Школа может зажигать
Всё многообразие форм образования и путей к будущей профессии представляет Международная образовательная выставка «УчСиб – 2018», открывшаяся в МВК «Новосибирск Экспоцентр».
Чего здесь только не увидишь! Например, как школьники режут кровельное железо. В рамках выставки организован III Региональный чемпионат «JuniorSkills» на кубок губернатора Новосибирской области по 30 рабочим и инженерным компетенциям. В них приняли участие 300 ребят. Год от года увеличивается число участников и площадок, как и количество компетенций, для сравнения, в первом чемпионате в 2016 году их было всего 15.
Среди новых компетенций — дизайн умной одежды, программирование, технический английский и агро+.
«Фрезерные работы на станках с ЧПУ» — одна из 30 компетенций Регионального чемпионата «JuniorSkills» на кубок губернатора Новосибирской области.
В направлении «Кровельное дело» представлены только баганцы — шесть команд. Соревнования проходили в категориях 10+ и 14+. «Мы занимаемся возрождением старого промысла — кровельное дело. Здесь наши ребята показывают свои умения, покрывают металлом мини-крышу», — говорит преподаватель технологии Баганской школы № 2 Юрий Николаевич Шевченко.
Преподаватель технологии Баганской школы № 2 Юрий Шевченко со своими учениками.
В селе Андреевка Баганского района существует кружок «Кровельное дело», которым руководит Сергей Михайлович Кулик. Его воспитанницы демонстрировали свои успехи на чемпионате «JuniorSkills» на кубок губернатора НСО.
И девочкам нравится заниматься кровельными работами.
В компетенции «Лабораторный химический анализ» можно увидеть и пятиклассников. Химию они постигают путём эксперимента. На соревнованиях требовалось приготовить растворы, составляя правильные пропорции. Это своего рода химия на стыке с математикой. «Участники делали качественные реакции, то есть находили те или иные ионы в растворах лекарственных препаратов. Аскорбиновая кислота, раствор Люголя, борная кислота — это для 10+. А ребята с 14 до 18 лет показывали технику выполнения лабораторных работ. В будущем, если они выберут профильный колледж или вуз, им это пригодится», — поясняет Ирина Юрьевна Пухнярская, главный региональный эксперт, преподаватель лицея № 22 «Надежды Сибири».
Похоже, эти школьники уже определились с профессией.
Братья Артём и Роман Вороновы робототехникой занимаются пять лет, уже участвовали в соревнованиях различного уровня, недавно стали призёрами олимпиады НТИ в «Сириусе».
Роман Воронов: «Наш робот должен взять урожай и отвезти его на полку в склад».
За столиками сосредоточено выстраивают кубики куборо, деревянные, приятные на ощупь, ребята старше 10 лет. Японская игрушка, позволяющая формировать конструкторское мышление и у детей, и у взрослых, получила популярность в Новосибирске два года назад. И вот теперь областной чемпионат школьников Tricky ways собрал команды из разных школ. С куборо работают и в дошкольных учреждениях, и на «JuniorSkills» с этого года открыта такая компетенция.
Кубики куборо в процессе игры формируют конструкторское мышление.
«В нашем лицее есть кружок куборо, — рассказывает Ольга Юрьевна Чешева, преподаватель младших классов лицея № 136. — Когда нам предложили, мы посмотрели, как это работает, действительно есть эффект. Для начальной школы очень важно оперировать реальными предметами, конструирование с использованием деревянных кубиков понятно и доступно детям с разным уровнем подготовки».
Областной чемпионат школьников Tricky ways.
Не всё же учиться, иногда и отдохнуть хочется...
...и поиграть.
Сколько он стоит? Один из вопросов, который дети непременно задают в особой огороженной зоне для беспилотных аппаратов.
Руководитель музея истории школы № 191 Марина Борисовна Скрипникова с учениками школы воссоздали сценку из пионерского детства родителей нынешних учеников.
В течение всех дней «УчСиба» шла работа над разработкой модели профессионального самоопределения. Кто из участников процесса — дети, родители, педагоги, работодатели — на каком этапе может помочь, чтобы школьники смогли качественно определиться в будущей профессии, приобрели необходимые навыки, а если что-то пошло не так, могли бы переключиться на какую-то другую деятельность, попробовать себя в разных сферах. «Мы надеемся, что при помощи участников сформируем такую модель, которую затем можно описать и предложить для широкого использования», — говорит Татьяна Орлова, специалист ГБУ НСО «Центр молодёжного творчества».
Кто поможет школьнику определиться с выбором в профессии.
Стенд, куда ученики на время занятий могут сложить свои телефоны и при этом подзарядить их, изобрели в лицее № 9 г. Новосибирска. Если кто-то захочет взять гаджет раньше, чем закончится урок, система подаст сигнал. Есть и переносной вариант — в виде сумки, его можно взять на сдачу ЕГЭ. «Мы представляем продукт нашего инженерного класса в виде объектов, которые помогают сохранить в рабочем состоянии телефоны. Это дети сделали сами, понимая, что в такой разработке есть смысл», — говорит Татьяна Орестовна Шишлянникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея № 9.
Кроме того, что эта разработка хотя бы на время освобождает от «мобильного рабства», в ней можно заряжать сотовые телефоны.
Это тоже разработали ученики лицея № 9 — модель здания ресторана-бургера и фиксатор для задней конечности собаки породы шпиц при травмировании.
Греческий таран, подобный тому, каким викинги штурмовали Париж, смастерили ученики гимназии № 4 Новосибирска. А ещё всевозможные катапульты, паровоз и миниатюрные домики. «Мы делали табуретки по методике трудового обучения, но сейчас с материальной базой всё непросто, модными стали направления “JuniorSkill” и робототехника. Идея с тараном возникла спонтанно, — рассказывает Андрей Юрьевич Рахвалов, учитель технологии гимназии № 4 Новосибирска, сам он по образованию учитель истории. — Дети не просто делают поделку, они учатся понимать историю, таким образом мы работаем на ФГОС. Кроме того, мы стараемся развивать навыки, которые пригодятся им в быту — деревянное домостроение, ремонт — это необходимо уметь каждому мужчине. Материал простой — отходы производства, горбыль. Мальчишки делают макет дома. Я это называю игрушкой для младшей сестры, а если нет сестры, можно хранить флешки и прочие вещи. В итоги ребята уже сейчас могут проконтролировать строительство дома на приусадебном участке, потому что понимают, как это сделать правильно».
В новосибирской гимназии № 4 стараются развивать навыки, которые пригодятся в быту, что необходимо уметь каждому мужчине.
Греческий таран, подобный тому, каким викинги штурмовали Париж, смастерили ученики гимназии № 4 Новосибирска.
Методические разработки, которые могут быть интересны образовательным учреждениям и Новосибирска, и образовательным учреждениям сельской местности, привезла школа № 3 г. Барабинска. К примеру, подробно разработанная технология работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, или методичка по созданию современного библиотечного центра — этот проект стал победителем областного конкурса. В 3-ей школе действует, пожалуй, единственное в области детское экскурсионное бюро. Школьники сами разрабатывают маршруты, добывают материал. Об этом опыте подробно рассказывает пособие «Бараба — родной край». Здесь, на «УчСибе», барабинцы проводили для гостей ярмарки мастер-класс по изготовлению оберегов, дети делают такие своими руками. Солнечный конь — древний оберег славян — приносит в дом удачу, достаток, свет и тепло.
«У нас в области много площадок, где мы можем встречаться с коллегами, но вот такого масштаба, как “УчСиб”, пожалуй, и в Новосибирской области, и во всём сибирском регионе больше нет. Мы здесь общаемся, обмениваемся опытом, участвуем в конкурсах, показываем свои достижения и учимся у других», — говорит директор школы № 3 города Барабинска, депутат заксобрания НСО Евгений Эдуардович Гутов.
Одного из рукотворных солнечных коней с пожеланиями «всегда быть на коне» барабинцы подарили врио губернатора Андрею Травникову.
«Ни для кого не секрет, что “УчСиб” — одно из крупнейших мероприятий, которые проводятся в Сибирском федеральном округе. Здесь представлены новинки образования, научная и методическая литература, достижения образовательных учреждений. Это уникальная возможность для учебных заведений различного уровня заявить о себе, представить свои успехи на рынке образовательных услуг, — рассказывает Оксана Анатольевна Марченко, заместитель председателя комитета заксобрания по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике. — У родителей есть возможность прийти, посмотреть и выбрать учебное заведение для своего ребёнка заранее, а не бегать потом в поисках нужной школы или образовательной технологии. Они ведь знают скрытые таланты и наклонности своих детей, и здесь могут подобрать школу или лицей... Очень интересная, на мой взгляд, площадка, где школы представляли свой опыт по производству изделий или выращиванию овощей. Мы в своё время, учась в школе, участвовали в сельхозработах: выращивали овощи, пропалывали сорняки, собирали урожай. Сейчас это возвращается, развивается. Дети приобщаются, на самом деле это очень полезные навыки. Не всем же становится академиками».
Депутат заксобрания и руководитель лицея № 6 г. Бердска Зоя Николаевна Родина (третья справа) с представителями бердского образования.
В современных школах развивают предпринимательские способности учеников. Вторая Региональная ярмарка школьных предпринимательских компаний порадовала разнообразием товаров. Баганцы представляли грибоводство и гидропонику. Маслянинская школа № 1 привезла на ярмарку саженцы винограда амурского из своего школьного дендропарка и ферментированные чаи, которые ребята сами заготавливают. «Мы также делаем йогурты совместно с компанией “Эко-нива”. Они предоставляют закваску и оборудование, а мы производим продукцию, даже сыр сами делали, и защищали эти товары на районных Днях науки и творчества», — рассказывает Анна Охременко, ученица 9 А.
Ученики маслянинской школы № 1 со своими товарами.
Эти попоны для телят, чтобы те не мёрзли, шьют ученики школы № 1 Маслянино.
Чудо-велосипед также родом из Маслянино. Велотрайк «Твист-Трайк» с двумя рулями и управляемыми задними колёсами собрал Алексей Бубенщиков из СОШ № 1.
Своё производство в школе №2 Карасука наладили на переработке новогодних ёлок. Из хвои делают душистые саше, в дело идёт и древесина — из неё изготавливают магнитики с видами города и декоративную цветную щипу. «Щипу хорошо использовать в качестве мульчи для цветочных клумб», — говорит руководитель проекта, куратор спецклассов Наталья Павловна Яланская.
Девятиклассницы Валерия Шмакова и Мария Детцель демонстрируют товары, которые делают своими руками ученики и педагоги карасукской школы № 2.
Третий год образовательная выставка проходит под общей темой «Дни профессиональной ориентации в Новосибирской области». Одним из главных событий «УчСиба—2018» стал Международный форум «Профессиональное самоопределение: большие вызовы для региона НТИ».
Вузы представляли свои площадки, чтобы школьники и их родители могли больше узнать о специальностях подготовки и увидеть «товар лицом».
Свою роль в профессиональной ориентации школьников играют и учреждения дополнительного образования. Детский морской центр «Каравелла» сотрудничает с военными училищами Новосибирска, Владивостока и Благовещенска. Ребята ездят на морскую смену во Всероссийский детский центр «Океан». Павел Субботин учится в 10 классе, заканчивает занятия в «Каравелле», планирует поступать в один из морских вузов.
Павел-Субботин: «С профессией я ещё не определился, но точно знаю, что она будет связана с морем. У меня семь вариантов – университеты и училища. Больше склоняюсь к Дальнему Востоку, там готовят ракетчиков, торпедистов и штурманов».
В рамках «УчСиба» были организованы дискуссионные площадки, проходили конференции, круглые столы и открытые лекции.
17 марта в рамках выставки проходит «День семьи». Для детей и родителей организуют мастер-классы, тренинги, диагностику профессиональной направленности личности и другое.
Участниками выставки «УчСиб-2018» стали более десяти тысяч человек, они прибыли из Новосибирской области, Алтайского края, Томской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов.
Марина ШАБАНОВА/Фото Валерия ПАНОВА