25.08.17

Школа матриархата

Российские социологи утверждают, что за последние годы в школах произошла необратимая феминизация: «массовая доля» учителей-женщин стала критичной — 88%. «Ведомости» попытались выяснить основные причины такого матриархата и разобраться в его «скрытых угрозах» для подрастающего поколения.

Мужчин-учителей в школе катастрофически не хватает — это факт. Но устроиться им сюда на работу совсем не просто.

 

Презумпция виновности

 

Основная причина упрямого мужского нежелания идти работать в школу лежит на поверхности и тривиальна для многих российских профессиональных сфер — «денег нет, но вы держитесь». Однако, как показало наше расследование, тотальное безденежье — это устойчивый российский архетип, и он при выборе профессии далеко не всегда играет главную роль.

 

Стасу Проненко — 26 лет, у него за плечами худграф Новосибирского педагогического университета, куча разработок в области социализации детей с ментальными нарушениями, опыт «худрука» в студии юного художника и желание активной работы в школе: уроки, своя студия, выезд на пленэры. Но попытка устроиться учителем дополнительного образования в школы Ленинского и Центрального районов столкнулась с жёстким «ситом» индивидуального собеседования.

 

— Первое, что я услышал от завуча по учебной части в Ленинском районе: мол, странно, вы же мальчик и хотите работать в школе, — рассказывает молодой человек. — Я ответил: вы же видели моё резюме, было же понятно, что я парень, в чём проблема-то?

 

Затем начались и вовсе «странные» для 26-летнего юноши вопросы: а как относятся твои родители к тому, что ты хочешь работать с детьми? в какой семьей (полной/неполной) ты воспитывался? а почему тебя тянет к детям? с кем ты встречаешься или живёшь? есть ли у тебя друзья нетрадиционной ориентации? как относишься к детям на пляже? И, как контрольный в голову, вывод — странно, что ты хочешь устроиться в школу, есть ведь другие, более денежные специальности…

 

Последний вопрос молодого человека «вырубил», и он, догадавшись, куда дует ветер, огрызнулся: вы что во мне извращенца увидели? А замечательные характеристики с последнего места работы вам ни о чём не говорят? На что ему ответили, что в скандальной московской школе №57 у всех учителей были прекрасные характеристики, но это не мешало им быть педофилами. И следующий этап собеседования пройдёт в кабинете директора — с школьным психологом и участковым оперуполномоченным.

 

— Их не волновали мой диплом и опыт работы, — говорит Стас. — Я понимаю, что сейчас в наших школах «дуют на воду», но зачем так сразу отбивать всякую охоту работать с детьми? Мне стало противно, и я не пошёл на второй круг. В школе Центрального района собеседование прошло под «копирку».

 

Брать официальные комментарии в школьной среде — гиблое дело. Это профессиональное сообщество закрыто для посторонних, почти как герметичная школа Пифагора: школьные работники скрывают свои «сакральные тайны», и особенно от журналистов. К счастью, есть «фейсбук» и правило шести рукопожатий.

 

— Никаких официальных разнарядок по вычислению педофилов среди мужчин-соискателей к нам в школы не приходило, — говорит сотрудница управления образования мэрии, пожелавшая остаться неизвестной. — Но после громких разоблачений в московских школах у нас есть «пожелания» — при приёме на работу мужчины-сотрудника проявить максимум внимания. Проверяются все предыдущие места работы — всё личное дело соискателя пробивается по соответствующим инстанциям. И желательно провести собеседование вместе с психологом.

 

 

Мужчинам здесь не место?

 

Вновосибирской средней школе 29-летний Пётр Неверов отработал всего один учебный год — после окончания НПГУ устроился учителем русского языка и литературы. И вспоминает, что эти девять месяцев были для него «адом на земле». Дело в том, что Пётр не похож на хрестоматийного учителя-ботаника — вполне себе «бородач в тренде».

 

— Меня предупреждали ещё на собеседовании, что могут быть проблемы со старшеклассницами, — вспоминает молодой человек. — Коллектив в школе  женский, но такой правильный, душевный. Вот они и сказали мне, что проблемы будут: девчонки в этом возрасте влюбчивые и агрессивные. Да они вообще сегодня такие «бройлеры» — быстро развиваются физически, а мозгов ещё мало.

 

Девочки строили Петру «глазки», называли запанибрата «мимишным» и «няшой», писали записки-«валентинки», приглашали на медленные танцы во время дежурств на школьных дискотеках, рисовали на доске сердечки. А спустя какое-то время перешли к лобовым атакам: «влюблённые» садились на первые парты, растёгивали верхние пуговички на школьных блузках, выставляли на обзор голые коленки.

 

— Мы с физруком сдружились, — говорит мой собеседник. — Он тоже молодой был, рассказывал, что замучился с этими старшеклассницами, они себе всякие провокации позволяют, а он слово лишний раз боится сказать, чтобы его в каком-нибудь смертном грехе не обвинили. Даже не помогал им лыжи к ботинкам крепить, чтобы не дай бог чего. А я, честно, устал в напряжении этом работать, поэтому уволился. В интернете, на наших форумах, разные случаи рассказывали. Влюбится девочка, а потом начинает шантажировать: мол, не будете со мной дружить — обвиню в педофилии. Себе дороже.

 

Заместитель председателя межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что мужчина-учитель в российских школах стал крайне уязвим — благодаря «педоистерии», которая время от времени волнообразно поднимается в СМИ.

 

— Сейчас в школах идёт своеобразная «охота на ведьм», подогреваемая СМИ, — отвечает на вопросы «Ведомостей» педагог. — Сейчас учитель-мужчина даже не смееет погладить младшеклассника по голове или похлопать ученика по плечу — может схлопотать обвинения в педофилизме. Мало того, у школьников сейчас настало «время хайпа»: они за скандальные ролики с учителями получают в «ютубе» много лайков. Поэтому могут всячески учителя провоцировать. Это всё моральные аспекты, которые буквально выживают мужчин-педагогов из российских школ. Я уже не говорю о том, что у нас нет программ, которые нацелены на привлечение мужчин-педагогов в школы. Поэтому молодые люди в школы работать не идут, а кто там был — бегут.

 

 

«Мать-одиночка»

 

Российские социологи в последнее время много пишут о том, что отсутствие мужчин-учителей в школах приводит в свою очередь к отсутствию понимания мужской социальной роли.

— Школу сегодня можно смело называть «матерью-одиночкой», — говорит практикующий подростковый психолог Олеся Крючкова. — Современная школа сейчас практически безраздельная вотчина женского персонала. А значит, в ней преобладает женский взгляд на воспитание и образование. И это не оставляет свободы для самовыражения будущим мужчинам, чего требует их природа. А ещё отсутствие мужчин-педагогов приводит к отсутствию понимания мужской социальной роли. Не секрет, что многие наши дети воспитываются матерями в неполных семьях и такие дети персонифицируют педагога-мужчину как своего отца. И если учитель умён, грамотен, умеет общаться с детьми и выстраивать линию поведения «учитель-наставник», то от такой персонификации сплошные плюсы. Я считаю, что от подобной феминизации в школе — сплошные минусы.

 

А вот новосибирский социолог Анна Степанцова считает, что феминизация школы — это естественное следствие традиционных взглядов на воспитание детей. Потому что среди многих мужчин до сих пор распространён стереотип о том, что воспитание детей исключительно женское занятие, задача же мужчин — обеспечивать семью. Поэтому многие мужчины при выборе профессии руководствуются этими традиционными взглядами и всячески избегают школу.

 

— Сейчас в тренде философия успешности с определённым набором материальных благ, — добавляет Анна Степанцова. — И, к сожалению, то, что человек занимается своим любимым делом и работает по призванию с детьми, мало ценится. Мне кажется, что нужно на уровне государственных системных решений менять представление людей о школе. И первым делом необходимо изменить общественное мнение относительно учительской профессии. Нужно вернуть учителю статус и уважение. Это сложно, но можно сделать.

 

Наталия ДМИТРИЕВА/Фото Валерия ПАНОВА

back
1180

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up