22.09.17

ЧП не районного масштаба

Руководство Законодательного собрания Новосибирской области активно вмешалось в спорную ситуацию вокруг одного из лучших сельхозпредприятий области.

Депутаты Александр Морозов и Валентин Сичкарёв (на переднем плане) и их коллеги по заксобранию взяли ситуацию в «Чикском» на особый контроль.

Пророчество Дятлова


В начале сентября в селе Прокудское Коченёвского района произошли события, от которых отчётливо «пахнуло» лихими 90-ми. На территорию молзавода приехало несколько автомобилей с крепкими мужчинами, которые, по мнению работающих там людей, пытались осуществить рейдерский захват предприятия, принадлежащего ООО «Чикский». В результате конфликта ударили в лицо исполнительному директору ООО Александру Могилину, который был госпитализирован в хирургическое отделение Коченёвской ЦРБ с подозрением на сотрясение мозга. Как выяснилось впоследствии, противостояние двух сторон, считающих себя собственниками некогда легендарного госплемконезавода «Чикский», длится не первый год, но именно сейчас всё вылилось в такие криминальные проявления, да ещё и стало достоянием общественности благодаря оперативно вышедшему телесюжету. На следующий день после описываемых событий состоялся телефонный разговор главы Коченёвского района Андрея Новоторженцева с председателем Законодательного собрания Новосибирской области Андреем Шимкивом, после чего по личному поручению спикера заксобрания на место — для выяснения обстоятельств и установления контроля над ситуацией — были направлены депутаты Законодательного собрания Валентин Сичкарёв, представляющий в областном парламенте Коченёвский район, и председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Морозов. На совещании под руководством главы района собрались и все стороны конфликта.


Так называемые конфликты хозяйствующих субъектов — будни российского бизнеса: историй, в которых люди что-то делят, бесконечно судятся и пересуживаются друг с другом, пруд пруди. Порой доходит до того, что итоговый результат для одного из победителей не сопоставим с денежными и временными затратами на выяснение отношений. В Прокудском сейчас складывается схожая ситуация.


Нынешние «дуэлянты» — ОАО Ордена Трудового Красного Знамени «Племенной завод «Чикский» и ООО «Чикский» — появились на месте знаменитого племконезавода «Чикский». Помимо того, что Чикский конный завод занимался разведением орловских и русских рысистых, а также тяжеловозных пород лошадей, это было и одно из крупнейших в области сельхозпредприятий традиционных направлений: 5 тысяч голов крупного рогатого скота, 22 тысячи гектаров пашни, своя переработка, около тысячи рабочих мест и шесть населённых пунктов района в сфере деятельности «Чикского». Возглавлял всю эту «махину» Пётр Дятлов, чьё имя в то время стояло в одном ряду с такими мэтрами директоров-аграриев, как Юрий Бугаков, Константин Першилин, Бруно Шмидт, Юрий Засыпкин. Тех, ещё советских директоров, которые сумели и в рыночные времена остаться лидерами, дать людям достойно оплачиваемую работу, поддержать социальную сферу. И прекрасно понимали, что может случиться с сельхозпредприятием, да и с любым производством, если им начнут «рулить» случайные люди, имеющие только одну цель — урвать побольше прибыли. Интервью, которое Пётр Максимович Дятлов дал нашей газете в 2005 году, когда уже федеральное предприятие ПКЗ «Чикский» собирались приватизировать, можно считать поистине пророческим. Вот короткая выдержка, из которой многое станет ясно: «Я недавно получил поздравление от клуба руководителей 300 лучших сельхозпредприятий России, в число которых входит и наше хозяйство: по молоку мы заняли 36-е место в стране за прошлый год. Стабильно работаем, а в правительстве говорят, что нас надо срочно акционировать и отдать в частные руки. Зачем? У нас ничего не растащено, люди трудятся как при социализме, очень хорошие показатели. А если акционируют, кто-то приедет, купит, скажет: это не надо, этим не будем заниматься. Да и мне новый владелец акций может сказать: ты нам не нужен. А я 23 года отработал в хозяйстве, из них 20 — директором».


Приватизация состоялась отнюдь не сразу, и пока Пётр Максимович был жив, он ещё как-то удерживал штурвал в руках, но после ухода из жизни легендарного директора, людей, способных продолжить его дело, не нашлось. Но нашлись другие: сначала на базе федерального предприятия создают ОАО «Племзавод “Чикский”» с государственным капиталом в размере около 232 миллионов рублей, а в августе 2012 года, на приватизационных торгах, Росимущество продало 100% акций племзавода уже за 148 миллионов рублей одному из обществ с ограниченной ответственностью, входящих в группу кемеровского бизнесмена Константина Яковлева. Двумя годами позже контроль над племзаводом перешёл уже к другому ООО Яковлева. Главное, что нужно знать сегодня об этом уважаемом человеке, — он скрывается в Лондоне, а размер средств, которые он вывел из своих или дочерних компаний и занял у банков, оценивается до 3 миллиардов рублей. А в Прокудском, если предельно просто описать ситуацию, — сегодня два «владельца», когда-то или и сейчас тоже связанных с Яковлевым.

Когда-то племзавод был в числе лучших хозяйств области, а сегодня он — в эпицентре скандала.


Свои «правды»


Генеральный директор ОАО «Чикский» Андрей Коноплёв во время встречи утверждал, что он — собственник акций компании, имеет все документы, а договоры аренды, по которым ООО «Чикский» пользуется имуществом, техникой и землями хозяйства, — фальшивые, составленные «задним числом». Якобы именно ООО хочет обанкротить ОАО, скрыв таким образом тёмные делишки предыдущих владельцев. Директор ООО «Чикский» Дмитрий Шинкарёв, в свою очередь, возражал, что именно Коноплёв и его команда — мошенники, у которых нет договора купли-продажи акций ОАО. Почти получасовая перепалка сторон и их последующие комментарии ничего не прояснили — легче было поверить в «нечистоту» обоих, чем занять сторону одного из спорщиков. В России так часто бывает, что за скоплением неких компаний, всё время что-то друг другу продающих и переуступающих, настоящей правды не найти. Для некогда мощнейшего хозяйства она заключается в том, что племенных лошадей в «Чикском», как бы оно ни называлось, уже нет, а поголовье коров и посевные площади существенно ниже, чем при Дятлове. Что, впрочем, поз­воляет хозяйству пока оставаться одним из ведущих в районе.

 


Главное — сохранить производство


Сохранение производственной ситуации хотя бы на этом уровне сегодня и является главной заботой как районных властей, так и Законодательного собрания региона. Как подчеркнул Валентин Сичкарёв: кто прав, кто виноват, как в инциденте 4 сентября, так и в споре в целом, — решать соответствующим органам, но если депутаты видят, что творится что-то противозаконное, то у них есть все полномочия ускорить поворот ситуации в законное русло. В частности, на ближайшей сессии Законодательного собрания обратиться к прокурору области и руководителю полиции региона с просьбой взять ситуацию в Прокудском под особый контроль.


— Сейчас важнее всего сохранить производство, чтобы оно окончательно не пало жертвой данных разборок, — добавил Александр Морозов. — «Чикский» — это история области, хозяйство, создававшееся трудом тысяч людей. И нам важно, чтобы оно не пропало.


Судебные разбирательства — и их в этой ситуации не избежать — могут продлиться очень долго, а время сейчас «горячее»: хозяйство ещё не вышло из уборки зерновых, скоро должен состояться перевод дойного стада на зимнее содержание. У многих людей в Прокудском есть опасения, что в пылу борьбы стороны конфликта могут пойти на крайние меры — продать скот или технику. Чтобы этого не допустить, власти и правоохранительные органы района будут пристально следить за развитием ситуации, а депутаты заксобрания уже в ближайшее время сделают необходимые шаги, чтобы на предприятиях воцарился мир и «Чикский», кому бы он ни принадлежал, вновь стал территорией спокойствия и продуктивной работы.


Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика