транспортной доступности связан с тем, что большая часть сотрудников ПЛП приезжает на работу на электричке, а от станции до парка нет оборудованного тротуара. Как пояснили представители ПЛП, заказан проект благоустройства дороги. Пока администрация ПЛП предложила запустить шаттл от железнодорожной платформы до парка.

С помощью Уполномоченного были сняты избыточные ограничения для организаторов ярмарок.

Представители бизнес-сообщества Биотехнопарка в Кольцово обсудили с представителями аппарата Уполномоченного и прокуратуры вопросы о задолженности по оплате контрактов, о нарушениях законодательства в сфере безопасности дорожного движения, о проблемах, связанных с подключением объектов капитального строительства к газовым сетям, а также с передачей имущества предпринимателям в аренду.

Помимо стратегического партнёрства, взаимодействие с прокуратурой имеет и практическую сторону — она имеет возможность мгновенно включиться в работу в случае очевидного нарушения прав предпринимателей, и такое сотрудничество приносит плоды.

ПРИМЕР
В адрес Уполномоченного поступило обращение от коммерческой компании с жалобой на неисполнение муниципальным заказчиком (МУП «Комбинат бытовых услуг») обязательств по оплате контракта. Из анализа документов следовало, что между сторонами был заключен контракт на поставку оборудования и материалов, товар фактически поставлен и принят заказчиком. Но на момент обращения МУП оплатило только около 200 тысяч рублей, а просроченная задолженность составила более 14,6 млн. На требование о погашении задолженности заказчик ответил, что оплата будет произведена после подписания акта монтажа поставленного оборудования, выполняемого по другому контракту. Уполномоченный пришёл к выводу, что привязывание оплаты за поставленный товар к условиям, не предусмотренным контрактом, незаконно. Было направлено обращение в прокуратуру области. В итоге прокуратура Бердска внесла представление директору МУП и главе администрации города. Одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Задолженность по оплате контракта ликвидирована в полном объёме.
Работа с органами власти

Для решения задач бизнес-омбудсмена крайне важным является взаимодействие с губернатором области, региональным правительством, Законодательным собранием.

В конце 2024 года в региональном правительстве на заседании рабочей группы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на территории области были подведены итоги работы за год. Выступления замминистра экономического развития области и представителя прокуратуры были посвящены совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и снижению административного давления на бизнес. Помощник Уполномоченного отметила, что система качественно поменяла свой характер: проверок стало меньше, при этом сохранился уровень безопасности. Профилактический подход ведёт к снижению тяжести нарушений, большему вниманию контрольных органов к выполнению прямых задач по снижению рисков, а не к увеличению суммы штрафов. Помощник бизнес-омбудсмена обратила внимание на ряд важных задач и направлений работы. В их числе — продление моратория на плановые неналоговые проверки бизнеса до 2030 года, при этом плановые проверки сохраняются в отношении объектов, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В отношении неопасных объектов целесообразно проводить только профилактические мероприятия. Они должны становиться альтернативой как плановым, так и внеплановым контрольно-надзорным мероприятиям.

Активное участие аппарата бизнес-омбудсмена в рассмотрении злободневных, актуальных вопросов предпринимательства на площадках Законодательного собрания позволяет Уполномоченному выступать связующим звеном между предпринимательским сообществом и законодателями. В 2024 году депутаты областного парламента совместно с бизнес-омбудсменом провели ряд встреч с представителями предпринимательского сообщества региона по наиболее актуальным темам. На Международном форуме «Технопром» региональным парламентом и аппаратом бизнес-омбудсмена была организована дискуссионная площадка по теме «Экономика развития». Модератором выступила вице-спикер заксобрания Ирина Диденко. Участники обсудили промышленный, предпринимательский и инвестиционный потенциал региона, меры поддержки инновационной деятельности. Темой другого круглого стола стала обеспеченность трудовыми ресурсами. Здесь поднимались вопросы кадрового дефицита в различных отраслях экономики; подготовки и переподготовки кадров. Ещё один круглый стол был посвящён сокращению нагрузки на бизнес, усилению взаимодействия и координации органов власти, контрольно-надзорных органов.

Нестационарные торговые объекты не раз оказывались в сфере внимания бизнес-омбудсмена.

Работа с бизнес-объединениями

Взаимодействие Уполномоченного с ведущими деловыми сообществами, экспертными организациями, отраслевыми ассоциациями позволяет оперативно доводить актуальную информацию до широкого круга предпринимателей в различных отраслях и сферах деятельности, а также получать обширный спектр мнений для анализа и формирования предложений по улучшению условий ведения бизнеса в регионе. Заключены соглашения о взаимодействии с «Межрегиональным общественным экспертным советом», региональным отделением «Ассоциации юристов России», Новосибирской торгово-промышленной палатой, Новосибирским

объединением агентств недвижимости, Новосибирской городской торгово-промышленной палатой, региональным отделением «Опоры России», Адвокатской палатой области.

В завершение доклада Уполномоченного перечислены предложения по совершенствованию правового регулирования. На муниципальном уровне мэрии Новосибирска рекомендовано принять меры к освобождению нестационарных объектов от необходимости оформлять паспорт фасада. На федеральном уровне предлагается изменить ставки НДС для плательщиков УСН.

Полностью ежегодный доклад опубликован на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА и из архива редакции
back

Материалы по теме:

03.06.24 Деловой климат-контроль

Помочь предпринимателям сохранить бизнес, урегулировать долги, защитить от мошенников — бизнес-омбудсмен Новосибирской области подвёл итоги 2023 года

21.02.24 Бизнес просит Совет

На расширенном заседании Совета предпринимателей Новосибирска предложили объединить усилия власти и предпринимателей

up