13.10.20

Увидеть Париж

Литографии знаменитого французского художника Тулуз-Лотрека из частных европейских коллекций приехали в Новосибирск.

На выставке в Новосибирском государственном художественном музее. 

На выставке «Анри де Тулуз-Лотрек. Paris, Paris…» в Новосибирском государственном художественном музее представлены 52 литографии — афиши легендарных парижских заведений, рекламные плакаты, портреты танцовщиц и артистов кабаре, зарисовки из повседневной жизни парижан, а также эпизоды из «цирковой» серии Тулуз-Лотрека. На первом этаже НГХМ (Красный проспект, 5) царит атмосфера «прекрасной эпохи» рубежа конца XIX  века — время зарождения и расцвета богемного Монмартра, когда здесь творили известные драматурги, писатели, художники: Ренуар, Ван Гог, Аполлинер, Руссо, Утрилло… Именно здесь, на Монмартре, Тулуз-Лотрек прожил самую плодотворную часть своей творческой и в целом такой короткой жизни, создал свои самые известные работы, начал выставляться и имел успех.

— Монмартр в то время — центр популярной культуры, где были кабаре, кафе-шантаны, театры, цирки, — художник окунулся в эту жизнь с головой. Он стал не только прославленным живописцем, но и мастером театральной афиши, подняв её на уровень искусства. В аристократическом мире все обращали внимание на его инвалидность. А тут всё было на показ, ничего не пряталось, всё было открыто, — рассказывает куратор выставки — начальник экспозиционно-выставочного отдела НГХМ Сергей Тиханов. — Тулуз-Лотрек был невероятно активным человеком, это чувствуется по его рисункам, по его манере рисовать. Живая линия — вот что для него было богом. Он говорил: я не изображал идеал, я изображал правду. И несмотря на то что здесь представлена литография — не живопись, не совсем оригиналы, а почти что авторские повторения, — есть возможность прикоснуться к миру этого человека: я сам, когда готовился к выставке, был очень поражён.

Пресс-показ для журналистов и блогеров.

Всего за восемь лет своего увлечения литографией (с 1891-го по 1899 год) Лотрек исполнил около 350 эстампов и афиш. Это был новый графический язык, в котором соединились звучность цвета импрессионизма с лаконичностью рисунка японской гравюры.

Открывает экспозицию афиша 1892 года (литография 1967 г.) — выступление певца Аристида Брюана в кабаре «Амбассадор», одного из самых популярных в своё время певцов кабаре, чьей славе всегда сопутствовала атмосфера скандала. Брюан был другом художника. Брутальный, в неизменном алом шарфе и широкополой шляпе, трубадур бандитов и бродяг. Открыв своё кабаре, Брюан в первый же вечер стал оскорблять посетителей, выражая гнев по поводу того, что их всего трое, они ушли, а на следующий день собрался полный зал людей — все ждали, когда же  Брюан начнёт свои гневные нападки.

Одна из лучших работ художника — афиша со звездой «Мулен Руж» Ла Гулю и её партнёром по танцам Валентином «Бескостным». Эта афиша в 1891 году сделала танцовщицу знаменитой в один день. Яркая причёска Ла Гулю («обжоры» — как звали её за привычку опустошать чужие бокалы и тарелки) перекликается с цветом жёлтых кругов — электрические лампы, которые первыми появились именно в этом кабаре. Ведущая звезда кабаре и всего Монмартра танцевала канкан так, что не могла не влюбить в себя Тулуза-Лотрека. Чувства были безот­ветными, она не обращала на него внимания, скоро разбогатела. Но так часто прикладывалась к чужим бокалам, что однажды упала со сцены — и была уволена. Тогда-то Ла Гулю вспомнила о Лотреке и попросила помощи, он оформил ей фургончик, но славу её это уже не спасло…

Куратор выставки — начальник экспозиционно-выставочного отдела НГХМ Сергей Тиханов.

Выставка даёт представление о разных периодах творчества Тулуза-Лотрека. Кроме короткого этикетажа, здесь есть подробные сопроводительные тексты о жизни художника — от счастливого детства в обеспеченной семье до психиатрической лечебницы, в которой неутомимый гений рисунка особенно много писал о… цирке и его обитателях.

Есть здесь и трогательные, очень человечные рассказы о моделях художника, с кем он дружил и за чьим творчеством наблюдал. Певица с экспрессивным выразительным тембром и мимикой, выставлявшая вперёд свои длинные руки в чёрных перчатках, — Иветт Гильбер. Маленькая и хрупкая танцовщица Джейн Авриль с лицом «падшего ангела», чью искалеченную психику лечил доктор Шарко. Первая женщина-клоун Шао-Ю-Као — мужиковатая, не стеснявшаяся своей ориентации, но свободная и искренняя личность. Литография с изображением сидящей Шао-Ю-Као открывает серию из нескольких листов «Они». Из всей серии именно эта работа пользовалась наибольшим успехом и быстро разошлась среди коллекционеров. Воздушный бело-жёлтый верх её костюма кажется особенно легкомысленным на фоне чёрных колгот.

И Аристид Брюан, и Ла Гулю были выдающимися артистами Монмартра в своё время.

— Тулуз-Лотрек в разговоре иногда опускал глаголы, мог вместо какой-то длинной замысловатой фразы сказать одно слово — эта его способность восхищала людей. Был невероятный контраст между его внешностью и обаянием этого человека, он умел покорять людей, они привязывались к нему, — продолжает куратор выставки. — Серию о жизни женщин в борделе художник назвал ёмко — «Они». В Париже открыли очень пафосный публичный дом, невероятно дорогой, и даже женщины приходили посмотреть интерьеры. Тулуз-Лотрек пропадал там целыми днями, родные пытались его устыдить, на что он отвечал: я нигде не чувствую себя таким свободным, как в борделе... Он приносил этим девушкам обожаемый ими гусиный паштет, дарил цветы на дни рождения и выводил их в самые дорогие театры. А девушки и не знали, что этот маленький человек — почти королевских кровей и известный художник... В этих работах нет грязи или пошлости, художника интересовали будни этих женщин: что их волнует, чем они живут. И тут на самом деле нет ничего страшного и жуткого, и всё равно очень страшно — от этой пустоты и безысходности.

Иные ощущения вызывает целый ряд графических портретов женщин — литографий с эскизов, выполненных в лёгкой изящной манере, — их глубина и наполненность переданы одним карандашным наброском. Вся жизнь художника была движением, и в лицах других он умел поймать неуловимое движение и так передать его, что за этим читались характер и судьба. Художник Тулуз-Лотрек отличался ироничным взглядом, замечал в людях смешное, комичное, нелепое и вместе с тем нечто очень красивое, нежное и искреннее.

Можно сфотографировать тексты, а после спокойно прочитать (перечитать).

Литография — вид графики, при котором рисунок первоначально выполняется на печатной основе (каменной плите), а затем под давлением переносится на бумагу, и так с каждым отдельным цветом. Экспериментатор по жизни, Тулуз-Лотрек был увлечён литографией, сам нередко участвовал в процессе печати, широко применял разбрызгивание красок жёсткой щёткой, от чего получался чисто живописный эффект — вибрация света и цвета.

На этой выставке вас ждёт немало открытий. И так же, как на рекламе первого бумажного конфетти (а Тулуз-Лотрек был пионером рекламы), эти удивительные литографии, наполненные людьми, эмоциями, цветом и изящными линиями, своей необыкновенной атмосферой поднимут ваше настроение. Иначе и быть не может, ведь жизнь прекрасна!

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
383

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up