13.07.17

Туман-арена

Проект строительства в Новосибирске новой ледовой арены вызвал множество вопросов, вновь отодвинувших шансы на её появление.

По задумке проектировщиков многофункциональная арена должна стать местом проведения крупнейших спортивно-культурных событий города.

На прошлой неделе состоялась расширенное заседание рабочей группы при губернаторе Новосибирской области по реализации проекта строительства ледовой арены в Кировском районе Новосибирска. Многим казалось, что появление нового спортивного объекта на левом берегу Оби — вопрос практически решённый, и презентация эскизного проекта станет логичным шагом на пути к осуществлению мечты новосибирских болельщиков. Но, как это часто бывает, сумма неясностей и недоговорённостей перевесила очевидную необходимость строительства арены. Попытаемся разобрать все «за» и «против» и понять, почему сегодня шансы на появление нового ледового дворца не очень высоки.

 


История вопроса


Серьёзно тема строительства нового ледового дворца в Новосибирске возникла в ноябре 2015 года, когда в городе открывали новый крытый каток для школы хоккейной «Сибири». На мероприятии местного масштаба неожиданно для многих появился президент Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель, сделавший громкое заявление о том, что Новосибирск может стать местом проведения одного из самых ярких и зрелищных турниров — молодёжного чемпионата мира. Новость со временем не только не «заглохла», но и вышла на самый высокий уровень. Новосибирский вариант лоббировал президент федерации хоккея России (ФХР) Владислав Третьяк, идёю проведения крупных турниров не только в двух столицах, но и в регионах одобрил президент РФ Владимир Путин. Главной преградой на пути воплощения этой прекрасной идеи являлось, собственно, отсутствие современного ледового дворца. Но на волне энтузиазма казалось, что времени ещё много, поддержка государства есть и задача будет решена. Тем более что основные компоненты для этого существовали уже тогда.

Место для будущего ледового дворца было определено ещё в генплане 1984 года.


Во-первых, ещё в советские времена был определён участок в 40 гектаров на улице Горской. Когда-то там хотели строить футбольный стадион, но, учитывая состояние футбола в Новосибирске, эта тема сошла на нет. Во-вторых, и это подтверждал губернатор НСО Владимир Городецкий, инвестиционный интерес к проекту сразу проявил один из учредителей и основной спонсор ХК «Сибирь» компания «Сибирский антрацит». Глава региона сразу дал понять, что на бюджетные средства дворец не построить, область и так потратится на подготовку площадки, инженерную и транспортную инфраструктуру. По разным оценкам, это обойдётся бюджетам области и города Новосибирска примерно в 3 миллиарда рублей — немногим меньше, чем стоимость строительства самой арены, оцениваемой в 3,5—4 миллиарда. К тому же большая часть средств, затраченных регионом, якобы будет компенсирована из федерального бюджета. Вроде всё здорово, но на заседании рабочей группы возникли поистине непреодолимые разногласия.

 


Эволюция проекта


Понятно, что дворец не должен стоять в чистом поле: вокруг должна быть хоть какая-то торгово-развлекательная активность, места для прогулок и так далее. По генплану Новосибирска 1984 года территория вокруг будущего спортивного объекта окружена парком и набережной со стороны Оби. На старте разговоров о нынешнем дворце звучали «гостиница и бизнес-центр». Затем всё чаще стали «всплывать» некие проекты с жилыми кварталами. Несомненно, что территория должна быть комплексно застроена, вопрос — чем именно застроена. Как ни пыталась директор центра градостроительных компетенций Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Ирина Ирбитская завуалировать представляемую модель комплексного развития территории красивыми оборотами типа «дефицитный тип городской среды», «центр здорового образа жизни» и «интегрированный девелопмент», в переводе на цифры это всё уже так красиво не звучало. На территории в 30 гектаров рядом с ареной (сама она должна занять 10 га) предлагается разместить до 400 тысяч квадратных метров жилья на 15-17 тысяч жителей. Дома, дворы, проезды и стоянки должны занять 17-18 гектаров. Как они будут туда заезжать и выезжать — вопрос десятый: проблема в том, что мы банально получим ещё один жилмассив. В котором за счёт бюджета придётся строить школу, детский сад и поликлинику. Как предложил на заседании рабочей группы заместитель председателя комитета заксобрания по строительству, ЖКХ и тарифам Дмитрий Козловский, может, проще построить ледовый дворец силами трёх бюджетов (с учётом предполагаемых компенсаций из федерального бюджета) и чтобы область с городом владели им полноправно.

 


Размах на рубль


Многим предложение Дмитрия Козловского понравилось, но я бы не стал торопиться брать его за основу, и вот почему. Практика отдавать инвесторам «довески» в виде участков земли, на которых они могут построить коммерческую недвижимость, можно сказать, традиционна. И инвесторам этот участок нужен позарез, потому что они прекрасно понимают, что арена, скорее всего, станет не активом, а обузой. Многофункциональный комплекс, способный принимать, помимо хоккея, и другие виды спорта, а также концерты и прочие массовые мероприятия (до 150-200 дней в году), — это, безусловно, мировой тренд, но когда нам в качестве примера приводят похожие арены в Лондоне, Берлине или Хельсинки, то хочется либо плакать, либо смеяться…


В России пока нет ни одного примера полной окупаемости спортивных арен. Даже в Москве при самых оптимистичных раскладах этот срок составляет не менее 10-12 лет. Даже если на нашу «Сибирь» дворец будет забиваться под завязку (11 380 зрителей), то это максимум 35-40 матчей в году. На мини-футбольный «Сибиряк» и волейбольный «Локомотив» (при всём уважении к этим замечательным командам) на «топовые» матчи вряд ли придёт и ползала. Артистов, способных собрать 10-12 тысяч зрителей, — единицы. Да и платить за билеты (как жители Лондона, Берлина или Москвы) новосибирцы явно не готовы. Молодёжный чемпионат мира — это всего 10 дней, а после яркого праздника у дворца начнутся будни. Мягко говоря, не самые красочные…


Кстати, о празднике. Не стоит забывать, что проведение МЧМ-2023 по хоккею нам официально так пока и не доверили. Было множество обещаний, были переносы сроков. Сейчас звучит дата «май 2018 года». При этом говорят, что Россия и Новосибирск уже далеко не единственные претенденты. Строить дворец действительно нужно, но просто «чтобы был» — вряд ли! К тому же очень жёсткую позицию заняли депутаты Совета депутатов города Новосибирска. Как заявил председатель горсовета Дмитрий Асанцев, депутаты на данном этапе категорически отказываются согласовывать перезонирование 30 гектаров земли рядом с ареной из земель объектов спортивного назначения в земли общественно-деловой застройки. Что фактически ставит в тупик инвестора, который вряд ли согласится на такие условия. Между тем, чтобы подготовить документацию и построить дворец к МЧМ-2023, конкурс на выбор инвестора необходимо провести уже этой осенью. Заместитель председателя комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Александр Аксёненко напомнил, что из-за затяжки различных процедур в начале двухтысячных Ярославль лишился права принять у себя взрослый чемпионат мира. Арену просто не успели сдать в срок, и игры перенесли в Санкт-Петербург.

 


Что дальше?


На сегодня ответа на этот вопрос ни у кого нет. С учётом позиции депутатов горсовета губернатор Владимир Городецкий поручил рабочей группе продолжать работу над поиском оптимального проекта строительства ледовой арены, и здесь скорее следует услышать позицию потенциального инвестора. Иначе действительно придётся строить за бюджетные средства, которых нет, или не строить вообще. Так что ближайшие недели станут временем, когда кому-то придётся менять свою позицию, чем-то жертвовать и договариваться. Иначе — тупик и полный туман, которым сейчас окутана арена, будущее которой ещё недавно казалось таким безоблачным.


Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Андрея БАУЛИНА

 

Александр КАРЕЛИН, трёхкратный олимпийский чемпион, депутат Госдумы РФ:
— Никто не отвергает необходимость дворца, но как дальше будет происходить перспективное развитие этой территории? Как область и город смогут контролировать и влиять на ситуацию? Или на них будет только ответственность за строительство инфраструктуры? По опыту знаю, что при реализации столь крупных проектов неизбежно появляются субподрядчики, субагенты и нужен реальный наблюдательный совет с правом вето на те или иные их действия.

 

Александр МОРОЗОВ, председатель комитета заксобрания НСО по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Этот объект, как воздух, необходим спортсменам. Нам нужно принять хотя бы политическое решение, что объект надо строить, а все остальные инфраструктурные образования — жильё и другие — обсуждать, искать другие модели.

back

Новости  [Архив новостей]

up