01.11.19

Чужого огня не бывает

Успешная борьба с лесными пожарами зависит не только от финансирования, но и от совершенствования нормативной правовой базы, в том числе региональной.



Летом этого года ряд регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока были охвачены крупными лесными пожарами: на территории Якутии, Красноярского края и Иркутской области даже пришлось вводить режим ЧС, а дым от природных возгораний дошёл до Урала и даже Поволжья. Естественно, эту ситуацию не оставили без внимания и на федеральном уровне. С предложением изъять у регионов ряд полномочий по охране лесов и пожаротушению выступили министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин и секретарь генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак. Подготовить предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования вопросов лесной охраны поручал и премьер-министр Правительства РФ Дмитрий Медведев. Пока никаких кардинальных решений не принято, но на уровне регионов активно идёт обсуждение этих инициатив.

Тушить нельзя игнорировать

В крупных лесных регионах страны любой серьёзный пожар практически неизбежно становится экологической катастрофой федерального масштаба. Огромные, незаселённые людьми территории без транспортной инфраструктуры делают сам процесс тушения максимально затруднённым. И проект поправок Минприроды РФ, предусматривающий изъятие у регионов всех полномочий, связанных с организацией и выполнением авиационных работ по охране лесов от пожаров, по мнению экспертов, ситуацию кардинально не изменит. Сейчас лесоавиационные работы проводятся в 46 субъектах РФ силами региональных баз авиаохраны лесов, а в наиболее «горимых» регионах создано восемь подразделений ФБУ «Авиалесоохрана», оснащённых необходимой техникой и оборудованием. Но, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, из-за отсутствия единообразных региональных учреждений возможна передача на федеральный уровень имущественного комплекса только тех самых восьми организаций. Остальным, видимо, по-прежнему придётся обходиться своими силами. И многие наверняка справятся, потому что в регионах, где зона лесного покрытия не так велика и доступ пожарной техники не очень затруднён, с пожарами удаётся справляться оперативно. Но есть другая законодательная проблема.

 

По словам начальника управления охраны, защиты, воспроизводства лесов и государственного лесного контроля и надзора минприроды НСО Алексея Бугакова, в 2019 году в Новосибирской области было 402 пожара в лесном фонде, а всего —3 600 «термоточек». И подавляющее их большинство — природные, ландшафтные пожары, возникающие на других, не лесных землях. В 66% случаев именно переход огня с других земель становился причиной лесных пожаров. Зачастую это так называемые палы травы, иногда возникающие стихийно, а нередко — по вине конкретных лиц. Но законодательство устроено таким образом, что лесники по закону не обязаны реагировать на ландшафтные пожары, должны дожидаться, пока огонь переметнётся в лес. Глупость и несостыковка, но из таких несостыковок федеральный Лесной кодекс состоит, пожалуй, наполовину.

 

— Полномочия МЧС по тушению пожаров ограничены чертой населённых пунктов, мы имеем право тушить только в лесах, а когда горит трава, то, получается, люди должны просто смотреть и ждать, — подчеркнул исполняющий обязанности министра природных ресурсов и экологии Новосибирской области Евгений Рыжков. — Половину этих пожаров всё равно тушат лесники, чтобы избежать больших последствий, но в лучшем случае — мы не можем по закону им компенсировать эти расходы, в худшем — они могут получить предписание от прокуратуры за нецелевое использование средств. Мы не можем не тушить, потому что набравший силу ландшафтный пожар очень страшен, могут пострадать не только леса, но и населённые пункты. Но в итоге лесники остаются виноватыми. У нас в этом году Барабинский лесхоз потратил на такие пожары 800 тысяч рублей, и мы не можем им ни копейки компенсировать.

МЧС — не панацея

На уровне Минприроды РФ существует ещё одно предложение — отдать тушение всех лесных и природных пожаров МЧС. Неизвестно, в восторге ли от такой дополнительной «нагрузки» сами спасатели, но тут есть хотя бы одно логическое объяснение: МЧС очень хорошо оснащено техникой, укомплектовано кадрами, но у спасателей совершенно нет опыта тушения лесных пожаров. Это должны делать профессионалы, и они в области есть. По словам Евгения Рыжкова, система обнаружения и тушения лесных пожаров у нас в регионе налажена. Единственное, чего действительно не хватает, — финансирования. Если на полноценную работу «Новосибирской базы авиационной охраны лесов» в год необходимо около 50 миллионов рублей, то выделяется только 18 миллионов. По наземному финансированию и тушению также идёт недофинансирование. Говоря проще, на всё нужно не 50 миллионов рублей в год, а 100. Также и. о. министра отметил, что вопрос компенсации лесникам за тушение природных пожаров обсуждается два года, но решение так и не принято. Хотя оно как раз в компетенции региональных властей.

 

Дмитрий Козловский убеждён, что на региональном уровне есть возможность увеличить финансирование лесной отрасли; ландшафтные пожары фактически некому тушить — лесники это делают на свой страх и риск.

— Признаюсь, мне очень странно слышать о том, что за два года ситуация никак не меняется, — сказал депутат Законодательного собрания НСО, председатель Общественного совета партпроекта «Чистая страна» Дмитрий Козловский. — Убеждён, что когда речь идёт о сохранности наших лесов, населённых пунктов и жизнях людей, то несколько десятков миллионов рублей в год не та сумма, из-за которой могут быть проблемы. Необходимо убеждать губернатора, искать поддержку у депутатов заксобрания. Это один из немногих вопросов, который мы можем решить самостоятельно.

 

Дмитрий Анатольевич высказал предложение о включении молодых лесников в число сельских специалистов, для которых предусмотрены региональные меры поддержки, по примеру того, как в сельской местности помогают врачам, учителям, работникам сельского хозяйства. Инициативы инициативами, но очевидно, что, даже если на федеральном уровне начнут вносить существенные изменения в Лесной кодекс, передавать ряд полномочий с регионального на федеральный уровень, квалифицированные специалисты, умеющие охранять и защищать лес, не возьмутся из ниоткуда. Это будут наши люди, разве что названия структур, в которых они будут работать, изменятся. До вступления в силу Лесного кодекса РФ в лесном хозяйстве Новосибирской области работало около 10 тысяч человек, сейчас всего 2 600 человек. И, безусловно, необходимо ценить их.

Там, где не ловит телефон

Участники дискуссии заострили внимание на необходимости усиления работы правоохранительных органов в части борьбы с «чёрными лесорубами». У нас в регионе лесозаготовительная техника оснащена приборами GPS-ГЛОНАСС, но проблему это не искореняет. Дело в том, что не по всей Новосибирской области устойчивая сотовая связь, и как раз в тех самых «лакомых» лесных уголках, где и могут орудовать «чёрные лесорубы», сотовая связь не ловится. Одно радует, заметил Дмитрий Козловский, что программа цифровизации в Новосибирской области не стоит на месте, и вскоре и эти проблемы будут решены.

 

— Основная проблема здесь — в своевременном выявлении правонарушений. Необходимо внести в действующее законодательство коррективы, чтобы наладить оперативную работу по наблюдению за лесами, выявлять и пресекать незаконную деятельность, — подчеркнула депутат Совета депутатов Новосибирска, региональный координатор партпроекта «Чистая страна» Екатерина Митряшина. — По итогам круглого стола стало очевидно, что нам необходимо принять целый ряд мер для помощи лесникам. В том числе увеличивать количество специалистов, работающих в лесу: сегодня на одного лесничего в Новосибирской области приходится 38 тысяч гектаров леса, и им просто физически трудно следить за такими объёмами.
Все выработанные участниками дискуссии предложения будут направлены в Государственную думу РФ.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up