Коснуться облаков
Девушка-пилот Анастасия ТУШЕНКОВА — о ярких снах, благодарных пассажирах и запасном аэродроме
Родилась в Кемеровской области, в городе Прокопьевске. В 7 лет вместе с семьёй переехала в Новосибирск. В девятом классе пошла учиться в Авиационный кадетский корпус имени А. И. Покрышкина. После одиннадцатого поступила в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Сейчас девушке 27 лет, живёт в Череповце. С 2022 года работает пилотом в авиакомпании «Северсталь».
Определиться с будущей профессией Анастасия решила ещё в восьмом классе. Варианты были разные — от архитектора и дизайнера до врача и адвоката. Но решающую роль сыграл сериал «Чрезвычайная ситуация», после которого девочка приняла решение стать спасателем.
— Своим желанием я поделилась с мамой, и мы начали подыскивать мне соответствующее учебное заведение. Выбирали из кадетских корпусов, но далеко не везде брали девочек. А потом в интернете наткнулись на Авиационный кадетский корпус имени Покрышкина. Нам он понравился. И девочек туда брали. Вот только я тогда не имела ни малейшего представления об авиации — даже ни разу не летала и на аэродроме не была. Но решила, что так даже интереснее будет.
К поступлению Анастасия готовилась серьёзно. Так как на вступительных требовалась хорошая физическая подготовка, девочка училась подтягиваться. И она прошла. А со временем стал проявляться и интерес к самолётам:
— Вокруг были люди, которые посвятили авиации много лет и рассказывают об этом с восхищением. А потому ты просто не можешь не влюбиться в это дело. Я заметила, что перестала даже думать о других профессиях и решила: вот здесь я и хочу реализоваться.
А потом начались прыжки с парашютом и лётная практика — это окончательно вскружило девушке голову…
Сейчас общий налёт (время, проведённое за штурвалом) у Анастасии составляет около 1 500 часов, из них около 150 часов — на учебных самолётах. А первый полёт случился в 2014 году. Лётная практика.Барнаул. Як-52.
—Летом в кадетском корпусе наступает лётная практика. У нас она проходила на аэродроме Барнаула. Я очень хорошо помню первый ознакомительный полёт с инструктором. Чистый восторг и ощущение свободы.Мы поднялись в воздух метров на 500, и вокруг так красиво — лес, ручейки и облака. Я тогда сказала инструктору: «Давайте залетим в облака. Хочу их потрогать». И мы залетели, я высунула руку в окно и коснулась ближайшего облака. Было волшебно.
В течение всего месяца практики Настя вместе с одноклассниками училась управлять самолётом. Инструкторы показывали и фигуры высшего пилотажа. Девушка говорит, что страшно ей совсем не было — ведь они целый год изучали устройство самолёта, поэтому не вызывало сомнений, что эта машина поднимет их в воздух и всё будет в порядке.
Як-52 — советский спортивно-тренировочный самолёт, способный обучить летчика с нуля и довести его до уровня мастера спорта по высшему пилотажу.
Первый самостоятельный полёт тоже был на Як-52. И вот здесь, признаётся Анастасия, эйфории уже не было. На смену пришло волнение. Ведь ты находишься в самолёте один, ты и только ты его контролируешь. Нужно всё сделать правильно.
— Но всё равно было здорово. Просто представьте:тебе 16 лет, а под твоим контролем целый самолет. Невероятно интересный опыт. У меня тогда даже сны были ярче, — вспоминает девушка.
В 2023 году доля женщин-пилотов в авиакомпаниях по всему миру составляла около 6%. В России средний показатель —менее 2%. И если в «Аэрофлоте», по данным Шереметьевского профсоюза лётного состава, женщин-пилотов насчитывается около 100, то в авиакомпании «Северсталь» до недавних пор работалатолько одна.
— Когда только выпустилась из университета, подумала, что всё и всем доказала и теперь буду просто работать с удовольствием. Но оказалось, за место в авиации большая конкуренция, поэтому приходится везде проявлять себя, показывать, на что ты способен. Иначе тебя просто не заметят среди всех кандидатов, — рассказывает наша героиня.
Но на вопрос о том, каково это — быть девушкой-пилотом, Анастасия отвечает:
— Наверное, так же, как быть девушкой-врачом, девушкой-учителем. Лично у меня это не вызывает каких-то особых эмоций. Да и в коллективе особых привилегий тоже нет. Но коллеги относятся хорошо, даже опытные пилоты всегда готовы выслушать моё мнение относительно какой-либо нештатной ситуации.
А тем временемпассажиры неоднократно передают девушке-пилоту через бортпроводников своё восхищение и слова благодарности.
Одно из главных качеств, которое, по мнению Анастасии, ценится в профессии, — это готовность постоянно учиться.
—Два раза в год мы проходим обучение на тренажёрах, отрабатываем все нештатные ситуации, подтягиваем английский и многое другое. И так на протяжении всей карьеры. Кроме того, всегда ведь хочется научиться чему-то новому, попробовать что-то ещё. Вот, например, я сейчас летаю на CRJ-200, и мне он очень нравится, но понимаю, что всю жизнь на нём летать не буду. Хочу выучиться летать на Airbus, а потом, может быть, и на Boeing.
CRJ-200LR — региональный среднемагистральный самолёт, выпускаемый канадской компанией Bombardier. Дальность полёта — 3 148 км. Вмещает 50 пассажиров. Экипаж — два пилота и один бортпроводник.
Видимо, эти способности и стремление постоянно учиться стали причиной огромного количества хобби у девушки: теннис, лыжи, велосипед, танцы и кулинария — любит печь тортики. И на всё Настя находит время — при том, что в день случается по несколько рейсов.
— Вообще в сфере гражданской авиации ты не можешь строить долгосрочные планы. А стопроцентные выходные у тебя только во время отпуска — в остальное время график плавающий. Количество рабочих дней в неделю —от четырёх до шести. Я к этому долго привыкала. Но сейчас мне даже нравится жить в таком режиме. Научилась находить для всего время. И для хобби, и для личной жизни, и для любимой собаки.
О карьерном росте девушка пока не задумывается. Говорит, что уже добилась того, чего хотела на этом этапе жизненного пути. Но если заглянуть в будущее, то следующая ступень в карьерной лестнице — командир воздушного судна.
— Но вообще, я бы хотела стать инструктором. Привлекает именно педагогическая составляющая — очень нравится передавать опыт, — признаётся Анастасия.
Но есть, конечно, и план «Б». Для этого девушка сейчас учится в магистратуре на специальности «Управление производственно-финансовой деятельностьюна воздушном транспорте»:
— Это предосторожность на случай, если что-то произойдёт и я не смогу летать. Поэтому готовлю «запасной аэродром» —осваиваю то, чем могла бы заниматься, если не буду пилотировать.
«Что больше всего нравится в профессии пилота?» —на этот вопрос девушка отвечает так:
— Как ни банально, но больше всего нравится ощущение полёта и красота за бортом. Какая бы ни была погода на земле, в небе, над облаками всегда светит солнце. А какие порой с высоты видишь завораживающие пейзажи…Нравится и постоянная смена обстановки. Несмотря на то что у нас практически все рейсы разворотные(мы не покидаем самолёт по прилёте в другой город), довольно часто бывают командировки, учёба в других городах, корпоративные слёты и прочие выезды. И тут уже есть возможность насладиться пусть непродолжительным, но всё же путешествием.
А ещё очень нравится постоянно быть в тонусе. Совершенствоваться и повышать свои профессиональным компетенции. Нам, пилотам, некогда расслабиться. И если кого-то это может смутить, то я это обожаю.
Материалы по теме:

Промышленная альпинистка Евгения ЛОГВИНОВА — о том, как опасная профессия не отпускает, почему бояться высоты — это правильно и какое здание в Новосибирске у неё любимое